Содержание практики
1. Знакомство со школьной документацией
2. Знакомство с коллективом класса, классной документацией, составление плана практики.
3. Посещение уроков учителей и студентов с целью пополнения методических приемов педагогической деятельности.
4. Планирование и проведение системы уроков по предмету, выделение в них воспитательных и развивающих аспектов.
5. Проведение одного ключевого (системообразующего) мероприятия и анализ его места в системе воспитательной работы с классом
Отчет по практике должен содержать следующие разделы:
- Дневник по педагогической практике
- Титул
- Информация о школе и о классе
- Анализы уроков (1 анализ урока учителя-предметника, 2 анализа уроков коллег-студентов)
- Анализ мероприятия
- Самоанализ по итогам практики
Приложение 1.
Примерная схема анализа урока, проводимого учителем
1. Общие сведения об уроке: дата, учитель, класс, предмет, оборудование, ТСО.
2. Организация урока. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя создать рабочую обстановку в классе.
3. Тема, цель и основные задачи урока (образовательные, развивающие и воспитательные). Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
4. Организационные стороны урока. Структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся, сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм работы.
5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:
- эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков;
|
- воспитание в процессе обучения;
- эффективность использования жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
6. Соответствие примерных методов изучения нового материала целям, содержанию урока, возрастным особенностям учащихся, а также решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.
7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и знаний.
8. Психологические особенности урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.
9. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.
10. Индивидуальный подход в процессе воспитания:
- стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор, умение держаться и руководить классом;
- оценка знаний и деятельности учащихся на уроке;
11. Выводы и предложения.
Приложение 2
Примерная схема анализа урока коллеги-студента на основе интервизии
Уважаемые студенты, посещая урок своего коллеги по педагогической практике, помните о некоторых несложных правилах общения в подобных ситуациях:
1. на уроке коллеги Вам наверняка что-то понравится, а что-то нет. Когда Вы будите сообщать об этом, старайтесь говорить о том, что было сделано (или не сделано), но не о самом человеке, который вел урок.
2. Одну и ту же цель можно достигать разными способами, поэтому если Вы не согласны со способами, которые избрал Ваш коллега, то просто скажите о тех способах, которые избрали Вы.
|
3. Помните, что Ваше видение урока может помочь Вашему товарищу вовремя исправить ошибки и избежать их на контрольном уроке, оцениваемом методистом.
4. Дата: ___ Класс: _______ Предмет: ______________
5. Урок проводил: ____________ Урок наблюдал:_______________________
6. Цель посещения урока:________ Тема урока: ________________________
7. Каково место урока в теме, разделе, курсе? __________________________
8. Как этот урок связан с предыдущими и последующими уроками?
9. Тип урока?
10. Учитывались ли на уроке особенности учащихся данного класса? Ккакие и как?
11. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, задачи развития? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными?
12. Рационально ли распределено на уроке? Логичны ли связки между этапами урока?
13. Какие методы и формы обучения использовались на уроке?
14. Какие использовались средства обучения (пособия, возможности кабинета)?
15. Какая психологическая атмосфера была на уроке? Как она создавалась?
Приложение 3
Примерная схема анализа мероприятия
I. Обоснование выбора ключевого мероприятия
1. Какие особенности класса, с которым Вы работаете, удалось выявить в первые дни знакомства с ним через различные методы изучения (беседы с педагогами школы, знакомство с педагогической документацией и творческими работами учащихся, наблюдения, беседы, анкеты, тесты и т.д.)?
2. Какая основная педагогическая проблема в воспитании учащихся Вами была выделена и почему именно она представляется Вам наиболее значимой?
3. Какой вклад в ее разрешение Вы планировали внести за время педагогической практики? Насколько это решение было обосновано Вашими личными особенностями и условиями, в которых Вы работали с детьми?
4. В чем было назначение выбранного Вами мероприятия? Его целевые установки.
II. Подготовка мероприятия
1.Как Вы настраивали учащихся (содержательно и эмоционально) на проведение данного мероприятия?
2. Какие подготовительные мероприятия и с кем (с классом, группами учащихся, индивидуально, с педагогами, с родителями) провели? Для чего они были нужны? Какого результата достигли?