критерию согласия Х2
В расчете межремонтного ресурса двигателя по интегральным прямым определяется теоретическое количество точек информации при ЗНР и ЗРВ. Для этого, пользуясь графиком (см. рис. 2), измеряются в мм ординаты утφ от опытных точек 3, 6, 7, 10, 11, 12, 13 до пересечения с соответствующими интегральными прямыми. Согласно (приложению 3), определяются теоретические значения накопленных вероятностей.
Так для ЗНР получается:
ут3 = 62,0 мм; ут6 = 72,0 мм;
ут7 = 105,0 мм; ут10 = 117,0 мм;
ут11 = 151,0 мм; ут12 = 159,0 мм;
ут13 = 182,0 мм;
Опытные и теоретическое число точек информации определяется по формулам
, (17)
, (18)
где – накопленные вероятности выбранных точек информации φ – го порядкового и предыдущего ему номера;
– теоретические накопление вероятности выбранных точек информации φ – го порядкового номера и предыдущего ему номера.
m3 = 29 (0,12– 0) = 3,48; mт3 = 29 (0,14 – 0) = 4,06;
m6 = 29 (0,28– 0,12) = 4,64; mт6 = 29 (0,19 – 0,14) = 1,45;
m7 = 29 (0,35– 0,28) = 2,03; mт7 = 29 (0,41 – 0,19) = 6,38;
m10 = 29 (0,62– 0,35) = 7,83; mт10 = 29 (0,51– 0,41) = 2,9;
m11 = 2,61; mт11 = 7,54; m12 = 2,9; mт12 = 1,16; m13 = 2,61; mт13 = 3,19.
Так же определяется опытное и теоретическое число точек для ЗРВ. Согласно (приложению 4), определяются теоретические значения накопления вероятностей, а ординаты утφ от опытных точек 3, 6, 7, 10, 11, 12, 13 по графику (см. рис. 3).
ут3 = 56,0 мм; ут6 = 66,0 мм;
ут7 = 88,0 мм; ут10 = 94,0 мм;
ут11 = 108,0 мм; ут12 = 112,0 мм;
ут13 = 122,0 мм;
m3 = 29 (0,12– 0) = 3,48; mт3 = 29 (0,12 – 0) = 3,48;
m6 = 29 (0,28– 0,12) = 4,64; mт6 = 29 (0,19 – 0,12) = 2,03;
m7 = 2,03; mт7 = 6,96; m10 = 7,83; mт10 = 2,9; m11 = 2,61; mт11 = 6,67;
m12 = 2,9; mт12 = 1,74; m13 = 2,61; mт13 = 3,19.
Опытное mφ и теоретическое mтφ число точек информации сводится в таблицу 2.
Таблица 2
Опытное mφ и теоретическое mтφ число точек информации
|
Интервал между точками информации | mφ | mтφ | |
ЗНР | ЗРВ | ||
0…3,48 3,48..8,12 8,12…10,15 10,15…17,98 17,98…20,59 20,59…23,49 23,49…26,10 | 3,48 4,69 2,03 7,83 2,61 2,90 2,61 | 4,06 1,45 6,38 2,90 7,54 1,16 3,19 | 3,48 2,03 6,96 2,90 6,67 1,74 3,19 |
Величина критерия согласия Х2 определяется по формуле
(19)
где n – количество интервалов.
Для ЗНР
Для ЗРВ
Значение критерия согласия Х2 для ЗРВ, меньше чем для ЗНР. Поэтому более совпадающим является ЗРВ, который имеет: = 36,35 тыс. км.; σ = 12,7 тыс. км.
4.6. Определение коэффициента качества ремонта автомобильных двигателей по их межремонтным наработкам
Для определения коэффициента качества по долговечности отремонтированных двигателей, рассчитываются доверительные границы рассеивания среднего межремонтного ресурса по формулам:
Для ЗНР
, (20)
где tα – коэффициент для двусторонних доверительных границ (Прил. 6).
N – повторность информации.
Для ЗРВ
(21)
(22)
где r1, r2 – коэффициенты для двусторонних доверительных границ (Прил. 6).
Задавшись доверительной вероятностью β = 0,8 для N = 27 при ЗРВ
тыс. км.
тыс. км.
Относительная ошибка переноса δ (%) в соответствии с ГОСТ 17510 – 72 определяется для односторонней доверительной вероятности β0 = 0,90 по уравнению
(23)
Коэффициент качества по среднему ресурсу отремонтированного двигателя автомобиля определяется по формуле
(24)
где = 125 тыс. км. – нормированная величина до ремонтного ресурса двигателя.
– коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий (зональный коэффициент), = 0,9 [2].
|
Коэффициент качества ремонта по доверительным границам рассеивания определяется по формуле
(25)
С учетом ошибки переноса δ фактической межремонтной ресурс составляет 37 … 43 % его нормативной величины послеремонтного ресурса двигателя тыс. км.
5. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА.
1. Цель и задачи работы.
2. Выданные значения исходных данных и сведения в сводную ведомость.
3. Расчетные формулы (1) – (25) с подробной расшифровкой всех величин.
4. Результаты расчетов, сведенные в таблицы (см. табл. 1,2).
5. Графики построения на миллиметровой бумаге для двух законов распределения ЗНР и ЗРВ (см. рис. 2,3).
6. Выводы по работе.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. На основании каких технических документов формируется сводная ведомость отказов автомобилей и агрегатов?
2. Каким образом собирается и обрабатывается статистическая информация об отказах агрегатов и узлов автомобилей?
3. Что такое статистический ряд и в чем заключается его сущность?
4. Каким образом происходит построение интегральных прямых ЗНР и ЗРВ, при использовании метода координатных точек?
5. Как графически определяется средний межремонтный ресурс автомобильного двигателя при использовании интегральных прямых ЗНР и ЗРВ.
6. Как осуществляется выбор теоретического закона распределения ЗНР и ЗРВ по критерию согласия Х2?
7. Как определить коэффициент качества ремонта автомобильных двигателей по их межремонтным наработкам?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Труханов В.М. Надежность в технике. – М.: Машиностроение, 1999. – 598 с.
|
2. Решетов Д.Н., Иванов А.С., Фадеев В.З. Надежность машин. – М.: Высшая школа, 1988. – 238 с.
3. Зайцев Е.И., Заметалин И.И., Лукинский В.С. Надежность автотранспортных средств: Учеб. пособие /СПб. ГИЭА. – СПб., 1994. – 80 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Прил. 1