Ощущения и восприятия тесно связаны с эмоциями.




Эмоции могут накладывать отпечаток на восприятие и иногда в какой-то мере извращать образ воспринимае­мого, его оценку, впечатление, им оставляемое. Такие извращения могут наблюдаться у любого больного при плохом самочувствии. Это должен учитывать средний медицинский работник при беседе с больным, при выпол­нении различных манипуляций, предписанных врачом.

Представление — оживление в нашем сознании обра­зов, воспринимаемых когда-то в прошлом.

По сравнению с тем, что происходит при непосред­ственном восприятии, представление бывшего восприя­тия далеко не копия его. Представления носят обобщен­ный характер, они недостаточно ярки, фрагментарны и всегда индивидуальны. Во многом они определяются ин-теллектуально-мнестическими особенностями личности.

Довольно редко встречается способность к зеркально точному воспроизведению в представлениях ранее быв­шего восприятия. Этот феномен называется эйдетизм и встречается чаще в детском возрасте.

Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактиль­ный и др.

В психологии восприятие исследуется при помощи таб­лиц и рисунков. Например, человеку предлагается дать характеристику чувств людей, лица которых схемати­чески изображены на рисунках.

Однако, значение имеет не только инструментальное или тестовое исследование, а беседа с больным, собира­ние жалоб и анамнеза, подробный расспрос о его ощу­щениях, восприятиях и представлениях. Иногда требу­ется лишь умение незаметно подвести больного к рас­сказу о тех или иных расстройствах, направить беседу так, чтобы он сам сообщил об имеющихся у него откло­нениях в сфере восприятия. Если больной не склонен рассказывать о своих ощущениях или, наоборот, пыта­ется скрыть их (диссимулировать), следует использовать метод наблюдения за поведением, мимикой, поступками во время беседы или разговора больного с соседями по палате.

В тех случаях, когда имеются основания предпола­гать симуляцию расстройств акта восприятия, использу­ются специальные тесты и приемы исследования.

Нарушения восприятия

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, акт восприятия может нарушаться. Например, нарушение восприятия времени — невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени. Восприятие нарушения простран­ства — трудности ориентировки во внешнем (зритель­ном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.

Существуют различные формы нарушения восприятия пространства. 1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве. 2. Невозможность ориенти­роваться во внешнем зрительном пространстве, в труд­ностях понимания право-левых и верхне-нижних коор­динат, зрительного пространства (агнозия). 3. Трудности определения направления и удаленности звукового сиг­нала. 4. Трудность ориентировки во внутреннем простран­стве (соматогнозия). 5. Трудности ориентировки в паль­цах своей руки. 6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сиг­налов.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия. Возникает при определенных поражениях мозга. Разли­чают: 1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узна­вать предметы и их изображения; 2) тактильные агно­зии, проявляются в виде расстройств опознания предме­тов наощупь — астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении пред­ставления о схеме тела — соматоагнозия; 3) слуховые агнозии проявляются в нарушении способности разли­чать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, больные с предметной агнозией (на­рушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бу­маге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-ни­будь другой предмет. Большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями. При предметной агнозии на первый план высту­пает нарушение обобщенного восприятия предметов.

У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного воспри­ятия при относительно сохранном обобщенном восприя­тии предметов. У таких больных, например, нарушается способность узнавать знакомые лица. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо разли­чают мимику.

Например, при оптико-пространственной агнозии на­рушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов — расположение улиц в городе. Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделе­ние, койку в палате и т.д.

Больные с расстройствами высших форм осязательного восприятия не могут, ощупывая предмет, например, ключ, ручку, очки и т.д., определить его форму, узнать его, а с открытыми глазами легко узнают предмет.

При слуховой агнозии нарушается узнавание знако­мых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и т.д.

При органических поражениях головного мозга, реже при интоксикациях и соматических заболеваниях, могут возникать расстройства восприятия типа дереализации. Это сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимо­му, со своеобразным нарушением сознания. При этом боль-. ные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой». Привычные раздражители окружа­ющей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Это болезненное состояние иногда сочета­ется с патологией самовосприятия — деперсонализацией.

Нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, называется дереализация. При этом часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным. Может сопровождаться нарушениями памяти. Возникает состояние «уже виденного», когда не­знакомые явления воспринимаются, как ранее встречаю­щиеся. Возникает переживание воспринимаемого, как неясного, лишенного характера реальности. Дереализа­ция может возникать как при поражениях мозга, так и при просоночных состояниях или при некоторых психи­ческих заболеваниях.

Существуют и другие термины, описывающие наруше­ние акта восприятия.

Иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие ре­ального объекта. Наибольшее число иллюзий наблюда­ется в области зрения. Часть иллюзий может быть свя­зана со строением глаза, часть с особенностями воспри­ятия предметов, форм и т.д. Кроме того, иллюзии могут наблюдаться у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха и т.д. Иллюзии или иллюзорные вос­приятия, при которых имеются конкретные раздра­жители. У больного в этом случае формируется иска­женное восприятие. Иллюзии разделяются по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, осязатель­ные и др.). Известна иллюзия тяжести А. Шерпанье — при подъеме одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предметов. Меньший по размеру предмет воспринимается, как более тяжелый, возникает контрастная иллюзия.

Иллюзии могут возникать под влиянием непосредствен­но предшествующих восприятий. Контрастные иллюзии наблюдаются в области температурных и вкусовых ощу­щений, например, после холодового раздражителя теп­ловой кажется горячим, после ощущения кислого и соле­ного усиливается чувствительность к сладкому и т.д.

К сложным иллюзиям относятся парэйдолии. Они могут возникать у больных с невротическими расстрой­ствами и у здоровых людей при утомлении. Например: в рисунке ковра, орнаменте обоев и т.д., человек видит страшные головы, необычные узоры и т.п.

Галлюцинации — восприятие без объекта, ложные восприятия. Они различаются, как и иллюзии, по орга­нам чувств. Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует.

Среди нарушений восприятия выделяют псевдо­галлюцинации. Они проецируются не во внешнем про­странстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голо­сах, но не идентифицируют их с реальными предмета­ми и звуками.

Надо отметить особенности ухода среднего медицин­ского работника за больными с различными наруше­ниями восприятий, которые заключаются во внима­тельном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними. Если эти на­рушения впервые выявлены сестрой, об этом необхо­димо доложить лечащему врачу; если же они наблю­дались и раньше, необходимо действовать в соответ­ствии с предписаниями врача. Появление галлю­цинаций может быть связано и с развитием психическо­го заболевания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: