Заполнение технической документации




Ректор университета

________________О.Н.Федонин

«_____» _______________2016 г.

 

 

НАДЕЖНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО РЕСУРСА И КОЭФФИЦИЕНТА КАЧЕСТВА РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МЕТОДАМИ КООРДИНАТНЫХ ТОЧЕК

 

 

Методические указания

 

 

к выполнению курсовой работы

для студентов заочной формы обучения

 

 

Брянск 2016


УДК 621. 192

 

Надежность и техническая диагностика. Определение среднего ресурса и коэффициента качества ремонта автомобильных двигателей методом координатных точек. Методические указания к выполнению курсовой работы.

 

 

РАЗРАБОТАЛ:

И. Л. Шупиков

канд. техн. наук

 

 

Рекомендовано кафедрой «Автомобильный транспорт» (протокол № 1 от 12.01.2016 г.)

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Для автотранспортных средств работающих в производственных условиях, характерно значительное рассеивание показателей надежности. В связи с этим особое внимание при подготовке специалистов, осуществляющих техническую эксплуатацию автомобилей, следует уделять освоению методов сбора, расчета и обработки статистической информации. Это позволит повысить качество ремонта и технического обслуживания автомобильного транспорта.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

 

Целью работы является приобретение навыков ведения технической документации, сбора, расчета и обработки статистической информации о показателях надежности автомобильных двигателей.

В задачи работы входит: ознакомление студентов с процессом практического заполнения технической документации, обработка полученной информации методом координатных точек с определением коэффициента качества отремонтированных автомобильных двигателей.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Бланки: рекламационного, технического и исследовательского актов.

2. Техническая документация: дефектная ведомость, паспорт отремонтированного двигателя.

3. Таблицы расчетных показателей для законов распределения.

 

 

3. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА СБОРА ИНФОРМАЦИИ

О ПОКАЗАТЕЛЯХ НАДЕЖНОСТИ

 

Сложность сбора информации о показателях надежности автомобилей усугубляется высокой стоимостью испытаний или наблюдений. Информацию о надежности новых и отремонтированных машин собирают: 1 – в процессе испытаний; 2 – при разовом обследовании машин; 3 – при помощи систематических наблюдений за автотранспортом в процессе эксплуатации.

При испытании хронометрируют работу автомобиля, собирают полную информацию о всех отказах. По окончании испытания полностью разбирают автомашину, проводят микрометраж основных деталей и пробный ремонт, во время которого собирают техническую и экономическую информацию для оценки ремонтопригодности машины и её отдельных элементов. Недостатком испытания является относительная кратковременность, а главное – малое количество одновременно испытуемых машин одной марки.

При разовом обследовании автомобилей путем опроса водителей выявляют типичные, часто встречаемые отказы, причины их появления и условия эксплуатации. Разовое обследование не позволяет получить достаточную информацию о надежности автомобилей и служит вспомогательным методом сбора дополнительной информации. Преимущество этого метода – возможность в короткий срок собрать информацию об отказах одновременно большого количества машин.

Наиболее достоверный способ сбора информации о надежности – это систематическое наблюдение за большим количеством машин одной марки при их эксплуатации в автотранспортных предприятиях, автоколоннах и т.д. Выполнением такой работы на предприятиях занимается отдел надежности или отдел технического контроля (ОТК). Эти отделы ведут техническую документацию с помощью которой можно получить данные по проведению технического обслуживания, устранению отказов, ремонту, наработок автомобилей и многие другие технико-экономические показатели.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Заполнение технической документации

 

Основным документом для сбора и обработки статистической информации в данных методических указаниях – является сводная ведомость отказов двигателей автомобилей. Данная ведомость формируется на основании показателей надежности, взятых из паспортов отремонтированных двигателей автомобилей МАЗ – 5335 и дефектных ведомостей на ремонт автомобилей.

Каждый паспорт на лицевой стороне имеет номер и дату выпуска из ремонта автомобильного двигателя. Далее в нем указывается: 1. – размеры основных деталей двигателя (блока цилиндров, коленчатого вала, распределительного вала, шатунов, поршней и т.д.); 2. – свидетельство о приемке в ремонт (укомплектован, отремонтирован, испытан и принят ОТК); 3. – гарантии изготовителя (гарантийный срок эксплуатации); 4. – сведения о консервации; 5. – отметки об устранении дефектов по рекламации.

В дефектной ведомости указывается: 1. – марка автомобиля; 2 – государственный номер; 3- гаражный номер; 4- пробег от предшествующего ТО – 2 или ТР; 5 – наименование узлов и агрегатов, имеющих неисправности; 6 – дата и время устранения этих неисправностей и т.д.

Получив бланки технической документации, необходимо их заполнить на основании данных выданных в виде раздаточного материала.

 

4.2. Формирование сводной ведомости отказов двигателей автомобилей на основе выданных вариантов исходной информации

 

Согласно образца сводной ведомости отказов двигателей автомобилей МАЗ – 5335 (прил. 1), вычеркивается сводная ведомость без нанесения численных значений совокупной информации (заготовка).

Получив вариант задания, студент начинает формировать и рассчитывать данные для занесения их в сводную ведомость следующим образом.

1. В колонку 1 заносится нумерация автомобилей с 1 по 15.

 

2. Для занесения данных в колонку 2, проводится корректировка наработок до конца наблюдения по формуле:

 

, (1)

где – наработка до конца наблюдения за i – ой машиной, тыс. км. (См. прил. 1);

К – корректирующий коэффициент (Прил. 2) находящийся в первой колонке выдачи задания.

Таким образом пересчитывается наработки для 15 автомобилей и заносится в колонку 2 сводной ведомости.

 

3. Средняя наработка между отказам определятся по формуле

, (2)

где n – число коэффициентов рассеивания К1; К2; К3; и т.д., для i – ой машины (Прил. 2).

4. Производится расчет наработок с учетом коэффициентов рассеивания по формулам

 

, (3)

 

где К1, К2, …,Кj – коэффициенты рассеивания для i – ой машины.

 

5. В колонку 3 (Прил. 1) заносятся наработки до отказа нарастающим итогам, которые рассчитываются следующим образом

(4)

 

При правильном проведении расчета должно соблюдаться условие

 

. (5)

6. Для каждой i – машины (приложении 2), имеются данные ресурсы отказов двигателей, которые обозначены цифрой и буквами. Например: 2РД; 4РД. Это означает, что после второго и после четвертого показателя наработки, происходит ресурсный отказ двигателя. Таким образом запись в колонке 3 (приложения 1) принимает вид (11,2; 22,1 РД; 33,1; 43,6 РД).

 

7. Количество отказов за время наблюдения Р, заносится в колонку 4 сводной ведомости.

 

8. В колонку 5 заносится наработки приостановленных двигателей, которые соответствуют первому ресурсному отказу двигателя. Например: в колонке 3 (Прил. 1), первый ресурсный отказ соответствует 22,1 РД. Это значение и заносится в колонку Б.

 

9. В колонку 6 заносится фактические межремонтные наработки, которые получаются вычитанием из наработки второго ресурсного отказа двигателя наработки первого и т.д. Например: для 15 автомобиля в колонке 3 (Прил. 1) 37,8 – 13,2 = 24,6; 61,3 – 37,8 = 23,5. Значения 24,6; 23,8 заносятся в колонку 6. Аналогично это производится и для других № автомобилей.

 

Примечание: Если в колонке 3 сводной ведомости нет данных о ресурсных отказах двигателей, то в колонках 5 или 6 ставится прочерк.

 

 

4.3. Составление статистического ряда исходной совокупности информации.

 

 

Из колонок 5 и 6 производится выписка наработок до появления отказа Нпр и между отказами Нмр, для каждого автомобиля.

 

Нпр1 = 22,1 Нмр1 = 21,5 Нпр2 = 24,8 Нпр3 = 14,2 Нмр3 = 33,7 Нпр4 = 32,0 Нпр6 = 23,4 Нмр6 = 15,6 Нпр7= 11,2 Нмр7= 46,5 Нпр8= 34,5 Нмр8= 9,1 Нпр9 = 34,9 Нмр9 = 33,9 Нпр10 = 12,5 Нмр10 = 56,5 Нпр11= 11,6 Нмр11= 35,3 Нпр12= 23,8 Нмр12= 48,6 Нпр13 = 23,5 Нмр13 = 22,3 Нпр14 = 22,5 Нмр14 = 36,7 Нпр15 = 13,2 Нмр15 = 24,6 Нмр15 = 23,5

 

Составляется статистический ряд в порядке возрастания наработки

Нмр8= 9,1; Нпр7= 11,2; Нпр11= 11,6; Нпр10 = 12,5; Нпр15 = 13,2; Нпр3 = 14,2; Нмр6 =15,6; Нмр1 = 21,5; Нпр1 = 22,1; Нмр13 = 22,3; Нпр14 = 22,5; Нпр6 = 23,4; Нпр13 = 23,5; Нмр15 = 23,5; Нпр12= 23,8; Нмр15 = 24,6; Нпр2 = 24,8; Нпр4 = 32,0; Нмр3 = 33,7; Нмр9 = 33,9; Нпр8= 34,5; Нпр9 = 34,9; Нмр11= 35,3; Нмр7= 46,5; Нмр12 = 48,6; Нмр10 = 56,5;

 

Как видно из данных по наработкам, межремонтные ресурсы зафиксированы у 13 двигателей (N0=13), а приостановки у 14 двигателей (Nпр=14).

Повторность информации определяют по формуле

 

, (6)

 

 

4.3. Построение графиков для обработки информации при законе нормальных распределений

 

Полученная выше информация является многократно усеченной. Поэтому для расчета характеристик межремонтной долговечности двигателей применяется метод координатных точек. Координатную точку по этой методике имеет двигатель той машины, у которого в период наблюдения зафиксирована межремонтная наработка.

Из статического ряда, представленного выше, выбираются межремонтные наработки двигателей автомобилей в порядке возрастания. Каждой наработке присваивается порядковый номер (номер точки) следующим образом:

Нмр9 = 9,1 → № 1, Нмр6 = 15,6 → № 2, Нмр10 = 56,5 → № 13.

Расчетные порядковые номера отправленных в ремонт двигателе определяются по уравнению.

 

(7)

где – расчетный порядковый номер двигателя автомобиля имеющего межремонтную наработку, соответствующую φ – ому номеру точки;

– расчетный порядковый номер предыдущего двигателя автомобиля имеющего межремонтную наработку соответствующую φ – ому номеру точки;

N – повторность информации;

– число двигателей автомобилей до ;

– число двигателей автомобилей имеющих межремонтную наработку до .

 

Накопление вероятности точек информации определяется по уравнению

(8)

 

Выбирается 5…7 равномерно расположенных точек. При том накопленная вероятность первой координатной точки должна находится в пределах а последней координатной точки

Для этого вычерчивается в масштабе М= 1: 500, т.е. (1 мм соответствует 500 км пробега автомобиля) прямую, на которой размещаются точки о межремонтных ресурсах, представленные на рис. 1.

 
 

 

 


Рис. 1. Прямая – характеристика пробега

 

Выбираются точки № 3, № 6, № 7, № 10, № 11, № 12, № 13.

Определяются координаты (мм) при законах нормального распределения (ЗНР) и Вейбулла (ЗРВ).

При ЗНР задаются масштабом оси абсцисс М = 1: 0,5, т.е. (1 мм соответствует 0,5 тыс. км). Тогда хφмрφ / М; х3 = 21,5:0,5 =43 мм;

х6 = 24,6: 0,5 =49,2 мм; х7 = 67,4 мм; х10 = 73,4 мм; х11 = 93 мм;

х12 = 97,2 мм; х13 = 113,0 мм;

Ординаты у (мм) выбранных точек информации определяются в зависимости от величины накопленной вероятности (Прил. 3). Для ордината у3 = 57,5 мм, для ордината у6 = 87,1 и т.д.

При ЗРВ абсциссы выбранных точек вычисляются по уравнению

 

(9)

 

где – наработка между ремонтами двигателя φ – ой выбранной точки;

С – сдвиг;

 

Для случая с многократно усеченной информацией сдвиг определяется по формуле

(10)

отсюда

тыс. км.

Тогда

х7 = 147,2 мм; х10 = 151,4 мм; х11 = 162,7 мм; х12 = 164,9 мм; х13 = 171,9 мм.

Ординаты у выбранных точек информации определяются в зависимости от величины накопленной вероятности (Прил. 4). Для ордината у3 = 55,7 мм; для ордината у6 = 72,3 мм и т.д.

Все полученные данные заносятся в (табл. 1).

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: