Артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляторной гимнастики—выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляторного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом. Если упражнение у ребенка не получается, то он должен помочь сам себе пальчиками. Работать с убранными со лба волосами, чтобы был виден лоб. Необходимо следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
Упражнения для мимической мускулатуры.
“Нахмуриться”. Соединить брови у переносицы.
“Удивиться ”. Поднять равномерно брови вверх.
Чередование упражнений: “Нахмуриться”- “Удивиться”
Подмигнуть одним глазом, потом другим глазом.
На счет “1”- открыть рот; на счет “2”- закрыть рот.
“Толстячок”. Щеки надуть.
“Худышка”. Щеки втянуть.
Чередование упражнений: “Толстячок”-“Худышка”.
Упражнения для губ.
“Улыбка”. Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
“Заборчик”. Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
“Трубочка”. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
“Хоботок”. Вытягивание сомкнутых губ вперед.
“Бублик”. Губы округленны и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: “Заборчик”- “Бублик”; “Улыбка”- “Хоботок”.
|
“Кролик”. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Статические упражнения для языка.
“Птенчик”. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
“Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
“Чашечка”. Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
“Иголочка”. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
“Горка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка поднята вверх.
“Трубочка”. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
“Грибок”. Рот открыт. Язык присосать к небу.
Динамические упражнения для языка.
“Часики”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком языка попеременно тянуться под счет педагога к уголком рта.
“Змейка”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
“Качели”. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
“Футбол” Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
“Почистить зубы”. Круговым движением языка повести между губами и зубами.
“Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зудам. Широкий язык “выкатывается” вперед и убирается в глубь рта.
“Лошадка”. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
“Гармошка”. Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
“Маляр”. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
|
“Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Сказка о Веселом Язычке
Жил- был Веселый язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик - рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открыт, закрыт). Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Давай накажем непослушный Язычок (язык на нижней губе, произносить “па-па-па”, распластывая язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык “лопаткой” на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д”.) Дождь то усиливался, то уменьшался (произносить “д-д-д” то с большей, то с меньшей скоростью). Язычок дома не скучал, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим язычком по верхней губе сверху вниз, рот открыт, затем сделать “чашечку” и зафиксировать её на 5-8 сек.), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Потом язычок стал играть в лошадку (“лошадка”: присосать язык к нёбу и отпустить, цокать). Котёнок свернулся клубочком. “Пора и мне спать”, - подумал Язычок.
|
Сказка о Веселом Язычке
Жил- был Веселый язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик - рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открыт, закрыт). Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Давай накажем непослушный Язычок (язык на нижней губе, произносить “па-па-па”, распластывая язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык “лопаткой” на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д”.) Дождь то усиливался, то уменьшался (произносить “д-д-д” то с большей, то с меньшей скоростью). Язычок дома не скучал, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим язычком по верхней губе сверху вниз, рот открыт, затем сделать “чашечку” и зафиксировать её на 5-8 сек.), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Потом язычок стал играть в лошадку (“лошадка”: присосать язык к нёбу и отпустить, цокать). Котёнок свернулся клубочком. “Пора и мне спать”, - подумал Язычок.
Артикуляционная гимнастика
Выполнять каждый день перед зеркалом
1. “Улыбочка”. Рот приоткрыт, губы в улыбке, видны зубы. Держать 10-15 сек.
2. “Трубочка”. Губы вместе, выдвинуты вперёд. Удерживать 15 сек.
3. “Лопаточка”. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10-15 сек.
4. “Чашечка”. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, но не прикасаться к верхним зубам. Держать 10-15 сек.
5. “Иголочка”. Открыть рот. Узкий язык вытянуть далеко вперёд, удерживать 10-15 сек.
6. “Горка”. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы. Удерживать 15 сек.
7. “Часики”. Рот приоткрыт. Попеременное касание кончиком языка углов рта.
8. “Лошадка”. Рот широко открыт. Язык присасывается к нёбу, потом отрывается от него и при этом получается звук, похожий на топот копыт. Кончик языка поднимается прямо, не поворачиваясь и щёлкая за верхними зубами.
9. “Грибок”. Открыть рот. Язык присасывается к нёбу, задерживается наверху. В зеркале хорошо видна подъязычная связка. Держать 10-15 сек.
10. “Качели”. Высунуть узкий язычок, тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывать. Повторить 10-15 раз.
11. “Вкусное варенье”.Движения широким языком по верхней губе сверху вниз.
12. “Молоко”. Выполняем медленные лакательные движения языком, удерживая кончик языка приподнятым. Повторить 10-15 раз.
13. “Почистим зубы”. Рот приоткрыт, губы улыбаются и видны зубы. Язык скользит по внутренней поверхности верхних зубов слева направо.
14. “Маляр”. Рот приоткрыт, язык высунут. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу. Повторить 10-15 раз.
Артикуляционная гимнастика
Выполнять каждый день перед зеркалом
1. “Улыбочка”. Рот приоткрыт, губы в улыбке, видны зубы. Держать 10-15 сек.
2. “Трубочка”. Губы вместе, выдвинуты вперёд. Удерживать 15 сек.
3. “Лопаточка”. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10-15 сек.
4. “Чашечка”. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, но не прикасаться к верхним зубам. Держать 10-15 сек.
5. “Иголочка”. Открыть рот. Узкий язык вытянуть далеко вперёд, удерживать 10-15 сек.
6. “Горка”. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы. Удерживать 15 сек.
7. “Часики”. Рот приоткрыт. Попеременное касание кончиком языка углов рта.
8. “Лошадка”. Рот широко открыт. Язык присасывается к нёбу, потом отрывается от него и при этом получается звук, похожий на топот копыт. Кончик языка поднимается прямо, не поворачиваясь и щёлкая за верхними зубами.
9. “Грибок”. Открыть рот. Язык присасывается к нёбу, задерживается наверху. В зеркале хорошо видна подъязычная связка. Держать 10-15 сек.
10. “Качели”. Высунуть узкий язычок, тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывать. Повторить 10-15 раз.
11. “Вкусное варенье”.Движения широким языком по верхней губе сверху вниз.
12. “Молоко”. Выполняем медленные лакательные движения языком, удерживая кончик языка приподнятым. Повторить 10-15 раз.
13. “Почистим зубы”. Рот приоткрыт, губы улыбаются и видны зубы. Язык скользит по внутренней поверхности верхних зубов слева направо.
14. “Маляр”. Рот приоткрыт, язык высунут. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу. Повторить 10-15 раз.
Общая артикуляционная гимнастика
1. ЧАСТЬ
1. Медленно и широко открыть рот, подержать его открытым, а затем
медленно закрыть.
2. Губы вытянуть вперёд "хоботком" как при звуке "У". Затем широко
открыть рот как при звуке "А". Движение губ: УА.
3. Губы вытянуть вперёд "хоботком" как при звуке "У". Затем широко
открыть рот как при звуке "И". Движение губ: УИ.
2. ЧАСТЬ
1. "Ловкий язычок" - открыть рот. Язык сначала поднять на верхнюю губу,
затем опустить на нижнюю губу.
2. "Маятник" - двигать языком влево и вправо, не касаясь верхней и нижней губы.
Рот открыт.
3. "Cлизнуть мед" - широко открыть рот, затем облизать сначала верхнюю,
затем нижнюю губу.
3. ЧАСТЬ
1. Широко открыть рот, коснуться языком во рту:
а) нижних резцов, б) верхних резцов, в) нёба
2. Широко открыть рот, затем высунуть язык наружу:
а) "лопаткой" - широкий, если не получается, то предложить
говорить: "па-па-па".
б) "жалом" - узкий.
Общую артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом.