Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии




Лекция 1.4 Тема: Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка

Чувство собственного достоинства, осознание самоценности своей личности

должны сопровождаться чувством ответственности, основываться

на взаимном уважении людей, их миролюбии и терпимости.

Л. И. Смагина

Вопросы:

1.Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии.

2.Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей.

3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка.

4.Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе.

Литература:

1. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь и права несовершеннолетних / Г. А. Василевич // Адукацыя i выхаванне. — 2000. — № 3. — С. 3—7.

2. Зублевская, А. Ю. Правовые знания, ценностные установки, внутренние убеждения / А. Ю. Зублевская // Народная асвета. — 2007. — № 5. — С. 81—84.

3. Об общем среднем образовании: Закон Респ. Беларусь от 5 июля 2006 г. № 141-3: принят Палатой предста­вителей 14 июня 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. // Настаунщкая газета. — 2006. — 18 июля. — С. 2—3.

4. Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод, пособие / Л. И. Смагина [и др.]; под ред. Л. И. Смагиной. — Минск: Универстэцкае, 1999. — 208 с.

5. Чарняуская, А. С. Малодшым школьшкам — аб правах дзiяцi/ А. С. Чарняуская // Адукацыя i выхаванне.—2008.— №3. — С. 49—55.

6. Чепиков, В. Т. Педагогика / В. Т. Чепиков. — М.: Новое знание, 2003. — 173 с.

 

Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии

Детство — период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки, умения. Детство — неотъемлемая часть образа жизни и культуры всего человечества, любого отдельно взятого государства и народа, особый период индивидуального становления каждого человека, важнейший этап жизненного пути, начало самореализации личности в конкретном социуме.

Многочисленные российские исследования в области гуманистической и социальной педагогики рассмат­ривают детство как начальную и особую стадию индивидуального жизненного цикла, когда генетические часы обеспечивают наиболее интенсивный рост человеческого организма, а ближайшая социокультурная среда за­кладывает основные особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникального творческого потенциала человеческой индивидуальности и личности (Н. Ф. Маслова и др.).

По мнению белорусских ученых, детство — этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь (В. Н. Наумчик, М. А. Паздников и др.).

В детстве обычно выделяют период младенчества (от рождения до 1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). Как показывает педагогическая теория и практика, по мере развития производства и повышения культурного уровня общества происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Выделились следующие показате­ли современных границ детства:

возраст половой и психологической зрелости (медицинские нормы) — 14 лет;

возраст трудовой дееспособности (трудовые законодательные нормы) — 16 лет;

возраст совершеннолетия, согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» (правовые нормы), — 18 лет.

В современной педагогической трактовке термин «ребенок» определяется так: «Ребенок — это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону оно ранее не приобрело граждан­скую дееспособность в полном объеме».

К выделенным выше возрастным периодам детства добавляются подростковый (от 11 до 14 лет) и юно­шеский (от 15 до 18 лет) возрастные периоды («Педагогический словарь». Минск, 2006). Согласно трактовке, данной в Энциклопедии социальной работы (М., 1993), детство — это время отсутствия «взрослости», ответ­ственности, узаконенной зависимости от заботы и экономической поддержки общества. Однако в разные эпохи отношение к детству, родительская забота о потомстве, его общественная защита, жизнеобеспечение, воспита­ние, восприятие степени значимости и полезности исторически изменялись.

Так, в архаических обществах уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины, дефицит средств к существованию, отсутствие надежной пищевой базы племен увеличивали вероятность инфантицида (детоубийства) физически неполноценных и слабых младенцев. Право отцов или старшего в племени полно­властно распоряжаться жизнью и смертью детей, их убийство по физическим признакам, социальной неполно­ценности или по причине ритуальных жертвоприношений было ликвидировано только в IV веке.

Инфантицид стал считаться преступлением в Древнем мире и приравниваться к человекоубийству за­конодательно только с 374 г. Религиозный запрет детоубийства есть и в Коране (около 632 г.). В то же время в реальности детоубийство физически неполноценных детей сохранялось, в частности, у славянских народов вплоть до IX века и прекратилось лишь с укреплением христианства и введением обязательного обряда креще­ния новорожденных.

Средневековая эпоха весьма противоречива в отношении к детству: от трогательной самоотверженной материн­ской любви, от внимательных воспитателей, учитывающих детскую природу в учении, до безропотного восприятия детской смерти («Бог дал — Бог и взял»), до рабской покорности детей, их страха, физических избиений родителями и учителями, полного повиновения детей перед деспотической отцовской волей распоряжаться судьбой сына или дочери. Такие же тенденции мы видим и в XVII веке в Русском государстве. Согласно «Уложению» 1649 г., в России убийство сына или дочери каралось лишь годом тюремного заключения, дети же не имели права жаловаться на роди­телей ни при каких обстоятельствах. Общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестко карало детей, не слушающих родителей — «непочетников».

В европейской культуре XVIII—XIX вв. под влиянием просветителей постепенно складываются новые об­разы детства, мудрого отца, любящей матери (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.). В соответствии с этим ре­бенок рассматривается как маленький взрослый, которого надо обучить, приучить жить по правилам и обычаям взрослого мира, либо как гармоничное, доброе, нравственное, свободное создание божие, у которого есть чему поучиться испорченному взрослому обществу. Отсюда осуществляются различные подходы к развитию детей: или путем просвещения и обучения, или путем свободного и естественного воспитания с различными типами взросления, формами контроля, приемами общения и взаимодействия взрослых с ребенком. В этот период в Ев­ропе, США и России появляются первые воспитательные общества, христианские приюты, ордена попечения, благотворительные ведомства в поддержку бедных детей; осуществляются социально-педагогические проекты (школы обучения рабочим профессиям, мастерские для подростков и т. д.), что свидетельствует о возрастании степени заботы общества о развитии подрастающего поколения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: