Протоиерей Григорий Дьяченко
Пятая заповедь блаженства «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут»
Поучение 1. Дела милости телесные
1. Недолго человек живет на земле, но и в это короткое время ему приходится испытывать много нужд и разных скорбей. Нет места, куда можно было бы укрыться от них, нет возраста, который не был бы подвержен этому злу, и нет состояния ни столь высокого, ни столь низкого, которого оно не достигало бы. Для облегчения такого положения человека нужна помощь и милость других, и милосердный Господь, располагая всех и каждого оказывать помощь и милость нуждающимся в них, ублажает милостивых и обещает им самим помилование. «Блажени милостивыи, – говорит Он, – яко тии помилованы будут».
2. Так как человек состоит из души и тела, то скорби и нужды, которым подвержено человечество, бывают двух родов – или духовные, или телесные: сообразно с тем и дела милости должны быть или духовные, или телесные и как те, так идругие, равно обязательны для нас.
Дела милости телесные указаны Самим Христом Спасителем в учении Его о страшном суде (Мф. 25, 34–36).
а) Первое дело – напитать алчущего, т.е.дать пищу бедному и немощному, который по болезни или по другим неблагоприятным обстоятельствам не может добывать себе пищу собственными трудами и для необходимого пропитания имеет нужду в пособии других. К совершению дел милосердия такого рода с силой убеждают нас и слово Божие, и святые отцы церкви. «Раздробляй алчущим хлеб твой,» – говорит Господь, еще в Ветхом завете устами пророка (Ис. 58, 7). Святой Ефрем Сирин учит: «Преломи хлеб свой и дай нищим; ты даешь не свое, Бог для того дал тебе с избытком, чтобы и ты давал другим…»
|
б) Второе дело милости – напоить жаждущего, имеющего по немощи или другим обстоятельствам нужду в этой помощи. Дело милости этой, сделанное ради Господа, особенно в странах жарких, где воды мало и добывать ее трудно, имеет немалую цену, и потому не останется без награды по неложным словам Спасителя: «Иже аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам, не лишится мзды своея» (Мк. 9,41).
в) Третье дело – одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, или дать пособие на приобретение потребной одежды. К милости этого рода мы побуждаемся тем беспомощным положением, в котором нередко находятся наши бедные братия, особенно зимой. Святой Иоанн Златоуст, желая возбудить к ним милосердие богатых, так говорит: «Вот сильная стужа, нищий лежит, одетый в рубище, умирая от холода, скрежеща зубами, и видом, и одеждой возбуждая сострадание, но ты, одетый тепло, проходишь мимо, не обращая на него внимания: как же ты желаешь, чтобы Бог избавил тебя, когда ты находишься в нечестии?..»
г) Четвертое дело милости – посетить находящегося в темнице. Святой Иоанн Златоуст так убеждает к этому делу: «Не будем пренебрегать таким делом и занятием… Если скажешь, что там содержатся не честные, добрые и кроткие люди, но убийцы, грабители, воры, прелюбодеи, люди распутные и злодеи, то и в этом опять укажешь мне побуждение, почему необходимо посещать такие места. Ибо не то нам заповедано, чтобы миловать добрых и наказывать злых, но повелено всем оказывать человеколюбие. "Будьте, – сказано, – подобны Отцу небесному, Иже есть на небесах, яко солнце Свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и неправедные» (Мф. 5, 45).
|
д) Пятое дело – посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. Святой Геннадий, патриарх Константинопольский, так убеждает к исполнению этого дела милосердия: больного посети и принеси ему, чего он желает вкусить, сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также можешь пострадать. Когда иной тяжко стонет от болезни: пролей и ты слезы сострадания, и воздохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач, дай ему плату за исцеление болящего.
е) IIIестое дело милосердия – принять странника в дом и сделать к его успокоению все, что внушает христианская любовь, и что позволяют сделать средства состояния. «Устрой жилище, – говорит святой Златоуст, – куда бы приходил Христос, скажи: «Это келья Христова, этот дом назначен для Него». Хотя бы это жилище было небогато, Он не гнушается. Христос ходит в виде обнаженного и странника, имея нужду только в покрове; доставь Ему хотя это; не будь жесток и бесчеловечен…
ж) Седьмое дело милосердия – погребать умерших в убожестве и оказывать к тому содействие по состоянию. Святой Геннадий говорит: «Если больной умрет, ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста и омой его своими руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его как должно».
3. Но для того, чтобы все эти дела милосердия привлекали милостивый взор Отца небесного, надобно, чтобы они истекали из убеждения веры. Богу угодны те добродетели, которые совершаются ради Его. А потому не могут быть угодными Ему – благотворительность лицемерная, имеющая целью заслужить людские похвалы, и благотворительность корыстная, с видами на какое-либо возмездие, или милостыня от неправедных трудов. Относительно этой милостыни Иоанн Златоуст говорит: «Если мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то хотя бы одевали и не тем, что похитили, и в этом случае не избежим наказания. Иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Лучше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие».
|
Братие, нет вернее и легче средства к преклонению на милость к нам Бога, как дела милосердия, оказываемые нами ближним. Поэтому, если желаем обрести у Бога милость, а кто ее не желает? То пребудем сами милостивыми к ближним. Аминь.