Поучение 2. Дела милости духовные




«Блажени милостивии, яко тии помилованы будут» (Мф. 5,7).

1. Если естественное чувство сострадания располагает нас к делам милосердия, относя­щимися к телу: то тем более оно должно рас­полагать нас к делам милости духовным, по­тому что дух выше тела и бедствия духовные пагубнее для человека бедствий телесных. О делах милости, относящихся к телу, мы бесе­довали, – теперь скажем – какие дела милости духовной.

а) Первое дело милости духовной есть – увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. 5, 20). Как велико несчастье человека, когда он стоит на пути заб­луждения и греха, так велика и заслуга того, кто не только сам удаляется от грехов, но заботит­ся и других удерживать от них. Апостол Иаков учит: «Братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обра­тивши грешника от заблуждения пути его спа­сет душу от смерти, и покрыет множество грехов» (Иак. 5, 19–20).

б) Второе дело милости духовной – неве­дущего научить истине и добру. Эта обязан­ность лежит не на одних пастырях церкви, но в некоторой мере на всех вообще. Святой Тихон говорит: «Пастырское дело есть публично и вез­де слово Божие проповедать, настоять благовре­мение и безвременне, обличать, запрещать, умо­лять (2Тим. 4, 2), а твое – не публично, но тайно, дружески, между тобой и братом, где благодать Божия подает тебе случай. Иной отвечает: «Я де невежда; как мне ближнего увещевать или учить». Ответ: «Любовь сыщет слова, коими мо­жешь назидать ближнего; она представит тебе способ, ум и язык твой направить».

в) Третье дело – подать ближнему доб­рый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности. Очень час­то таким советом можно предохранить ближ­него от великих бедствий.

г) Четвертое дело духовного милосер­дия – молиться Богу о ближнем. Часто дру­гих дел милосердия мы не можем оказать ближ­нему, а молиться можем все и о всех. И не имея, по-видимому, никаких средств благотворить ближним, мы можем делать всякого рода добро им, вознося теплые молитвы о них ко Всемогу­щему. Ибо Сам Господь сказал: «Еже аще проси­те от Отца во имя Мое, то сотворю» (Ин. 14, 13).

д) Пятое дело духовного милосердия – утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать; так печаль связывает де­ятельность душевных сил. Поэтому великое благодеяние – утешением облегчить скорбь души и направить ее к богоугодной деятельно­сти. Святой Григорий Богослов говорит: «Вели­кое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем: несчастье иного облег­чается сокрушением, соболезнованием».

е) IIIестое дело духовного милосердия – не воздавать злом за зло, но переносить ос­корбления и обиды с благодушным терпе­нием ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: «Вси единомудренни будите, милостиви, братолюбцы, милосердии, благоутробни, мудролюбцы, смиренномудри, невоздающе зла за зло, или досаждение за досаж­дение, напротив благословляйте, ведяще, яко насе звани бысте, да благословение наследите» (1Пет. 3, 8–9).

ж) Седьмое дело духовного милосер­дия – от сердца прощать обиды. Этому Гос­подь учит словом и примером. «Отпущайте, – заповедует Он, – аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, от­пустите вам согрешения ваша» (Мк. 11, 25); так как и Сам «Он укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше» (1Пет. 2, 23); напротив, и со креста молит Отца небесного за Своих распинателей, взывая: «Отче, отпусти им; не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Прости обиды тем, кто со­грешил против тебя, ибо за это и тебе так же обещано прощение грехов».

3. Так многоплодна добродетель милосердия, братия – христиане! Она ясно отражает в челове­ке свойство Божественной благости, объемля любовью всех окружающих. Святой Григорий Богослов в слове о любви к бедным об этом так говорит: «Ничто столько не уподобляет челове­ка Богу, как благотворение… и ни за что Бог так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие». «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.»

Они помилованы будут по непреложному обещанию Спасителя еще в здешней жизни. Так святой Иоанн Златоуст говорит: «Хотя у тебя много грехов, но как милостыня твоя защитни­ца, то не бойся… сколько бы ни было у тебя иных грехов, твоя милостыня перевешивает все… милостыня может и загладить грехи и избавить от суда». Всеблагий Промысл Отца небесного защитит их и поми­лует во время бедствий, неразлучных с настоя­щей жизнью. «Блажен разумеваяй на нища и убога, – говорит святой пророк Давид, – в день лют избавит его Господь» (Пс. 40, 2).

Но обильнейшие сокровища благости и ми­лости Божией прольются на них в последний день суда всемирного, когда Спаситель и Судья Господь наш Иисус Христос скажет им: «Прииди те благословении Отца Моего, наследуйте уго­тованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34–40). Аминь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: