Участие международных финансовых организаций в модернизации экономики.




Для того чтобы рассмотреть модернизацию экономики с помощью международных организаций, следует рассмотреть процесс глобализации. Основными проявлениями глобализации считаются создание единого мирового рынка, основанного на свободном обмене товаров и капитала, широком доступе к зарубежным товарам потребителей и корпораций; активное развитие межгосударственных финансовых, торговых и производственных связей, расширившийся культурный обмен, возрастание информационных потоков между географически удаленными регионами, распространение технологий.

Глобализация предполагает разделение мира на центр и периферию. Процесс глобализации отражает все возрастающую зависимость между государствами, особенно остро эта зависимость проявляется в отношении развитых и развивающихся стран. От глобализации в первую очередь получают преимущества развитые страны. Указанная возросшая взаимозависимость между национальными экономиками несет в себе угрозу финансово-экономической стабильности. Также важно отметить, что в результате процессов глобализации произошло приобщение значительной части человечества к плодам современного развития. Иностранная помощь – один из аспектов глобализирующегося мира, принесла пользу. В самых бедных африканских странах без иностранной помощи сотни тысяч людей погибли бы от голода и болезней. Среди таких международных организаций лидирующее положение занимают, пожалуй, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк). Международный Валютный Фонд и Международный банк реконструкции и развития были созданы в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы.

МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую помощь. МВФ декларирует помощь в построении и поддержании сильной экономики. Помимо оказания финансовой помощи, МВФ помогает членам выявлять и диагностировать проблемы финансовых систем; разрабатывать стратегии системных реформ и реструктуризации банков. Деятельность МФВ касается создания валютного рынка, основ денежно-кредитной политики, банковского регулирования и надзора, мер по борьбе с отмыванием денег, налоговой политики и администрации, управления государственными финансами.

Деятельность Международного банка реконструкции и развития носит более широкий характер. Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, также предоставляя техническую и финансовую поддержку. Основной целью МБРР с экономической точки зрения является- помощь странам в реформировании определенных секторов или осуществлении конкретных проектов. Например, здравоохранение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, образование, энергетика и добыча полезных ископаемых, инфраструктура – дороги, порты, помощь в создании институтов государственного управления; содействие и поддержка политики институциональных реформ. Помощь Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. МБРР предоставляет развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты на цели развития.

Участие международных организаций в выработке политики в государствах-членах, особенно в странах-заемщиках приобрело за время их деятельности существенные масштабы.

Однако у иностранной помощи и поддержки есть и обратная сторона. Подобная практика становится самовоспроизводящейся, и, таким образом, серьезно подрывает возможности развития и ухода от сырьевой экономики.

Развитые страны все больше навязывают свои правила игры и модели развития, оказывая помощь развивающимся странам – как финансовую, материальную, так и консультационную. В свою очередь развивающиеся страны очень боятся лишиться иностранной помощи, в которой испытывают нужду (кто же захочет отказываться от иностранной помощи, пусть даже на основе кредита5, если страна не обладает необходимым уровнем экономического, кадрового и организационного потенциала для проведения жизненно важных мер), следовательно, имеют все меньше влияния на процессы в своих обществах, выполняя указания международных экономических институтов для сохранения такой помощи.

Целый ряд развивающихся стран оказались в глубоком кризисе, следуя подобным рекомендациям международных финансовых организаций. Перед каждой страной стоят особые задачи, но в их стратегиях реформ имеются некоторые общие элементы: проведение стабильной экономической политики; укрепление институционального и кадрового потенциала; а также формирование благоприятных условий для предпринимательской деятельности, которые способствовали бы привлечению прямых иностранных инвестиций, созданию рабочих мест и сокращению бедности.

Факторы институциональных изменений можно разделить на внутренние и внешние. Мы имеем дело преимущественно с внешними факторами как лежащими за пределами национального государства.

Основная цель импорта институтов состоит в ускорении экономического развития. При этом не стоит забывать, что институт отвечает определенной общественной потребности. Экспортеры института стремятся к унификации экономического, социального и политического пространства, поскольку это облегчает реализацию собственных задач в поле влияния. Институты могут базироваться на некоторой идеальной модели, то есть напрямую переносятся из теории в практику.

Заимствование институтов извне может приобретать две формы. Заимствование самых передовых институтов у развитых стран безотносительно местных условий, существующих норм, в особенности неформальных, инфраструктуры, кадров и др. А также заимствование с адаптацией. Это более продуктивный вариант – конструирование институтов в развивающейся стране на основе адекватных институтов, существующих в других странах. Здесь возможно одновременное заимствование нескольких вариантов института и их сосуществование. Импортирован может быть как действующий на настоящий момент институт, так и существовавший в прошлом той или иной страны.

Страны-импортеры, занимаясь реформированием государственного управления и народного хозяйства, стремятся в короткие сроки преодолеть тот путь, на который развитые страны затратили десятилетия. Роль импорта институтов особенно возросла в свете межстрановой интеграции, деятельности международных финансовых организаций. Широкомасштабные реформы, проводимые в ряде стран, преследовали цель ускорения экономического развития путем заимствования лучших институциональных образцов – заимствования из наиболее эффективных систем. Однако практика свидетельствует о том, что институты, эффективные в одной системе, могут не принести никакой пользы, а в худшем случае – нанести вред импортирующей системе. В частности, МВФ, финансируя проведение реформ в целом ряде государств, рекомендовал максимально быстрый импорт и встраивание передовых институтов.

Проекты Всемирного банка, проводимые при поддержке международных организаций реформы часто не закрепляются, их не удается завершить и таким образом осуществить переход на новый уровень развития для данной страны. Причиной тому может служить появление дисфункций институтов. Основное внимание в исследованиях по данному вопросу обращено к проблеме несовместимости формальных и неформальных норм. Новые формальные институты, будучи трансплантированы, оказываются в окружении неформальных, сохранившихся в прежнем виде.

Пока идет международная поддержка, институт функционирует, проблемы начинаются по ее завершении. С одной стороны, кредиты и займы международных организаций призваны содействовать развитию в определенных сферах. Удастся ли поддержать этот импульс развития? Основной вопрос, стоящий перед правительствами развивающихся стран – как обеспечить устойчивость инновационных практик? Ведь с прекращением иностранной финансовой поддержки у государства может попросту не оказаться ресурсов и новый институт постепенно перестанет выполнять свои функции и может прекратить свое существование. Заимствование института поддерживается международными организациями, за которыми стоят интересы развитых стран как основных доноров средств. Страна-импортер стоит перед выбором: с одной стороны, принятие предлагаемого образца является неоптимальным в рамках сложившихся взаимодействий и правил, с другой – при отказе от иностранного участия она упускает конкретную выгоду получения материальной помощи. Два основных: иностранная помощь, займы, кредиты самым бедным странам и к чему это приводит; экспорт институтов в развивающиеся страны. Иностранная материальная и консультативная помощь в проведении, например, рыночных реформ, реформирования государства в направлении повышения эффективности, роль этой помощи нуждается в отдельном изучении.

Роль и практика заимствования институтов усиливается и становится более распространенной в эпоху глобализации, но качественно дает совершенно неоднозначные результаты. Направленная на развитие, повышения темпов экономического роста, благосостояния и пр. деятельность международных организаций в условиях глобализации в действительности консервирует сложившуюся ситуацию зависимости и увеличивают неравенство. Программы развития не способствуют росту экономической самостоятельности и социальной активности в развивающихся странах. Развивающиеся страны оказываются перед новым вызовом: как поддержать импульсы развития и обеспечить его устойчивость в отсутствие международной помощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: