Шасси автомобиля представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, для передвижения автомобиля и управления им.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ШАССИ
Рамное шасси, которое в общем случае представляет собой несколько крепких балок, на которые инсталлируются все узлы автомобиля. Такая конструкция позволяет автомобилям перевозить огромные грузы и просто управляться с разными динамическими нагрузками.
Несущий кузов. В погоне за уменьшением веса легковых автомобилей все функции рамы были переопределены на кузов. Такая рама не позволяет перемещать огромные грузы, но в то же время обеспечивает больший комфорт и скорость движения.
Функции шасси в машине
Исходя из основного предназначения автомобиля, шасси должно выполнять следующие задачи:
· принимать крутящий момент от двигателя, преобразовывать его до нужной величины и передавать на ведущие колёса;
· обеспечивать максимальное гашение ударов и толчков от неровностей дороги, сохраняя от перегрузок пассажиров, груз и механизмы автомобиля;
· задавать направление движения, стабильность и безопасность на любых дорогах;
· выполнять служебное, экстренное и стояночное торможение;
· придавать дополнительную прочность и жёсткость кузову.
Устройство и конструкция
В соответствии с выполняемыми функциями шасси состоит из отдельных систем:
· Трансмиссия, куда относятся коробка передач, раздаточная коробка, система приводов и карданных валов, редукторы ведущих мостов, полуоси;
· Подвеска с упругими элементами, амортизаторами, направляющим аппаратом;
· Колёса и ступичные узлы;
· Рулевое управление, куда входят руль, колонка, усилители, рулевой редуктор (рейка), рулевая трапеция и поворотные кулаки;
· Тормозная система;
Трансмиссия
Трансмиссия - при движении автомобиля передает мощность и крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Конструкция трансмиссии определяется размещением двигателя на автомобиле.
Подвеска
Обеспечивает упругую связь колес с несущей системой, плавность хода автомобиля при движении (гася колебания от ударов и толчков).
Подвеска делится на (зависимая и не зависимая).
В состав подвески входят следующие элементы:
· рессоры, пружины или торсионы, создающие упругость конструкции;
· амортизаторы, которые выполняют роль гасящего устройства;
· направляющие устройства, определяющие положение колеса и передающие на несущую конструкцию вибрации и усилия. Это система рычагов, а также поперечных и продольных тяг;
· шаровая опора, обеспечивающая правильную работу поворотного механизма колеса. На современных автомобилях в основном устанавливают по одной опоре на передние колеса, на внедорожниках их может быть по две штуки на колесо.
Колеса
Связывают авто с дорогой, обеспечивая его движение и поворот.
Рулевое управление
Рулевое управление – применяемое на авто может быть с усилителем и без(гидравлическим и пневматическим)
Конструктивно система рулевого управления
· Рулевое колесо (руль) – предназначено для управления водителем с целью указания направления движения автомобиля.
· Рулевая колонка – выполняет передачу усилия от руля к рулевому механизму. Она представляет собой вал с шарнирными соединениями.
· Рулевой механизм – выполняет преобразование усилия, создаваемого водителем через поворот рулевого колеса и передает его приводу колес. Конструктивно представляет собой редуктор с некоторым передаточным отношением. Сам механизм соединяет с рулевой колонкой карданный вал рулевого управления.
· Рулевой привод – состоит из рулевых тяг, наконечников и рычагов, выполняющих передачу усилия от рулевого механизма к поворотным кулакам ведущих колес.
· Усилитель рулевого управления – повышает усилие, которое передается от руля к приводу.
Неисправности шасси
Основные неисправности ходовой части:
· изгиб, трещины и изломы продольных балок и поперечин рам;
· ослабление болтовых и заклепочных соединений;
· потеря упругости рессор, поломка их листов;
· утрата работоспособности амортизаторов;
· деформация передней балки;
· изнашивание шкворневых соединений;
· разработка подшипников и их гнезд в ступицах колес.
Общая проверка ходовой части
· Детектор люфтов представляет собой одну (две) стационарно установленные платформы, состоящие из неподвижных плит с антифрикционными наладками и подвижных площадок, которые лежат на антифрикционных накладках и могут перемещаться под воздействием штоков гидро или пневмо цилиндров, расположенных во взаимно перпендикулярных направлениях.
· Принцип работы детектора заключается в принудительном перемещении колеса передней подвески автомобиля знакопеременными силами и визуальном определении соответствующих люфтов. Колеса автомобиля устанавливают на две подвижные площадки, которые под действием привода попеременно, с частотой примерно 1 Гц, перемещаются в разные стороны, имитируя движение колес по неровностям дороги.