«Блажени милостивии, яко тии помилованы будут» (Мф. 5,7).
1. Если естественное чувство сострадания располагает нас к делам милосердия, относящимися к телу: то тем более оно должно располагать нас к делам милости духовным, потому что дух выше тела и бедствия духовные пагубнее для человека бедствий телесных. О делах милости, относящихся к телу, мы беседовали, – теперь скажем – какие дела милости духовной.
а) Первое дело милости духовной есть – увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. 5, 20). Как велико несчастье человека, когда он стоит на пути заблуждения и греха, так велика и заслуга того, кто не только сам удаляется от грехов, но заботится и других удерживать от них. Апостол Иаков учит: «Братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративши грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов» (Иак. 5, 19–20).
б) Второе дело милости духовной – неведущего научить истине и добру. Эта обязанность лежит не на одних пастырях церкви, но в некоторой мере на всех вообще. Святой Тихон говорит: «Пастырское дело есть публично и везде слово Божие проповедать, настоять благовремение и безвременне, обличать, запрещать, умолять (2Тим. 4, 2), а твое – не публично, но тайно, дружески, между тобой и братом, где благодать Божия подает тебе случай. Иной отвечает: «Я де невежда; как мне ближнего увещевать или учить». Ответ: «Любовь сыщет слова, коими можешь назидать ближнего; она представит тебе способ, ум и язык твой направить».
в) Третье дело – подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности. Очень часто таким советом можно предохранить ближнего от великих бедствий.
|
г) Четвертое дело духовного милосердия – молиться Богу о ближнем. Часто других дел милосердия мы не можем оказать ближнему, а молиться можем все и о всех. И не имея, по-видимому, никаких средств благотворить ближним, мы можем делать всякого рода добро им, вознося теплые молитвы о них ко Всемогущему. Ибо Сам Господь сказал: «Еже аще просите от Отца во имя Мое, то сотворю» (Ин. 14, 13).
д) Пятое дело духовного милосердия – утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать; так печаль связывает деятельность душевных сил. Поэтому великое благодеяние – утешением облегчить скорбь души и направить ее к богоугодной деятельности. Святой Григорий Богослов говорит: «Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем: несчастье иного облегчается сокрушением, соболезнованием».
е) IIIестое дело духовного милосердия – не воздавать злом за зло, но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: «Вси единомудренни будите, милостиви, братолюбцы, милосердии, благоутробни, мудролюбцы, смиренномудри, невоздающе зла за зло, или досаждение за досаждение, напротив благословляйте, ведяще, яко насе звани бысте, да благословение наследите» (1Пет. 3, 8–9).
ж) Седьмое дело духовного милосердия – от сердца прощать обиды. Этому Господь учит словом и примером. «Отпущайте, – заповедует Он, – аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустите вам согрешения ваша» (Мк. 11, 25); так как и Сам «Он укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше» (1Пет. 2, 23); напротив, и со креста молит Отца небесного за Своих распинателей, взывая: «Отче, отпусти им; не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Прости обиды тем, кто согрешил против тебя, ибо за это и тебе так же обещано прощение грехов».
|
3. Так многоплодна добродетель милосердия, братия – христиане! Она ясно отражает в человеке свойство Божественной благости, объемля любовью всех окружающих. Святой Григорий Богослов в слове о любви к бедным об этом так говорит: «Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение… и ни за что Бог так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие». «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.»
Они помилованы будут по непреложному обещанию Спасителя еще в здешней жизни. Так святой Иоанн Златоуст говорит: «Хотя у тебя много грехов, но как милостыня твоя защитница, то не бойся… сколько бы ни было у тебя иных грехов, твоя милостыня перевешивает все… милостыня может и загладить грехи и избавить от суда». Всеблагий Промысл Отца небесного защитит их и помилует во время бедствий, неразлучных с настоящей жизнью. «Блажен разумеваяй на нища и убога, – говорит святой пророк Давид, – в день лют избавит его Господь» (Пс. 40, 2).
Но обильнейшие сокровища благости и милости Божией прольются на них в последний день суда всемирного, когда Спаситель и Судья Господь наш Иисус Христос скажет им: «Прииди те благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34–40). Аминь.