Методы сбора социологической информации
Социологическая информация, ее основные виды.
Анализ документов и социологическое наблюдение как методы сбора социологической информации.
Социологическое наблюдение, особенности его организации.
Метод опроса в социологии. Анкетирование и интервьюирование. Интервью в фокус-группах.
Метод экспертных оценок, его виды, особенности организации.
Социологическая информация, ее основные виды
Рассматривая эту тему, надо обратить внимание на особенности социологической информации, уяснить специфику первичной и вторичной, объективной и субъективно-оценочной информации, получаемой и используемой социологами.
Среди методов сбора социологической информации, освоение которых предполагается в курсе социологии, – изучение документов, социологическое наблюдение, опрос, экспертные оценки. В этом же курсе предполагается знакомство с тестированием и социологическим экспериментом. Освоение социологических методик сбора информации требует определенных навыков, начатки которых могут быть приобретены в ходе практических занятий. Однако переход к выработке практических навыков должен основываться на знании сущности основных методик и общих принципов их использования.
Анализ документов и социологическое наблюдение как методы сбора социологической информации
Документы – это важнейший источник социологической информации, поэтому студентам следует особое внимание обратить на характеристики такого метода сбора социологической информации как изучение документов. Существуют различные виды документов, форма и содержание которых предполагает особые приемы работы с ними. Основными видами документов являются: письменные (вербальные и статистические), иконографические и фонетические, личные и официальные. К методам анализа документов относятся традиционный и формализованный, которые имеют свою специфику так же, как и семантический, синтаксический, прагматический и количественный виды анализа (контентанализ).
|
Социологическое наблюдение, особенности его организации
Знакомясь с особенностями социологического наблюдения, следует обратить внимание на его отличие от наблюдения в естественно-научных исследованиях и обыденной жизни. При этом надо отметить, как преимущества, так и ограниченность наблюдения при сборе первичной социологической информации. Общие сведения о наблюдении включают знание специфики различных его видов: формализованного и неформализованного, включенного и невключенного, полевого и лабораторного.
Метод опроса в социологии. Анкетирование и интервьюирование. Интервью в фокус-группах
При изучении сущности и специфики опроса – самого распространенного метода сбора социологической информации – следует также обратить внимание на характеристики его различных видов: сплошных и выборочных, заочных и очных, индивидуальных и групповых, обычных и экспертных, письменных и устных. Среди наиболее известных разновидностей опроса обычно выделяют анкетирование и интервьюирование, которые различаются по способу общения с респондентом. И анкетирование, и интервьюирование имеют свои преимущества, которые проявляются в случае корректного использования соответствующих методик их организации, а также при грамотном составлении вопросников.
|
Анкета как основной социологический документ, применяющийся в анкетировании, имеет свою структуру. Следует ознакомиться с характеристиками и назначением введения и социально-демографического блока (паспортички) в анкете. Изучая технику формирования содержательной части анкеты, студент должен освоить классификацию вопросов: открытых и закрытых, комбинированных; личных и безличных; доказательных и контрольных; фильтрующих (отсеивающих), прожективных, альтернативных, подготовительных, буферных и др. К технике составления вопросников анкеты относятся и рекомендации о месте размещения различных по типам вопросов, оптимальных вариантов их сочетания.
Техника составления вопросников анкеты в общих чертах совпадает с методикой подготовки вопросников интервью. Но интервьюирование имеет и свои особенности как организационно-технические, так и содержательные, которые в значительной степени определяются нравственными и социально-психологическими факторами. Эти особенности по-разному проявляются в формализованных и свободных интервью, групповых и индивидуальных, а также в интервью с экспертами.