Тема: Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия




Задание 1.1

Осуществление прокурорского надзора за точным исполнением законов органами предварительного расследования составляет основное содержание деятельности прокуратуры в досудебном производстве по уголовным делам. Надзорная роль прокурора в механизме стабилизации уголовно-процессуальных отношений состоит в выявлении и устранении нарушений, допущенных следователем или дознавателем при расследовании уголовных дел, в целях защиты прав участников уголовного процесса, формирования единой практики применения действующего законодательства. Сущность прокурорского надзора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования заключается в выявлении прокурором нарушений прав граждан при проверке заявлений о преступлениях, производстве предварительного расследования, требования прокурора, адресованного руководителю следственного органа, об устранении нарушений федерального законодательства, отмены прокурором незаконных решений органа дознания, дознавателя при производстве дознания, восстановления прав граждан. Права и обязанности (полномочия) прокуроров при осуществлении надзора за деятельностью органов предварительного следствия и дознания, порядок и форма их реализации в юридической литературе именуются правовыми средствами (формами) прокурорского надзора. Применение правовых средств надзора ведет к возникновению уголовно-процессуальных отношений между прокурором, с одной стороны, органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, наделенными полномочиями по расследованию уголовных дел, — с другой стороны.

Задание 1.2

В соответствии со ст. 30 Закона о прокуратуре вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания регулируются приказами Генерального прокурора РФ. На органы прокуратуры возложено осуществление надзора за исполнением законов всеми органами дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное и незамедлительное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания, как правило, разделяется на следующие участки:

- надзор за законностью выносимых органами дознания постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела (проверка материалов и принятых по ним решений);

-надзор за законностью расследования дел дознания, по которым установлены фигуранты, и надзор за расследованием уголовных дел дознания, по которым фигуранты не установлены.

Основной объем работы при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания выполняется районными, городскими и прировненными к ним прокуратурами. В прокуратурах городов и районов, где позволяет штатная численность прокурорских работников (прокуратуры крупных городов), надзор за исполнением законов органами дознания, нередко возлагается на отдельного помощника прокурора (иногда и двух) и заместителя прокурора, курирующего надзор за исполнением законов органами, осуществляющими следствие и дознание. Наибольший объем работы на данном направлении связан с проверкой законности решений, принимаемых по материалам с вынесенными постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела. В крупных городах и районах подобных постановлений может выноситься свыше 10 тыс. за год. В связи с этим данный участок, как правило, закрепляется за наиболее опытным прокурорским работником. Осуществление действенного надзора за законностью расследования дел, по которым установлены фигуранты, также требует надлежащей организации. Это связано в первую очередь с тем, что в настоящее время расследованием указанной категории дел нередко занимаются дознаватели недостаточно высокой квалификации, не обладающие необходимым опытом. Осуществление своевременного и надлежащего прокурорского надзора обеспечит качественное и своевременное расследование указанных дел. Организация прокурорского надзора за раскрытием преступлений по делам дознания так же имеет свою специфику. Указанный вид надзора тесно связан с надзором за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, их сотрудничеством с органами дознания в целях раскрытия преступления и установления лиц его совершивших

 

 

Задание 1.3

В этом направлении деятельности прокурора можно выделить три части:

– надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовных дел;

– надзор за соблюдением прав участников процесса при окончании предварительного расследования;

– действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и обвинительным актом.

Надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и преследования прокурор осуществляет как по жалобам лиц, заинтересованных в продолжении уголовного преследования лиц, так и при их отсутствии. Дознаватель не вправе без согласия прокурора прекратить уголовное преследование по так называемым не реабилитирующим основаниям, предусмотренным ст. 25, 28 и 28.1 УПК РФ, т.е. в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим, деятельным раскаянием обвиняемого, возмещением им в полном объеме ущерба, причиненного уклонением от уплаты налогов, а также обратиться в суд с ходатайством о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с возможностью его исправления без применения уголовного наказания (ст. 427 УПК РФ)[1]. Согласно Приказу № 137, рассматривая вопрос о даче такого согласия, прокурор обязан тщательно изучить все обстоятельства совершения уголовно наказуемого деяния, проверить наличие оснований и условий, позволяющих принять решение об освобождении от уголовной ответственности. При этом необходимо выяснить, не является ли заявление потерпевшего о прекращении уголовного дела результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.

 

Задание 2

Задача 5

При проведении проверки исполнения требований федерального закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений прокурор выявил факты фальсификации материалов доследственных проверок. Какие средства прокурорского реагирования необходимо реализовать прокурору в данном случае?

 

К процессуальным средствам прокурорского реагирования относятся:

– письменное указание прокурора;

– утверждение прокурора;

– согласие прокурора;

– различного рода постановления прокурора;

– ненадзорные представления и жалобы, вносимые прокурором на судебные акты.

Непроцессуальными средствами являются следующие акты прокурорского реагирования:

– протест;

– представление прокурора, вносимое в порядке надзора;

– предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;

– постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении;

– требование прокурора об изменении нормативного правового акта.

К непроцессуальным средствам прокурорского реагирования также относятся средства, регламентированные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", такие как предупреждение прокурора и решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения, осуществляющего экстремистскую деятельность.

Задача 13

При изучении уголовного дела, поступившего из органа дознания с обвинительным актом, по обвинению Романова в совершении преступления, предусмотренного часть. 1 ст. 171.1 УК РФ (Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке акцизными марками, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере), прокурор установил, что из 9 томов уголовного дела в 7 томах содержатся изъятые в качестве вещественных доказательств документы, связанные с предпринимательской деятельностью Романова, но не имеющие отношения к совершенному преступлению. Какими полномочиями следует воспользоваться прокурору?

Статья 33. Полномочия прокурора

1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

 

2. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: