По дисциплине Конституционное право зарубежных стран 5 курс 9 семестр




 

Рабочую программу осуществляют:   Лекции:к.ф.н., доцент Шарипова Э.А. Практические занятия:к.ф.н., доцент Шарипова Э.А. Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2   Учебных часов - 72 лекций - 4 практических занятий - 12 на зачет - 4 самостоятельная работа студентов - 50 КСР - 2  

 

 


 

  № П№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) Количество часов аудиторной работы Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач Количество часов самостоятельной работы Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
               
                Текущий контроль: 1. опрос 2. проверка конспектов научной и учебной литературы 3. проверка решения задач 4. коллоквиум 5. проверка подготовленности к интерактивным занятиям 6. проверка и обсуждение в группе результатов работы в справочно-правовых системах Рубежный контроль самостоятельной работы обучающихся – письменная контрольная работа Форма промежуточной аттестации – зачет
  Тема 1. Предмет, система и источники конституционного (государственного) права зарубежных стран. Конституции зарубежных стран Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли действующего права. Предмет и метод конституционного права как отрасли права. Методы обязывания, запрета, дозволения, императивно-властного воздействия. Система конституционного права как отрасли права (общие принципы, институты, нормы) в зарубежных странах. Конституционно-правовые отношения. Субъекты, объекты. Юридические факты. Виды конституционно-правовых отношений. Конституционное право как наука и учебная дисциплина. Предмет науки и учебной дисциплины, методы (формально-логический анализ, исторический, сравнительное государствоведение, функциональное исследование, социологический, статистический). Источники конституционного права зарубежных стран. Система учебного курса. Понятие конституции. Содержание конституций. Общее и особенное в зарубежных конституциях. Соотношение конституции и действительности (юридическая и фактическая, фиктивные и не фиктивные конституции). Порядок принятия конституций. Учредительное собрание (Италия, Индия). Учредительное собрание и последующее утверждение (Конституция США). Правительство и референдум (Франция, Казахстан, Азербайджан, Беларусь). Октроирование конституций. Другие методы принятия конституций (парламент, народная инициатива). Изменения и отмена конституций. Виды конституций, их классификация. Реформы конституций.   лек/пз 1/1 Нормативно-правовые акты: 1-10. Основная литература:1-5. Дополнительная литература: 2,3,4,6,7,8,10,11-16,18-21,23-27,31-35. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме  
  Тема 2. Институт конституционного надзора (контроля) в зарубежных странах Понятие конституционного надзора (контроля). Виды конституционного надзора (контроля). Органы конституционного надзора (контроля). Порядок их формирования, компетенция. Суды обшей юрисдикции (американская модель – США, Индия, Япония. Аргентина, Швейцария, Дания). Суды специализированной компетенции, квазисудебные органы (европейская модель – Италия, Испания, ФРГ, Австрия). Несудебные органы (Франция, Марокко, Казахстан – Конституционный совет, Иран – Наблюдательный совет). Формы конституционного надзора (контроля). Акты органов конституционного надзора (контроля).     лек/пз 0,5/0,5 Нормативно-правовые акты: 1-10. Материалы судебной практике: 1,2. Основная литература:1-5. Дополнительная литература: 2,3,6,7,9,10,12,14,15,16,18,19,20,23,25,27,28,31,32,33,34.   1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1)опрос 2)контроль самостоятельной работы студентов (проверка материалов судебной практики, конспектов научной литературы) 3)проверка подготовленности к интерактивному занятию: «Модельный конституционный судебный процесс в США»
  Тема 3. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах Гражданство, порядок его приобретения и прекращения. Органы, ведающие делами о гражданстве. Классификация демократических прав и свобод, порядок их осуществления. Обязанности граждан в зарубежных странах. Гарантии прав и свобод. лек/пз 0/1 Нормативно-правовые акты: 1-10. Материалы судебной практики: 1. Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-4,6-12,14,15,16,18,19,20,22-26,28,31,32,34,35.   1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1)опрос 2)контроль самостоятельной работы студентов (проверка конспектов, материалов судебной практики, научной литературы) 3) проверка подготовленности к интерактивному занятию: «Способы получения гражданства»
  Тема 4. Формы государства в зарубежных странах Многообразие форм современных государств, его причины. Формы правления. Монархия: понятие, сущность и виды. Республика: понятие, сущность и виды. Формы государственного устройства зарубежных стран. Унитарные государства. Правовое положение административно-территориальных единиц. Типы унитарных государств: централизованные (Судан, Малави, Индонезия, Польша, Болгария); относительно децентрализованные (Франция. Италия, Голландия, Япония); децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия). Федерация: понятие, признаки, основные черты. Правовое положение субъекта федерации (штата, земли, провинции, кантона). Основные системы распределения предметов ведения между союзом и субъектами федерации. Система органов власти и управления субъектов зарубежной федерации (губернаторы, правительства, законодательные собрания). Механизм контроля центральной власти над деятельностью органов власти и управления субъектов федерации. Основные тенденции развития современной федерации. Современные теории федерализма. Автономия в зарубежных странах. Областная автономия в Италии и Испании. Автономия островов в Финляндии, Дании, Португалии. Автономия Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии в Великобритании. Конфедерации.   лек/пз 1/1 Нормативно-правовые акты: 5-10. Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-4,6,7,12,14,15,16,18,19,20,22,23,24,25,31,32,33. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1)опрос 2)контрольная работа 3)контроль самостоятельной работы студентов (проверка конспектов научной литературы)
  Тема 5. Политические режимы в зарубежных странах Понятие политического режима. Классификация политических режимов. Государственный режим. Демократический политический режим. Понятие, признаки, сущность. Виды демократических режимов: либерально-демократический (Италия) и консервативный (Великобритания). Авторитарный политический режим. Понятие, признаки, сущность. Виды авторитарных режимов: военная диктатура, фашизм, расизм, монократический, клерикальный, тиранический, тоталитаризм.   лек/пз 0,5/0,5 Нормативно-правовые акты: 1-10. Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 2,3,4,7,11,14,15,16,18,20,21,23,24,25,27,28,33,35. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1)опрос 2)контроль самостоятельной работы студентов (проверка конспектов научной литературы) 3)выполнение заданий к занятию в интерактивной форме  
  Тема 6. Политические партии и партийные системы в зарубежных странах Политическая система общества в зарубежных странах, ее структура. Роль партий в политической системе общества. Классификация партий. Функции политических партий. Партии и государственный аппарат. Правовая регламентация организации и деятельности политических партий. Финансирование политических партий. Организационная структура и программы политических партий. Партийные системы зарубежных стран. Понятие, классификация. Однопартийные системы, двухпартийные системы (США, Великобритания); многопартийные системы (Франция, Италия, ФРГ, Япония); беспартийные системы (Гана); их разновидности и характеристика.   лек/пз 0,5/0,5 Нормативно-правовые акты: 6-10. Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 2,3,4,6,14-21,23,25,29,31,32,33,34. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1)опрос 2)контроль самостоятельной работы студентов (проверка рефератов, конспектов материалов научной литературы) 3)проверка подготовленности к интерактивному занятию: Презентация «Политической партии»
  Тема 7. Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран Избирательное право. Источники избирательного права. Активное и пассивное избирательное право. Принципы избирательного права: всеобщее, равное избирательное право, прямые выборы, тайна голосования. Свободные выборы. Организация и порядок проведения выборов. Избирательные округа. Центральные и местные органы по проведению выборов, порядок их формирования, компетенция и роль. Порядок выдвижения кандидатов. Праймериз. Избирательный залог. Методы ведения агитации. Голосование. Избирательный бюллетень. Машины для голосования. Абсентеизм. Понятие и виды избирательных систем. Мажоритарная избирательная система. Общая характеристика и виды (абсолютное большинство, относительное большинство, квалифицированное большинство). Пропорциональная избирательная система. Общая характеристика и виды (Метод ''естественной квоты", метод "наибольшей средней" и др.). Распределение мандатов внутри списка (система свободных списков, система связанных списков). Различные виды ограничения принципа пропорционализма ("заградительный пункт", соединение списков, панаширование). Смешанные избирательные системы (ФРГ, Италия, Греция). Практика проведения выборов. Финансирование выборов. Референдум, его виды. Практика применения (Франция, Швейцария, Италия, Великобритания). лек/пз 1/0,5 Нормативно-правовые акты: 1-10. Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 2,3,4,14,15,16,18,21,23,25,27,28,31-35. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1)опрос 2)контроль самостоятельной работы студентов (проверка конспектов, материалов научной литературы) 3) проверка подготовленности к интерактивному занятию: «Презентация предвыборной кампании»
  Тема 8. Парламент в зарубежных странах Парламент – общенациональный представительный орган государства. Место парламента в системе высших органов власти. Порядок формирования парламентов. Выборность, замещение мест в порядке назначения и наследования. Структура парламентов. Двухпалатные парламенты, особенности правового положения палат (равноправные палаты, неравноправные палаты). Роль верхних палат в двухпалатных парламентах. Внутренняя организация парламента. Должностные лица палат и их правовое положение. Коллегиальные органы палат. Партийные фракции. Регламент палат. Комитеты парламентов. Особенности правового положения законодательных комитетов Итальянского парламента. Порядок деятельности парламентов, обычные и чрезвычайные сессии. Компетенция парламентов, способы ее закрепления. Законодательный процесс, его основные стадии в палатах парламента. Согласительные комиссии палат. Нормативные акты и иные документы, принимаемые парламентом. Контроль парламента над деятельностью правительства в парламентарных странах: вотум доверия и недоверия (парламенты Великобритании, Франции, Италии, Индии, Японии). Конструктивный вотум недоверия в парламентской практике ФРГ; резолюция порицания; интерпелляция; парламентские вопросы правительству; расследовательские комитеты; омбудсмены; счетные палаты. Некоторые формы контроля, применяемые в президентских республиках. Роль парламентов в экономической сфере. Разработка и принятие бюджета, контроль за его исполнением. Участие парламентов в экономическом регулировании. Судебные и внешнеполитические полномочия парламентов. Правовое положение депутата парламента. Теория "свободного" мандата. Депутатские привилегии (иммунитет и индемнитет).     лек/пз 0,5/0,5 Нормативно-правовые акты: 1,5-10. Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1- 4,6,14,15,16,18-23,25,27,28,31,32,33,34. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1)опрос 2)контроль самостоятельной работы студентов (проверка конспектов, материалов научной литературы)
  Тема 9.Муниципальные системы зарубежных стран Основные черты административно-территориального деления зарубежных стран. Соответствие муниципальных органов административно-территориальному делению. Особенности системы муниципальных органов в США, Франции, Великобритании, Италии, Японии, Индии. Порядок организации, структура и функции муниципальных органов. Особенности муниципальных выборов. Структура и полномочия выборных муниципальных советов. Исполнительные органы, их виды. Компетенция муниципальных органов и их нормоустанавливающая деятельность. Взаимоотношения муниципальных органов с центральной властью. Формы и методы контроля за деятельностью муниципальных органов центральной власти. лек/пз 1/1 Нормативно-правовые акты: 4-10. Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 2-6,14,15,16,18,19,20,21,24,27,31,32,33. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов
  Тема 10.Основы конституционного права Китайской Народной Республики Конституционное развитие Китайской Народной Республики. Общая характеристика Конституции КНР. Основы правового статуса личности. Особенности партийной системы. Административно-территориальное устройство национальных автономий. Местные органы государственной власти, государственного управления и общественного самоуправления.   лек/пз 1/0,5 Нормативно-правовые акты: 7, 10. Основная литература: 1,2,4,5. Дополнительная литература:.4,14,15,17,23,34. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов.
  Тема 11. Основы конституционного права Объединенных Арабских Эмиратов Исторические предпосылки создания федеративного государства. Становление Объединенных Арабских Эмиратов. Конституционное развитие. Система органов государственной власти (Высший совет, глава государства, совет министров, федеральное Национальное собрание – консультативный (совещательный) орган). Правовое положение эмиратов. Правовой статус личности. Судебная система.     лек/пз 1/1 Нормативно-правовые акты: 2,3,9,10. Материалы судебной практики: 2. Основная литература: 1,4. Дополнительная литература: 4,8,23,30,32. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) подготовка к опросу по заданной теме 2) подготовка к контрольной работе 3) изучение официальных документов и материалов по заданию преподавателя; 4) подготовка докладов
                         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: