Одесский Национальный Медицинский Университет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по|с| научно педагогической работе
________з.д.н.т., д.м.н., проф|. Бажора Ю.И.
“ ___”______________ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Из курса Информационные технологии в фармации __________________________________
Для специальности__ 7.110201фармация, квалификация провизор _________________________
Факультет________ фармацевтический__(заочная форма учебы) ______________________ Кафедра_________ биофизики, информатики и медицинской аппаратуры _____________________
Нормативные данные
Форма учебы | Курс | Семе- стр | Количество часов | Зачет диф. зачет (семе- стр) | Экзамен (семе -стр) | |||||
Всего | Аудиторных | |||||||||
Лекции | Прак- тичнических занятий | Лабо- ратор- ных за- нятий | Семинарские занятия | С Р С | ||||||
Заочная | ІІ | ІV | - | - | экзамен |
Рабочую программу составил: доцент Мацко О.М.
Программа обсуждена на заседании кафедры "____" ___________20__ г.
Протокол № ___
Заведующий кафедры биофизики, информатики и медицинской аппаратуры
______________________________ профессор Годлевский Л.С.
Программа принята на заседании предметной цикличной методической комиссии
"____"____20__г. протокол №___
Глава предметной цикличной методической комиссии__________ профессор Протченко П.З.
1. Цель и задание|задача| дисциплины, ее место в учебном процессе
В современной медицинской информатике нашел новый, значительно более глубокое содержание метод математического моделирования, который|какой| открыл широкие возможности для решения сложных многомерных заданий|задачи| в фармации и медицине. Результаты экспериментальных и клинических наблюдений, которые|какие| до недавнего времени имели сугубо описательный характер, все в большей степени находят количественное выражение. Многомерность|многомерный|, нестационарность и нелинейность биологических явлений, таковы, что количественные подходы являют собой практически|практично| единыое| средство для их достаточно полного теоретического исследования. Математическое моделирование невозможно без применения современных персональных ЭВМ. В связи с этим важно значение в практической|практичной| подготовке провизоров приобретают вопрос получения навыков работы с прикладными программами, которые позволяют осуществлять|свершать| построение моделей, необходимых для исследования поведения биологических систем, а также проводить расчеты многокомпонентных врачебных|лекарственных| смесей методами линейного программирования.
|
Свме изучения новых информационных технологий и их внедрения в медицинскую практику является конечной целью изучения данного предмета.
1.1. Цель преподавания|выкладывания| дисциплины
Научить студентов основным принципам построения мотематичних| моделей в биологии и фармации, статистической обработке данных и применению пакетов прикладных программ, которые|какие| реализуют эти методы.
Преподавание|выкладывание| дисциплины должно быть построено так, чтобы обеспечить ІІ — ІІІ ровные|равные| усвоения знаний (уровни знаний и умений).
1.2. Задание|задача| изучения дисциплины
|
Для успешного решения заданий|задачи| учебы|обучения| применению компьютерных технологий в фармации и медицине необходимо, чтобы студент владел|обладает| теоретическими знаниями о строении|стройке| и работе компьютера, о средствах сохранения|сохранности|, обработки и передачи информации, имел представление о современных информационных технологиях, а также приобрел практические|практичные| навыки работы на компьютере с использованием основных программных сред.
Студент должен знать:
— архитектуру и периферийное оборудование ПЕОМ;
— структуру программного обеспечения ПЕОМ;
— основные понятия теории информации;
— основные понятия теории вероятностей и математической статистики;
— принципы работы с системами управления базами данных;
— общие понятия функционирования экспертных систем в медицине;
— возможности применения пакетов прикладных программ, ориентированных|ориентируемых| на решение задач медицинской статистики и математического моделирования;
— статистические методы обработки медицинской информации;
— основные принципы построения математических моделей в медицинской практике;
— методы решения систем линейных уравнений алгебраизма методами линейного программирования.
Студент должен уметь:
— осуществлять|свершать| выбор адекватного статистического метода для проведения компьютерной обработки статистических данных;
— применять методы аппроксимации и экстраполяции данных;
— пользоваться аппаратом и компьютерными средствами статистики;
— работать|трудиться| с пакетами медицинской статистики;
|
— осуществлять|свершать| построение простых математических моделей заболевания.
1.3. Перечень|перечисление| дисциплин, необходимых для изучения курса “Информационные технологии в фармации”
Дисциплина выкладывается|излагает| для студентов И и ІІ курсов фармавцетичного| факультета, требует в качестве предваренных дисциплин “Элементы высшей математики”, “Клиническая иммунология", Нормальная физиология" и "Биохимия”.
Содержание дисциплины.
2.1. Лекции, их содержание и объем, в часах.
Цель изложения лекционного материала — формирование у студентов современных представлений о методах и программных средствах поиска, получения, хранения|сбережения| и обработки медицинской информации|.
В связи со стремительным прогрессом компьютерной техники| и появлением новых средств программного обеспечения для решения задач обработки данных, лекционный материал должен стать основным и ведущим| ориентиром для практических|практичных| занятий с использованием аппаратных и программных средств.
№ | Лекционные занятия | ||
п.п. | Наименование темы лекции и ее содержание | Объем в часах | Семестр |
ІІ семестр | |||
Общие принципы функционирования информационных технологий в медицине. Элементы теории информации Информация и информатика. История развития средств вычислительной техники. Методы классификации компьютеров. Состав вычислительной системы. Применение компьютерных технологий в медицине. Организация социальных систем с точки зрения информационного обмена. Закономерности динамики информационных потоков в человеческой цивилизации. Понятие об информации. Единицы измерения информации. Теория информации в современных медико-биологических проблемах. Информационная энтропия. Двоичная система кодировки. Кодовая таблица. Скорость передачи информации и единицы ее измерения | |||
Системы управления базами данных Типы СУБД. Структурная организация баз данных. Размерность баз данных. Типы полей. Основные функции СУБД. Направления применения СУБД в медицине. Панель инструментов базы данных. Создание новой базы данных в пакете MS Works. Введение информации в базу данных. Удаление информации. Защита базы данных. Изменение структуры базы данных. Сортировка базы данных. Поиск информации в базе данных. Генерация отчетов. Статистические функции отчета. | |||
Общие принципы построения математических моделей в медицине Математическое моделирование в медицине. Иммунная природа хронических заболеваний. Общая схема заболевания. Проблема биостимуляции иммунной системы. Температурная реакция организма. Построение математической модели противовирусного иммунного ответа. Статистическое оценивание параметров моделей заболеваний по экспериментальным данным. | |||
Всего в ІV семестре | |||
В целом |
2.2. Практические|практичные| занятия, их содержание и объем, в часах.
Практические|практичные| занятия имеют цель научить студентов правилам работы на персональном компьютере, основным приемам разработки математических моделей в медицине, средствам выбора адекватного метода для обработки данных.
Эта цель достигается в процессе выполнения ряда|вереницы| заданий|задачи|, на примере|прикладе| которых|каких| студенты развивают свое творческое мышление, учатся правильно избирать оптимальный режим обработки данных и делать соответствующие выводы.
№№ п.п. | Тема практического занятия и его содержание | практические занятия | |
Объем в часах | Семестр | ||
ІV семестр | |||
Функции операционных систем персональных компьютеров. Обеспечение интерфейса пользователя. Виды интерфейсов пользователя. Организация и обслуживание файловой системы. Обеспечение взаимодействия с аппаратными средствами. Обслуживание компьютера. | |||
Основы|основание| работы с операционной системой Windows|. Основные объекты и средства управления Windows|. Рабочей стол Windows|. Файлы и папки Windows|. Операции с файловой структурой. Программа "Проводник". Использование|употребление| "Главного|головного| меню". | |||
Создание простых текстовых документов. Общие сведения о текстовом процессоре Microsoft| Word|. Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft| Word|. Приемы и средства автоматизации разработки документов. | |||
Обработка данных средствами электронных таблиц. Создание электронных таблиц Microsoft| Excel|. Основные понятия электронных таблиц. Введение|ввод|, редактирование и форматирование данных. Вычисление|исчисление| в электронных таблицах. | |||
Стандартные функции и решения уравнений средствами программы Excel|. Автоматизация введения|ввода| данных. Применение стандартных функций. Печать документов Excel|. Построение диаграмм и графиков. | |||
Работа с базами данных. Основные понятия баз данных. Типы данных. Беспечность баз данных. Проектирование баз данных. Работа из СУБД Access. Работа с запросами. Работа с формами. Работа с отчетами. | |||
Компьютерные сети, Интернет, компьютерная безопасность. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет, основные понятия. Службы Интернета. Практическая|практичная| работа в Интернете. Вопрос компьютерной безопасности. | |||
Оптимизация характеристик врачебных|лекарственных| смесей методом линейного программирования. Проектирование программ. Этапы разработки программ. Экономические|экономичные| аспекты и стандарты качества программного обеспечения. Задачи оптимизации. Применение линейного программирования для оптимизации использования|употребления| ресурсов и организации обслуживания в фармации и медицине. | |||
Всего в ІV семестре: | |||
Всего за весь курс: |
2.3. Самостоятельная работа студентов (СРС), ее содержание и объем, в часах.
№№ п.п. | Тема практического занятия | Содержание учебного материала какой вынесен на СРС | Объем в часах | Формы контроля |
ІV семестр | ||||
Функции операционных систем персональных компьютеров | Средства проверки дисков. Средства "сжатия|ужимает|" дисков. Средства резервного копирования дисков.Средства защиты данных от несанкционированного копирования. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Основы работы с операционной системой Windows | Приемы повышения эффективности в работе с файловой структурой. Использование|употребление| буферу обмена для работы с объектами. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Настройка операционной системы Windows | Средства оформления.робочего стола Active| Desktop|. Настройка параметров экрана. Настройка параметров видеоадаптеру и монитору. Настройка свойств окон папок. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Стандартные дополнения Windows. | Пройми работы с программой Блокнот. Принципы внедрения и связывания объектов. Служебные дополнения Windows. Средства обеспечения совместимости с дополнениями MS-DOS. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Создание простых текстовых документов | Принципы практической|практичной| работы с текстовым процессором Microsoft| Word|. Первичная настройка текстового процессору Microsoft| Word|. Использование|употребление| средств автозамены. Введение|ввод| специальных символов. | Контр. раб. №2, зачет | ||
Создание комплексных текстовых документов | Настраивание редактора формул. Введение|ввод| и форматирование содержимого|содержания| таблиц. Создание базовой диаграммы. Настраивание внешнего вида диаграммы. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Компьютерные вирусы, антивирусные программы | Понятие о компьютерном вирусе. Антивирусы. Работа с программой Aidstest|. Работа с программой Dr|.Web. Программа Adinf|. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Назначение и возможности электронных таблиц | Основы|основание| структурной организации электронных таблиц. Понятие цифрового массива. Понятие математической функции. Стандартное окно программы Excel|. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Стандартные функции и решения уравнений средствами программы Excel | Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами. Статистические функции Excel|. Вычисление|исчисление| простых функций средствами Excel|. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Работа с базами данных | Система управления базами данных dBASE|. Проектирование базы, создания экранных форм|формы|, индексные файлы, генерация отчетов. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Компьютерные сети, Интернет, компьютерная безопасность | Терминальный режим. Электронная почта (E-Mail|). Служба телеконференций|телеконференции| (Usenet|). Служба передаваемости файлов (FTP|). | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Получение информации из|с| Интернета | Основные приемы поиска информации в Worid| Wide| Web|. Получение и отправление обращений по системе Internet|. Работа с адресной книгой. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Обработка данных средствами электронных таблиц | Типы данных: символьные, числовые, логические|логичные|. Основные понятия электронных таблиц.Введение|ввод|, редактирование и форматирование данных. Стандартные функции электронных таблиц. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Основы программирования | Алгоритмы и прогамы|.Компилятори и интерпретаторы. Поколение языков|языка| программирования. Языки|язык| программирования высокого уровня. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Системы опроса и ведения истории болезней | Программа Enter| и Chek| системы EpiInfo|. Правила формирование базы данных. Графические и статистические возможности системы EpiInfo|. | Контр. раб. №1, экзамен | ||
Всего в ІV семестре: | ||||
Всего за весь курс: |
Перечень|перечисление| вопросов, которые выносятся на рубежный| контроль.
1. Общая классификация компьютеров.
2. Единицы информации.
3. Основные компоненты компьютеров|.
4. Основные устройства введения|ввода| вывода информации.
5. Функции оперативной памяти.
6. Основные типы дисковых носителей информации и их характеристики.
7. Функции наиболее важных клавиш клавиатуры.
8. Основные типы мониторов и их характеристики.
9. Основные типы принтеров и их характеристики.
10. Объектно-ориентированный и процедурно ориентированный подходы.
11. Типы окон Windows|. Многооконный интерфейс.
12. Основные элементы окна Windows|. Их назначение.
13. Порядок создания файлов Windows|. Команды Создать, Открыть, Сохранить|сберечь|, Сохранить|сберечь| как.
14. Понятие файла. Полное имя файла.
15. Допустимые и недопустимые символы в имени файла.
16. Типы расширений файлов.
17. Стандартные имена устройств компьютера.
18. Понятие каталога. Корневой каталог. Активный каталог. Путь к|до| файлу.
19. Имена дисковых устройств.
20. Диспетчер файлов. Изменение|смена| властивостецй| файла.
21. Обеспечение интерфейса пользователя. Виды интерфейсов пользователя. Организация и обслуживание файловой системы.
22. Обеспечение взаимодействия с аппаратными средствами. Обслуживание компьютера.
23. Принципы внедрения и связывания объектов. Служебные дополнения|добавление| Windows|. Средства обеспечения совместимости с дополнениями|добавлением| MS-DOS|.
24. Общие сведения о текстовом процессоре Microsoft| Word|. Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft| Word|. Приемы и средства автоматизации разработки документов.
25. Введение|ввод| формул. Работа с таблицами. Работа с диаграммами. Работа с графическими объектами.
26. Создание электронных таблиц Microsoft| Excel|. Основные понятия электронных таблиц. Введение|ввод|, редактирование и форматирование данных. Вычисление|исчисление| в электронных таблицах.
27. Автоматизация введения|ввода| данных. Применение стандартных функций. Печать документов Excel|. Построение диаграмм и графиков.
28. Основные понятия баз данных. Типы данных. Беспечность баз данных. Проектирование баз данных.
29. Работа из|с| СУБД Access|. Работа с запросами. Работа с формами|формой|. Работа с отчетами.
30. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет, основные понятия. Службы Интернета. Практическая|практичная| работа в Интернете. Вопрос компьютерной безопасности.
31. Основные понятия World| Wide| Web|. Работа с программой Internet| Explorer|.
32. Поиск информации в World| Wide| Web|. Отправление и получение сообщений. Работа с программой Outlook| Express|.
Минимальный перечень|перечисление| практических|практичных| навыков, которыми|какими| должен владеть|обладать| студент при составлении|сдает| зачета.
1. Включать и исключать|выключать| компьютер.
2. Осуществлять|свершать| "холодную" и "горячую" перезагрузку компьютера.
3. Осуществлять|свершать| регистрацию в сети.
4. Осуществлять|свершать| реестрацию| в сети.
5. Уметь создавать файл в дорогом|любимом| дополнении|добавлении| Windows|.
6. Уметь изменять|менять| свойства файлов, тип пересмотра|просматривает| информации в окне Диспетчера файлов.
7. Уметь открывать одновременно несколько окон в Диспетчере файлов.
8. Осуществлять|свершать| запуск программ в Диспетчере файлов.
9. Выполнять|исполнять| основные команды при работе с файлами и каталогами: копирование, перемещение, удаление файлов, каталогов, создание каталогов, поиск файлов.
10. Уметь создавать новый файл, открывать существующий файл Word|, Excel|.
Перечень вопросов, которые выносятся на экзамен.Перелік питань, що виносяться на іспит.
1. Общие принципы функционирования информационных технологий в медицине. Информация и информатика.
2. История развития средств вычислительной техники. Методы классификации| компьютеров.
3. Состав вычислительной системы.
4. Архитектура ПЕОМ. Периферийное оборудование.
5. Назначение и основные характеристики центрального процессора.
6. Назначение и основные характеристики оперативной памяти.
7. Назначение и основные характеристики накопителей|накопителя| информации на жестких магнитных дисках.
8. Назначение, состав|склад| и основные функции операционной системы MS| DOS|.
9. Понятие файла и директории, файловая структура информации.
10. Назначение файловых оболочек. Коммутация панелей файловых оболочек.
11. Создание и редактирование текстовых файлов средствами файловых оболочек.
12. Пересмотр|просматривает| содержания файлов средствами файловых оболочек.
13. Копирование, перемещение и перемена имени файлов.
14. Создание структуры директорий.
15. Уничтожение директорий и файлов. Средства возобновления|восстановления| уничтоженной|унитожающей| информации.
16. Назначение и основные функции системы WINDOWS|. WINDOWS-додатков|.
17. Работа с окнами| и пиктограммами|пиктограммой| в системе WINDOWS|.
18. Работа с директориями и файлами в системе WINDOWS|.
19. Архитектура и функционирование компьютера. Базовая аппаратная конфигурация. Процессор и оперативная память
20.. Устройства внешней|наружной| памяти. Накопители|накопитель| на гибких| и жестких магнитных дисках.
21. Устройство для работы с лазерным диском.. Магистрально-модульный принцип строения|стройки| компьютера
22. Системное и прикладное программное обеспечение ПЕОМ
23. Обеспечение интерфейса пользователя. Обслуживание файловой структуры.
24. Системы программирования. Коммуникационное программное обеспечение. Другие функции операционных систем.
25. Установление и удаление дополнений|добавления| WINDOWS|.
26. Настройка средств автоматизации WINDOWS|.
27. Составляющие пакета Microsoft| Office|.
28. Назначение и основные возможности текстового редактору WORD|.
29. Меню текстового редактору WORD|.
30. Подготовка информации в виде таблиц в текстовом редакторе WORD|.
31. Деловая графика текстового редактора WORD|.
32. Подготовка математических выражений в редакторе WORD|.
33. Назначение и основные возможности. электронных таблиц EXCEL|.
34. Меню электронных таблиц EXCEL|.
35. Введение|ввод| и редактирование информации в среде EXCEL|.
36. Проведение расчетов в среде EXCEL|.
37. Построение графиков средствами EXCEL|.
38. Сортировка информации в электронных таблицах по одному, двум и трем ключам.
39. Поиск, запуск, на выполнение и завершение работы
40. Элементы теории информации. Организация социальных систем с точки зрения информационного обмена. Закономерности динамики информационных потоков в человеческой цивилизации.
41. Понятие об информации. Единицы измерения информации. Теория информации в современных медико-биологических проблемах.
42. Информационная энтропия. Двоичная система кодировки. Кодовая таблица. Скорость передачи информации и единицы ее измерения.
43. Значение теории вероятностей и математической статистики для медицинской практики. Частота и вероятность наблюдения признаков. Детерминистская логика и логика фазовых интервалов.
44. Симптомы|симптом|, симптомокомплекси|, (синдромы) диагноз. Функционирование систем вероятности| диагностики.
45. Этапы диагностического процесса при вероятности| диагностике. Преимущества и недостатки|недостаток| разных|различных| форм|формы| медицинской логики.
46. Системы управления базами данных.Типы СУБД.
47. Структурная организация баз данных. Размерность баз данных. Типы полей.
48. Основные функции СУБД. Направления применения СУБД в медицине.
49. Панель инструментов базы данных ACCESS|..
50. Создание, пересмотр|просматривает| и модификация структур таблиц, в ACCESS|.
51. Установление, пересмотр|просматривает| и редактирование связей, между таблицами базы данных в. ACCESS|.
52. Создание и использование|употребление| запросов на добавку данных в ACCESS|.
53. Создание и использование|употребление| запросов на выбор данных из|с| интервала значений в ACCESS|.
54. Создание кнопок вызова запросов в ACCESS|.
55. Создание кнопок для обновления данных формы в ACCESS|.
56. Создание кнопок вызова форм|формы| в ACCESS|.
57. Создание простого отчета в ACCESS|.
58. Защита базы данных. Изменение|смена| структуры базы данных|. Сортировка базы данных|.
59. Поиск информации в базе данных|. Генерация отчетов..
60. Математическое моделирование в медицине. Иммунная природа хронических заболеваний.
61. Построение математической модели противовирусного иммунного ответа.
62. Статистическое оценивание параметров моделей заболеваний по экспериментальным данным.
63. Функционирование автоматизированных систем управления в медицине.
64. Программно технические компоненты АСУ. Применение АСУ в фармации.
65. Экспертные системы. Главное|головное| назначение экспертных систем: диагностика, классификация, прогнозирование, планирование, управление.
66. Принципы функционирования экспертных систем.
67. Сетевые информационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет, основные понятия.
68. Службы Интернета. Подключение к|до| Интернету.
69. Вопрос компьютерной безопасности.
70. Структура Окон и меню среды MATHCAD|
71. Решение фармавцетичних| задач в системе моделирования MATHCAD|.
72. Расчет многокомпонентных врачебных|лекарственных| смесей на основании решения систем линейных алгебраичних| уравнений. Метод Гауса|гаусса|.
73. Методы решения нелинейных уравнений и систем. Метод Ньютона.
74. Численные методы решения систем дифференциальных уравнений. Метод Эйлера.
75. Численные методы решения систем дифференциальных уравнений. Метод Рунге-Кутта.
76. Оптимизация характеристик врачебных|лекарственных| смесей методом линейного программирования.
77. Представление графических данных. Средства работы с растровой графикой. Средства работы с векторной графикой. Векторный редактор CorelDraw|.
78. Оптимизация характеристик врачебных|лекарственных| смесей методом линейного программирования.
79. Основные понятия, математический аппарат и методы линейного программирования и его приложения, для оптимизации использования|употребления| ресурсов и организации обслуживания в фармации и медицине.
80. Математическое моделирование медико-биологических процессов. Биологические, физические, кибернетические и математические модели.
81. Этапы математического моделирования. Математическое моделирование роста популяции микроорганизмов|микроорганизма|.
82. Языки|язык| программирования. Системы программирования. Модульное программирование..
83. Общие принципы функционирования биотехнических систем. Вычислительные технические системы в медицине.
84. Системы мониторинга электрической активности| сердца, головного мозга, мышц, других органов человека.
Основная литература
1. Медицинская информатика|. Учебное пособие| для студентов| медицинских| Вузов под| редакторши Н.В.Чирского, Симферополь, 2000, 153 с.
2. Информатика. Базовый курс. Учебник для Вузов. Под редакторши С.В.Симоновича. Москва-Харьков-минск, 638 с.
3. Марчук г.И. Математические модели| в иммунологии|. / М., Наука.- 1985.- 240 с.
4. Гельман в.Я. Медицинская информатика|. Практикум. Москва-Харьков-минск, 468 с.
5. Гук М., Аппаратные средства| IBM| PC|. – Спб: Питер, 2000.
6. Гинзбург А., Периферийные устройства|. – Спб: Питер, 2001.
7. Информатика. Базовый курс /Под редакторши Симоновича С.В.-спб:питер,2000.
8. Пономарев в.Д., Беликов в.Г., Каковкин-щербак н.И. Математические методы| в фармации|. - М.: Медицина, 1983.
9. Левин А. Самоучитель работы| на компьютере|. Изд.5-е.-м.:нолидж,1998.
10. Микляев а.П. Настольная книга пользователя| IBM| PC|. Изд.2-е.-м.:солон,1998.
11. Руденко в.Д., Макарчук а.М., Патланжоглу м.А. Курс информатики|.-К.:Феникс,1998.
12. Шафрин ю.А. Основы компьютерной| технологии|. Изд.3-е.-м.:абф,1998.
13. Дьяконов В. Mathcad 2000: учебный курс. - Спб: Питер, 2001.Дьяконов В. Mathcad 2000: учебный курс. - СПб: Питер, 2001.
14. Кирьянов Д. Самоучитель MATHCAD| 2001. Спб: BHV|, 2001
15. Хаймзон й.Й. Новые информационные| технологии| ведения|, учета| и обработки| медицинской| документации|. - К.: Высшая школа, 1992.
Дополнительная литература
1. Толбатов Ю. А. Общая теория| статистики средствами Excel|. Киев, Издательство “Четвертая волна”, 1999, 222 с.
2. Казаков в.Н., Лях Ю.Е., Чуприне е.И., Никитенко с.Н. Моделирование в биологии| и медицине|. / Донецк.- 1997.- 70 с.
3. Минцер о.П. и др. Методы обработки| медицинской| информации|. / Киев.- 1991.- 176 с.
Кабатов ю.Ф., Славин м.Б. Вероятностно-статистические методы| в медицинских| исследованиях| и надежность| медицинской| аппаратуры|. М. “Медицина”.- 1976. 296 с.