Закономерности ощущений.




Познавательные процессы: ощущение и восприятие

 

 

Формирование сферы ощущений и восприятий у чело­века при высоком уровне развития его головного мозга проходит под влиянием трудовой деятельности, опыта всей жизни. У опытного медицинского работника боль­шой тонкости достигает тактильное ощущение, исполь­зуемое им при пальпации, при производстве различных манипуляций. Развитие восприятия связано с методами наблюдения и изучения.

Восприятие и ощущение являются процессами созна­тельными, осмысленными. В обеспечении их смысловой стороны важную роль играют мышление и речь, орга­нически входящие в ощущение и восприятие человека. Опытный и думающий медицинский работник восприни­мает симптомы болезни и в то же время осмысливает их значение в данном случае, их отличие от сходных симп­томов другой болезни и т.д.

Ощущения

Ощущение и восприятие — это источник наших по­знаний о внешнем мире и собственном «я», а также осно­ва для построения общих представлений и понятий.

Ощущение—это отражение отдельных свойств пред­метов окружающего материального мира и собственного организма (цвет, свет, тепло, боль и т.д.), результат воз­действия предметов внешнего мира и собственного тела на органы чувств.

Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Ощущение — это сенсорная перво­основа психики, акт перехода внешнего сенсорного воз­действия в факт сознания. Ощущение — это активный психический процесс, в нем отражаются качества объек­тов. В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но их интенсивность, про­должительность и пространственная локализация. Ин­формация, получаемая анализаторами, называется сен­сорной, а процесс приема и ее первичной обработки — сенсорной деятельностью.

Органические ощущения возникают вследствие сдви­гов, происходящих во внутренней среде организма, и являются следствием первичных органических потреб­ностей. Как правило, к органическим ощущениям от­носят чувство голода, жажды, насыщения, болевые ощущения и половое чувство. Тактильные ощущения — один из видов кожной чувствительности, включает ощущение прикосновения, давления, вибрации, фактурности, отражение площади механического раздра­жителя.

Физиологической основой ощущений является работа анализаторов.

Отдельные свойства предметов и явлений, воздейству­ющие на наши органы чувств, называются раздражите­лями, процесс воздействия — раздражением, а нервный процесс, возникший в результате раздражения, — воз­буждением.

Как известно, анализатор представляет собой слож­ную анатомо-физиологическую систему рецепторов, т.е. окончаний чувствующего нерва, проводящего нервного пути (нерва) и корковой (центральной) части.

Каждый орган чувств специализирован на перера­ботке различных специфических внешних воздействий. Основная часть каждого органа чувств — окончание чувствующего нерва — рецептор. Он превращает энер­гию внешнего раздражителя в нервный импульс. Воз­действие, способное возбудить рецептор, называется стимулом.

Так, рецепторами зрительного анализатора являются палочки и колбочки, находящиеся в сетчатках глаза, про­водящим путем — зрительные нервы, соединяющие сет­чатки с корой головного мозга, центральной частью — скопления нервных клеток в затылочной области коры головного мозга. Центральная часть анализатора состоит из ядра и рассеянных по коре нервных клеток этого ана­лизатора, через которые осуществляется связь анализато­ров друг с другом. Функции анализаторов состоят, преж­де всего, в выделении из сложной среды внешнего мира ее отдельных элементов — оптических, акустических и т.д. Это выделение (анализ) происходит на двух уровнях — низшем и высшем. Анализ на первом уровне осуществля­ется рецепторами и имеет безусловно-рефлекторную при­роду. Рецепторы, восходящие (афферентные) нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга — та­ковы три составные части анализатора.

Виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактиль­ный, вкусовой, обонятельный, кинестетический, темпера­турный, вестибулярный. Совокупность деятельности всех анализаторов называется сенсорной сферой психики.

Глаза новорожденного сразу после рождения реагиру­ют на свет (зрачковый рефлекс); дитя также вздрагивает от громкого звука и пр. Анализ на втором, высшем уров­не обеспечивается деятельностью коры головного мозга; он осуществляется в процессе дифференцировки раздра­жителей по законам условного торможения и индукции, т.е. имеет условно-рефлекторную природу.

Рефлекторная деятельность анализаторов протекает по механизму обратных связей, с так называемой обратной афферентацией. Процесс работы анализатора можно пред­ставить примерно следующим образом. Внешний или внут­ренний раздражитель вызывает в рецепторах (например, в сетчатке глаза) нервное возбуждение, которое в виде переработанных здесь импульсов направляется в кору головного мозга (афферентный путь). От коры — в ответ на раздражение после новой переработки.

Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на центральную нервную систему не непосредственно, а через экстерорецепторы, интерорецепторы и проприорецепторы. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

Ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела — зрительные, слуховые, обонятель­ные, вкусовые, кожные. Это экстероцептивные ощущения.

Интероцептивные ощущения. Они связаны с рецепто­рами, находящимися во внутренних органах — органи­ческие ощущения.

Проприоцептивные ощущения. Кинестетические, то есть двигательные и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярномаппарате. Это ощущения собственных движений и про­странственного положения тела.

Различают экстерорецепторы двух видов:

дистанционные, т.е. воспринимающие раздражения вне непосредственного контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, обоняние, термические ощущения),

контактрецепторы, для деятельности которых необ­ходимо непосредственное раздражение, например, при­косновение (чувство вкуса, различные виды тактильной чувствительности, вибрационное чувство и др.).

В зависимости от разновидности анализатора разли­чают ощущения: зрительные, слуховые, кожные, обоня­тельные, вкусовые, кинестетические, статические, виб­рационные, органические, болевые.

Ощущения подразделяются на дистантные, то есть от­ражение свойств удаленных объектов, и контактные.

Ощущения классифицируются по качеству, силе и дли­тельности.

Качествами зрительных ощущений являются цвета, слуховых — звуки.

Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества, иначе говоря, неясные ощущения при нарастании интенсивнос­ти становятся более четкими, рельефными.

Длительность ощущения — это время, в течение которого сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Длительность ощущения не совпадает с дли- у тельностью реального раздражения. Действие раздражи-. теля уже может быть законченным, однако ощущение в течение некоторого времени продолжается.

Всякое ощущение сопровождается той или другой (положительной или отрицательной) эмоциональной реакцией. Этот процесс определяется индивидуальными свойствами организма.

К органическим ощущениям относят: ощущения, свя­занные с деятельностью внутренних органов: ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и др. Органические чувства носят генерализованный характер и переживаются человеком как неопределенные состояния организма вообще. Однако для того, чтобы то или иное явление или предмет внешнего мира были осозна­ны, мало знания одного свойства или качества предме­та—нужен комплекс ощущений.

Закономерности ощущений.

Пороги чувствительности:

• нижний порог абсолютной чувствительности — ми­нимальная величина интенсивности воздействия, необхо­димая для возникновения ощущений,

• верхний порог абсолютной чувствительности — мак­симальная величина доболевой интенсивности воздействия,

• разностный порог — минимальное различие в ин­тенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения.

Закономерности изменения чувствительности:

• адаптация, то есть изменение чувствительности ана­лизатора в результате его приспособления к силе и про­должительности действующего раздражителя,

•сенсибилизация — повышение чувствительности ана­лизаторов под влиянием внутренних психических факто­ров,

• десенсибилизация — сильное возбуждение одних ана­лизаторов, всегда понижает чувствительность других,

• контраст — повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности,

• синестезия — ассоциативное иномодальное ощуще­ние, соответствующее реальному, например — вид лимо­на — вызывает ощущение кислого.

Индивидуально типологические особенности:

• сензитивность — природно-обусловленная повышен­ная чувствительность отдельных анализаторов,

• сенсибилизированность — повышение чувствительнос­ти под влиянием опыта и профессиональной деятельности,

• сенсорная организация — комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости разви­тия нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, интенсивности эмоционального тона.

Нарушения ощущений

Нарушения ощущений могут возникать, например, при органическом или функциональном нарушении нервных проводников, в частности, сосудистой иннервации.

Например. Больные могут испытывать неприятные и тягостные ощущения, проецируемые внутрь тела: ощу­щения сжимания и растягивания, перекатывания и дро­жания и др. Эти нарушения называют синестопатиями.

Кожный зуд, являющийся предвестником и спутни­ком многих заболеваний (неврозы, органические пораже­ния центральной и периферической нервной системы, нарушения обмена веществ и деятельности эндокринных органов, болезни почек и крови, реакция на прием медика­ментов, пищи и др.), также можно отнести к синестопатиям. Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляется раздражительность, нетерпимость, злобность и гневливость. Такие больные нуждаются в тер­пеливом и спокойном к ним отношении.

Вообще, нарушения ощущений многообразны. В чис­ле прочих это такие нарушения, как:

Гиперэстезия — повышенная чувствительность к дей­ствию на органы чувств физических стимулов, являю­щихся для них адекватными.

Гиперпатия — болезненное повышение чувствитель­ности, когда обычные безвредные раздражители вызыва­ют боль и другие неприятные ощущения, такие как зуд, тяжесть и т.д.

Гипостезия (пониженная чувствительность).

Анестезии (отсутствие чувствительности). Про­исходит при повреждении чувствительных нервов или моз­га (спинного или головного), вследствие чего внешние раздражения не достигают центральной нервной систе­мы. Анестезия может поразить все тело (общая анесте­зия) или какую-либо часть его (местная анестезия)..

Парестезии (жжение, покалывание, стягивание и т. д.).

Синестезия — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на органы чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно добавочное ощущение или представление, характерное для другого орга­на чувств. Своеобразные формы синестезии встречаются в патологии, например — визуализация слышимого.

«Фантом конечности». После ампутации руки или ноги человек может продолжать чувствовать конечность: ощу­щать в ней боль, считать, что в состоянии двигать ею, даже забывая, что она удалена. Иногда эти ощущения проходят быстро, иногда сохраняются на всю жизнь, или же характер их может меняться.

Боль

Среди ощущений наибольшее страдание приносит боль.

Боль — психическое состояние, возникающее в резуль­тате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности.

Клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения физиологических процессов важно, поскольку ряд патологических процессов человеческого организма дает себя знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания. Следует от­метить, что адаптация к боли практически не наступает.

С точки зрения эмоционального переживания болевое ощущение имеет гнетущий и тягостный характер, подчас характер страдания, служит стимулом для разнообраз­ных оборонительных реакций, направленных на устра­нение внешних или внутренних раздражителей, обусло­вивших возникновение этого ощущения.

Болевые ощущения формируются в центральной не­рвной системе в результате объединения процессов, начинающихся в рецепторных образованиях, заложенных в коже или внутренних органах, импульсы от которых по специальным проводящим путям попадают в подкор­ковые системы мозга, вступающие в динамическое взаи­модействие с процессами коры его больших полушарий.

В формировании боли участвуют корковые, а также подкорковые образования. Боль возникает как при не­посредственном воздействии на тело внешних раздражи­телей, так и при изменениях в самом организме, вызыва­емых различными патологическими процессами. Боль может возникать или усиливаться по условно-рефлектор­ному механизму и быть психогенно обусловленной.

Болевая реакция представляет собой наиболее инерт­ную и сильную безусловную реакцию. Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию со стороны высших психических процессов, связанных с деятельностью коры и зависящих от таких личностных особенностей, как на­правленность, убеждение, ценностные ориентации и др. Многочисленные примеры свидетельствуют как о муже­стве, об умении, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, подчиняясь высоконравственным мотивам, так и о малодушии, сосредоточении на своих болевых ощущениях.

Боль обычно появляется с возникновением заболева­ния, активизацией или пропрессированием патологиче­ского процесса. Отношение больного различно к острой и хронической боли.

Например. При острой зубной боли все внимание чело­века сосредоточено на объекте боли, он любыми средства­ми ищет способов избавиться от боли (прием различных препаратов, оперативное вмешательство, любые процеду­ры, только бы снять боль). Особенно тяжело переживают­ся приступообразные боли при хронических заболевани­ях, часто реакция на них с течением времени усиливает­ся. Больные ожидают их со страхом, появляется чувство безнадежности, бесперспективности, отчаяния. Боль в та­ких случаях может быть настолько мучительной, что че­ловек ждет смерти как избавления от мучений.

При хронических болях может наблюдаться также некоторая адаптация к ощущениям боли и к пережи­ваниям, связанным с ней.

Некоторые врачи выделяют так называемые органи­ческие и психогенные боли. Противопоставление болей недостаточно обосновано, так как всем врачам хорошо известно, что в психогенной ситуации, как правило, на­блюдается усиление болей, имеющих органическую при­роду.

Сигнальное значение боли — предупреждение о грозя­щей опасности.

Сильная боль способна целиком овладеть мыслями и чувствами человека, сосредоточить на себе все его внима­ние. Она может привести к нарушениям сна, различным невротическим реакциям.

Больные, страдающие сильными болями, нуждаются во внимательном и заботливом отношении к их жалобам и просьбам. Боли сильнее изнуряют больного, чем какие-либо другие расстройства.

Восприятие

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечи­вает непосредственно-чувственную ориентировку в окру­жающем мире.

Восприятиеэто целостное отражение предме­тов, ситуаций и событий, возникающее при непосред­ственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятиеактивный процесс.

Человек воспринимает мир в деятельности, в процессе труда, что углубляет и совершенствует его восприятие. В процессе развития совершенствование и дифференциация восприятий происходят автоматически. Только у детей в самом начале познавательной деятельности сложный про­цесс восприятия состоит из отдельных актов элементар­ных ощущений.

Интересно отметить, что в силу несовершенства цент­ральной нервной системы новорожденный видит мир пе­ревернутым (как в фотоаппарате). Но с первых же дней жизни он начинает этот мир не только обозревать, но и ощупывать. В результате возникают и совершенствуются связи между зрительным, кожным и мышечно-двигательным анализаторами и формируется обычное для челове­ка восприятие окружающего.

Активность и избирательность имеют определенные особенности у каждой личности, что обосновывается ее предыдущими установками и опытом, индивидуальной заинтересованностью, индивидуальными свойствами не­рвной системы. Каждый человек привносит в восприятие нечто свойственное только ему. Индивидуальные особен­ности восприятия проявляются в быстроте, глубине, пол­ноте, точности, в степени тонкости отдельных восприя­тий, их эмоциональной насыщенности и пр.

Физиология восприятия. По сравнению с ощущени­ем, восприятие относится к более высокому уровню чув­ственного познания мира.

Восприятие можно рассматривать не только как один из процессов непосредственного отражения объектов внеш­него мира, но и как особый вид умственной деятельности (перцептивная деятельность). В тех случаях, когда нам надо рассмотреть какой-либо объект, прислушаться к чему-либо, исследовать предмет на ощупь, определить его запах, цвет, температуру, наше восприятие становится целенаправленным актом и включает в себя несколько отдельных действий, называемых перцептивными.

Восприятие, как и ощущение, имеет рефлекторную природу и осуществляется посредством деятельности ана­лизаторов, но физиологическая основа его значительно сложнее. Сложными являются как раздражители, на ко­торые образуются условные рефлексы при восприятии, так и самый процесс образования этих рефлексов.

Раздражители, на которые образуются условные реф­лексы при восприятии,— не простые, как при ощуще­ниях, а комплексные. Любой предмет, воспринимаемый человеком, является комплексным раздражителем. Он состоит из нескольких элементарных — светового, зву­кового, температурного, механического и др. Особенно­стью комплексных раздражителей является взаимосвязь между членами комплекса. Различные комбинации од­них и тех же простых раздражителей (компонентов ком­плекса) имеют разное сигнальное значение. Например, четыре равные прямые линии ограничивают разные по форме площади в зависимости от взаимного положения: при одном положении получится квадрат, при другом —ромб.

Образование условных рефлексов на комплексные раз­дражители возможно лишь при взаимодействии несколь­ких анализаторов. При восприятии в коре полушарий головного мозга возникают устойчивые внутрианализаторные и межанализаторные связи. Например, физиоло­гической основой восприятия величины и формы предме­тов является устойчивая условная связь, сформирован­ная при взаимодействии зрительного, двигательного и кожного анализаторов.

Процесс восприятия физиологически означает анализ и синтез внешних раздражителей на основе ранее приоб­ретенных нервных связей. Наиболее сложная аналитико-синтетическая деятельность протекает в корковых ядрах анализаторов. Разрушение ядер влечет за собой распад восприятия как целостного акта, хотя отдельные ощу­щения при этом сохраняются.

Различают восприятие:

По форме психической активности: преднамеренное, непреднамеренное.

По анализаторам: зрительные, слуховые, осязатель­ные, вкусовые, обонятельные.

По специфичности отражаемой формы существования материи — восприятие пространства и времени.

По структуре: симультанное — одноактное, суцессивное — поэтапное, последовательное.

Свойства восприятия.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Благо­даря этим свойствам мы домысливаем и достраиваем об­раз объекта по отдельным его фрагментам. Минимум при­знаков для опознания объектов называется порогом вос­приятия.

Предметность восприятия. Выражается в отноше­нии сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Это отнесенность мозговой информации о предме­тах к реальным предметам.

Целостность восприятия. Целостностью называют от­ражение предмета в качестве устойчивой системы целост­ности. Восприятие есть всегда целостный образ предмета.

Структурность восприятия. Благодаря структурно­сти восприятия мы узнаем различные предметы и объек­ты вследствие устойчивой структуры их признаков.

Избирательность. Избирательная направленность восприятия. Это преимущественное выделение объекта из фона. Выделение одних объектов по сравнению с дру­гими.

Апперцепция. Так называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности.

Константность восприятия. Это независимость от­ражения объективных качеств предметов, то есть вели­чины, формы, цвета и тому подобное, от измененных ус­ловий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения. Восприятие окружающих предметов как относи­тельно постоянных по форме, цвету, величине и т.д.

При органическом выпадении какого-либо анализа­тора (депривация). Например, при слепоте и глухоте чувствительность других анализаторов резко повышается, особенно если депривация (слуховая, зрительная) на­ступила в раннем возрасте и молодой организм должен был адаптироваться к окружающей среде. У слепых, кроме слухового, обонятельного, хорошо развиты вес­тибулярный и мышечно-суставной анализаторы, что позволяет им не только находить дорогу по практичес­ки неуловимым для зрячих признакам, но и чувство­вать препятствие, встречающееся у них на пути. У глу­хонемых доминируют вестибулярный, мышечно-сустав­ной и особенно зрительный анализаторы. Они тонко чув­ствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле уловимую вибрацию.

Дифференцировка зрительных восприятий у этих лиц достигает такого уровня, что они при соответствующем обучении легко понимают обращенную к ним речь по мимическим сокращениям губ («считывают с губ»).

Теоретический и практический интерес для среднего медицинского работника представляют различные фор­мы инструментального «осязания» и «ощупывания», на­пример, «осязание» через кончик иглы стенки вены при внутривенном вливании.

Восприятие можно различать по степени активности личности.

Способность к устойчивому и эффективному, активно­му, планомерному и целеустремленному восприятию как черта личности называется наблюдательностью

Для медицинского работника имеет значение развитие наблюдательности за болезненными проявлениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: