· старшина 1-й ст. Алексеев А. П.
· матрос Бабич А. Н.
· мичман Борисов Ф. К.
· главный старшина Васильев А. П.
· старший матрос Волошин Х. А.
· старшина 2-й статьи Галкин Н. И.
· старшина 2-й статьи Глушаков П. И.
· матрос Гринько В. В.
· старший матрос Губарев В. Ф.
· матрос Ефимов Н. А.
· старший матрос Захаров А. Н.
· старший матрос Кильдюшкин В. А.
· матрос Кондратенков М. И.
· старшина 2-й статьи Марач К. П.
· матрос Мисько И. П.
· старшина 1-й статьи Мосолов В. Е.
· старший матрос Муслимов Р. Ю.
· мичман Николаенко В. Г.
· мичман Новичков А. И.
· старший матрос Расюк В. В.
· старший матрос Сербин И. А.
· старший матрос Сидоров Л. Н.
· матрос Ситников С. А.
· лейтенант Хрычиков В. В.
· матрос Худяков Б. Е.
· капитан 3-го ранга Цыганков Л. Г.
· матрос Шевчик М. В.
· старший лейтенант Ярчук С. Г.
Окончание службы [править | править исходный текст]
Внешний облик К-19, переоборудованной по проекту 658С
В 1979 году признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С. Названа КС-19. В 1990 году выведена из боевого состава в резерв, уже после этого переименована в БС-19 (1992). Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз её в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске (Мурманская обл.) перед судоремонтным заводом «Нерпа», где её отремонтировали.
Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.
Вывод лодки из строя ВМФ СССР состоялся 19 апреля 1990 года
В 2003 году была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа», несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Часть ограждения выдвижных устройств сохранена как мемориал и установлена у проходных СРЗ «Нерпа».
Список аварий и катастроф на К-19[править | править исходный текст]
· По причине несчастных случаев несколько человек погибло в 1959 г. ещё до спуска подлодки на воду:
· при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли;
· после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;
· В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
· 12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus», но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было[3].
· 3 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками[4]. В результате приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
· 15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS «Gato» при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.
· 24 февраля 1972 года — пожар в 8 и 9 отсеках. Отбуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями).
· 15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.
Экипаж[править | править исходный текст]
Командиры [править | править исходный текст]
1. Н. В. Затеев (1957—1961)
2. В. А. Ваганов (1961 — сентябрь 1965)
3. Э. А. Ковалев (сентябрь 1965—1967)
4. Ю. Ф. Бекетов (1967—1969)
5. (но поход 1969 года, в котором лодка столкнулась с SSN-615 «Gato» осуществлял 345-й сменный экипаж под командованием кап. 2р. Шабанова В. А.)
6. В. М. Тяпкин (1969—1970)
7. Ю. С. Пивнев (26 октября 1970 — сентябрь 1973)
8. (но в печально известный поход 1972 года также ходил сменный 345-й экипаж под командованием кап. 1р. Кулибабы В. П. А вышла в него лодка ещё в декабре 1971.)
9. Г. А. Никитин (сентябрь 1973—1974)
10. В. Ф. Мусатов (3 июня 1974—1977)
11. Н. С. Елисеев (28 мая 1977 — 4 ноября 1978)
12. В. А. Дмитров (30 октября 1978—1987)
13. О. Е. Адамов (15 августа 1987 — 22 сентября 1997)
14. А. А. Горюнов (24 февраля 1998—2001) командир экипажа
15. И. С. Панасюк (2001—2003) командир экипажа.
В культуре[править | править исходный текст]
· История аварии 3 июля 1961 года на советском атомном подводном ракетоносце К-19 легла в основу фильма «К-19: Оставляющая вдов» (США, 2002).
См. также[править | править исходный текст]
· Архипов, Василий Александрович — во время аварии 3 июля 1961 года занимал должность дублёра командира.
· Аварии на подводных лодках (с 1945 года)
Примечания[править | править исходный текст]
1. ↑ Труд: СУБМАРИНА, СБЕРЕГШАЯ МИР
2. ↑ Черкашин, Николай Андреевич. Чрезвычайные происшествия на советском флоте. — М.: Вече, 2008. — С. 31, 62—63. — 480 с. — ISBN 978-5-9533-2942-2
3. ↑ Невезучая К-19, прозванная «Хиросимой» (рус.). Правда.Ру.
4. ↑ К-19, КС-19 Проект 658, 658М, 658С (рус.).
Литература[править | править исходный текст]
· Костин Ким Павлович. Записки штурмана К-19. — Северодвинск: самиздат. «Северодвинская типография», 2003. — 159 с.
Ссылки[править | править исходный текст]
· Фильм кинорежиссёра Рэма Юстинова о жизни Валерия Харитонова и о его бессмертном подвиге на подводной лодке К-19
· К-19, КС-19, БС-19 проекта 658, 658 м. Историческая справка на сайте «Русский Подплав»
· К-19 — достойная награда спустя 45 лет Лента.ру
· Литовский бизнесмен направит в Москву ядерный ракетоносец Лента.ру, 24 августа 2006
· Своя правда «К-19»
· Книга памяти. «К-19»
· О лодке «К-19»
· Субмарина К-19: уроки истории
· Историческая справка
· «Развитие военного атомного флота», bellona.ru
· Тайна подлодки К-19 Челнинская газета № 12 (67), 21 марта 2008 — современное интервью с участниками событий
· www.k19.ru — Официальный сайт о подводной лодке К-19
· Аварийность подводной лодки «К-19»
· Плавучая «Хиросима» капитана Затеева «Известия»
· Выдержки из интервью с Олегом Евстахиевичем Адамовым, капитаном 1 ранга — последним командиром атомной подлодки «К-19»
· Статья написанная о К-19 Вагановым В. А. — вторым капитаном К-19, старпомом Затеева