- состоит из двух частей – двух периодов.
I часть II часть
A | B |
a a1 | b a1 |
середина реприза
(предложение) (предложение)
Простая трёхчастная репризная форма.
- состоит из трех частей - трёх периодов.
I часть II часть III часть
A | B | A |
а а1 | b b1 | а а1 |
средняя часть реприза
период период период
Сложная трёхчастная форма
- это форма, в которой крайние части больше, чем период.
Если вторая часть имеет законченную форму, то она называется – трио.
Если вторая часть имеет законченную форму, то она называется – эпизод.
I часть II часть III часть
| I часть II часть III часть
|
трио эпизод
Рондо
Рондо - французское слово и в переводе означает «круг». В старину во Франции водили по кругу песни-хороводы. Эти песни строились на чередовании неизменного припева и совершенно разных запевов. Из этих песен-хороводов и возникла форма рондо.
Рондо - это форма, которая основана на чередовании припева (рефрена) и эпизодов.
A B A C A
A - рефрен – тема, которая повторяется.
B C - эпизоды – новые темы.
Вариации
Слово «вариация» с латинского переводится как «изменение». В музыке вариация означает изменённое повторение темы. Тема обычно пишется в простой форме: период, простая двухчастная, простая трёхчастная.
Вариации - это музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений.
А А1 А2 А3 А4………….Аn
тема вариации
Типы вариаций:
тип | сохраняется | изменяется |
Вариации на baso ostinato | Бас | Верхние голоса |
Вариации на soprano ostinato | Мелодия | Сопровождение |
Орнаментальные вариации | Форма, гармония, опорные точки в мелодии | Мелодия, фактура, фигурации аккомпанемента и т.д. |
Жанровые вариации | Облик темы | Жанр |
Сонатная форма
|
Сонатная форма - это форма, основанная на противопоставлении двух тем, которые в экспозиции проходят в разных тональностях, в разработке они развиваются, а в репризе повторяются обе в основной тональности.
Сонатная форма состоит из трёх разделов: экспозиция, разработка, реприза.
Экспозиция.
Основана на четырёх темах: главная, связующая, побочная, заключительная. Основные темы - главная и побочная. Обычно они контрастны друг другу. Главная тема (партия, ГП) - активная, энергичная, звучит в основной тональности. Побочная тема (ПП) - более напевная, лирическая, звучит в тональности доминанты или параллельной тональности. Связующая тема (Св.П) - переход из главной тональности в побочную. Заключительная тема (ЗП) - завершает экспозицию и утверждает тональность побочной темы.
Разработка.
Происходит развитие тем экспозиции. Меняются тональности, лад, регистры, фактура. Может развиваться не вся тема, а её самый выразительный мотив. Такое развитие называется мотивным. Разработка - самый напряжённый раздел сонатной формы.
Реприза.
Темы экспозиции повторяются в прежнем порядке, но звучат в основной тональности.
Экспозиция | Разработка | Реприза |
ГП - Т Св.П - Т-Д ПП - Д ЗП - Д | Развитие тем или новый эпизод | ГП - Т Св.П - Т ПП - Т ЗП - Т |
В сонатной форме могут быть вступление и кода.
Циклические формы
Слово «цикл» в переводе с греческого означает круг.
Музыкальный цикл - это многочастное произведение, которое состоит из нескольких самостоятельных частей, расположенных в определённом порядке. Форма такого произведения называется циклической. Циклы бывают вокальные и инструментальные.
|
Вокальные циклы состоят из песен и романсов. Они объединяются сюжетом, настроением или стихами одного поэта.
Инструментальные циклы состоят из различных пьес. Они могут объединяться названием, порядком частей, общей тональностью. Инструментальные циклы делятся на два вида: сюитный и сонатно-симфонический.
Сонатно-симфонический цикл - это сложная многочастная инструментальная форма.
К сонатно-симфоническому циклу относятся симфония и соната.
Соната
Соната - итал. звучать.
Классическая соната - это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.
Классическая соната обычно состоит из трёх частей контрастных по характеру, темпу, но связанных общим замыслом и тональностью.
часть | темп | форма |
I часть | Быстрая | Сонатная форма |
II часть | Медленная | Форма может быть разной |
III часть | Быстрая | Сонатная форма, рондо |
Симфония.
Симфония - греч. созвучие.
Симфония - это произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла.
Классическая симфония обычно состоит из четырёх частей. Части контрастны друг другу, но объединяются одной тональностью.
часть | темп | форма |
I часть | Быстрая | Сонатная форма |
II часть | Медленная | Форма может быть разной |
III часть | Умеренная | Сложная трехчастная форма |
IV часть | Быстрая | Сонатная форма, рондо |
Музыкальные жанры
|
Вокальные | Вокально-инструментальные | Инструментальные | Симфонические | Музыкально-театральные |
-песня -романс | -кантата -оратория -месса | -сюита -соната -миниатюра | -симфония -концерт | -опера -балет |
Сложные музыкальные жанры имеют сложное содержание, а значит и строение. Бывают вокальные, инструментальные и театрально-сценические.
Вокально-инструментальные жанры. Это крупные произведения для хора, солистов и оркестра, которые исполняются на концертной сцене — кантата, оратория, месса. Оратория превосходит кантату по масштабам. Месса – произведение религиозного характера, исполняемое на латыни. Имеет основных 5 частей.
Инструментальные жанры. Это произведения для одного-трех музыкальных инструментов:
· Соната – камерное инструментальное произведение для 1-3 исполнителей в трех частях (быстрая – медленная – быстрая).
· Сюита – многочастное произведение, бывает инструментальная, танцевальная и вокальная.
Симфонические жанры. Это произведения для симфонического оркестра.
· Симфония – крупное произведение для симфонического оркестра в четырех частях (быстрая – медленная – менуэт – быстрый финал).
· Концерт – произведение для инструмента-соло с оркестром в трех частях (быстрая – медленная – быстрая).
Музыкально-театральные жанры. Это крупные произведения, состоящие из нескольких действий, картин, сцен. Сценарий к ним называется либретто.
· Опера – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.
· Балет – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является танец.
ОПЕРНЫЕ ТЕАТРЫ
Большой театр, г.Москва | Мариинский театр, г.Санкт-Петербург | Метрополитен-опера, США, г.Нью-Йорк |
Гранд-Опера, г.Париж | Оперный театр, Австралия, г.Сидней | Ла Скала, Италия, г.Милан |
ДИРИЖЕРЫ
Евгений Мравинский Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии | Владимир Спиваков «Виртуозы Москвы» | Юрий Башмет Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» |
Артуро Тосканини Италия Оркестр «Ла Скала» | Герберт фон Караян Австрия Берлинский филармонический оркестр | |
ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫИ ПЕВИЦЫ
Владимир Атлантов Тенор Большой театр, Метрополитен Опера, Венская государственная опера | Леонид Собинов Тенор Большой театр, Ла Скала | Дмитрий Хворостовский Баритон | Иван Козловский Лирический тенор Большой театр |
Сергей Лемешев Лирический тенор Большой театр | Федор Шаляпин Бас Большой театр, Ла Скала | Пласидо Доминго Тенор Испания | Хосе Каррерас Тенор Испания |
Лучано Паваротти Тенор Испания | Монсерат Кабалье Сопрано Испания | Ирина Архипова Меццо-сопрано Большой театр | Галина Вишневская Лирико-драматическое сопрано |
Мария Каллас Сопрано США | Анна Нетребко Сопрано Россия/Австрия | ||