Основные концепции происхождения общества. Эволюционная и революционная формы развития общества. Движущие силы и факторы социального развития.




Одной из наиболее известных ранних концепций общества была теория идеального государства Платона. По мнению Платона, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо, достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трёх каст: философов, воинов, ремесленников. Средневековая философия существенно изменила взгляд на природу общества и предложила линейную концепцию исторического процесса. Характерными для Средневековья являются идеи Аврелия Августина, который представляет историю как длительный процесс борьбы добра со злом, процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом. Новое время предложило свою интерпритацию происхождения и устройства государства – концепцию естественного права и общественного договора. Общественный договор – это договор каждого с каждым о передаче права управлять собой общей власти. Сам факт заключения договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому. В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории.Факторы социального развития общества: объективные и субъективные. Под объективными факторами понимаются такие условия, которые не зависят от сознания людей, их воли и определяют характер их деятельности (природно-климатические факторы). Под субъективным фактором понимается деятельность отдельных людей, их групп, классов в истории.

44.Эволюция философских представлений о развитии общества. Понятие общественного прогресса и регресса. Критерии прогресса. Общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Нормы распространяются на все области жизнедеятельности человека и создают предпосылки возникновения культуры и цивилизации. В современном виде общество представляет собой исторически конкретное, целостное и устойчивое образование, имеющее внутренние механизмы воспроизводства, самоуправления и самоорганизации. Общество – такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т.е.совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.Прогресс понимается как тип направленного развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Многие мыслители связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, с ростом веры в каждом человеке, укреплением позиций добра и красоты в мире. Соответственно регресс понимался как движение в обратном направлении, как тождество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы. Ни один вид прогресса не может рассматриваться как ведущий если он не затрагивает жизни каждого человека на планете.Каждая из общественных подсистем требует собственного критерия. Так, в экономической сфере применяется критерий уровня развития производительных сил; в политической – степень возрастания и реализации человеческой свабоды; в социальной – уровень гармонизации отношений человека и общества, степень согласованности их интересов; в духовной – уровень возможностей самореализации человека, степень духовности и гуманистичности общества. Ни один из названных критериев не может рассматриваться как самодостаточный. Прогрессивное развитие одной из подсистем общества не гарантирует аналогичного изменения другой.

45.Понятие социальной структуры. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая Под социальной структурой понимают строение общества как целостной системы, состоящей из элементов и связей между ними. Носителями (субъектами) социальной структуры являются социально-исторические общности людей (этносы, классы, соц.группы) и социальные ячейки общества (семъя). Многообразные внутренние социальные связи, отношения соединяют людей в определённые устойчивые объединения – социальные общности и социальные ячкейки. Этносы как исторически сложившиеся устойчивые группы людей существуют на протяжении всей истории человечества. Об этническом разнообразии населения современного мира свидетельствует то, что насчитывается 3-4 тысячи народов. Род и племя явились первыми в истории человечества формами этнической общности. С переходом к классовому строю кровнородственные объединения уступают место народности.Классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства. Каждый класс рассматривается в связи с определённым способом производства, и первым классообразующим признаком выступает отношение к средствам производства. Ни одна из социально-исторических общностей людей столь непосредственно и полно не связана с материальным производством, как классы.

46.Основные подходы к пониманию истории. Линейные и нелинейные интерпритации социальной истории. Проблема периодизации исторического процесса .Идея линейного развития истории впервые явно выражена в средневековой философии. Согласно христианскому мировоззрению, история представляет собой линию, начало которой – грехопадение первых людей, а конец – второе пришествие Христа, страшный суд и наступление царства Божия на земле. Разочарование в прогрессе способствовало появлению в философии нелинейных концепций общественного развития. Например Ф.Ницше настаивал на ложности самой идеи прогресса.

47.Понятие политики и власти. Государство как социальный институт. Концепция правового государства. Политика – сфера сознательных или стихийных действий. Она предполагает осознание социальными группами своих интересов, а властью – своего политического назначения. От политического менталитета граждан зависят содержание и направленность политического процесса. Поэтому одним из важнейших элементов политической системы является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и рациональные, ценностные и нормативные представления граждан об их связях с институтами власти и между собой по поводу их участия в управлении обществом и государством. Власть – это возможность одного субъекта (властителя) отдавать приказы подвластным её гражданам, осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к лицам, уклоняющимся от их исполнения.Существование соц.общностей с противоположными интересами является причиной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет строение и функции политической системы общества (центральным элементом является государство). Государство – важнейший социально-политический институт общества, наделённый верховной властью на определённой территории и использующий её для управления поведением людей, их групп и объединений. Основные признаки государства: 1)публичная власть, 2)суверенитет, 3)территория (на которой распространены законы), право на взимание налогов с населения. В правовом государстве конституция не только определяет нормы взаимоотношений граждан и государства, права и свободы личности, но и ограничивает власть. Она ограничивает сферу деятельности государства: для органов гос.власти запрещено всё, кроме того, что разрешено законом. Особенностью правового государства является наличие развитого гражданского общества, т.е.не опосредованной гос.сферы взаимоотношений свободных и равноправных граждан в условиях демократии. Признаки правового государства: 1)всеобщность права, 2)разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

48.Понятие техники, технологии и технической деятельности. Этапы развития техники. Техницизм и антитехницизм. Идеология технократизма .Техника – совокупность материальных средств практической деятельности, которые создаются человеком для осуществления процессов производства или обслуживания непроизводственных потребностей общества. Это понятие включает машины, инструменты, строения, транспортные средства. Техника составляет важнейший элемент производительных сил, которые в конечном итоге определяют характер и содержание всех социальных процессов человеческой жизни. Техника есть материализованное естественнонаучное знание человека. Оно выступает фундаментом человеческой мысли. Главное предназначение техники – служить для достижения целей с возможно меньшими затратами.

Идеология технократизма зародилась в недрах раннего буржуазного общества. Технократизм нашёл благотворную питательную почву за пределами механики. Порок тоталитарного технократического мышления заключается в том, что принятие социально-политических и экономических решений видится лишь в отборе наиболее продуктивных методов преодоления проблем, определяемых властвующей элитой. В наши дни наблюдается существенная эволюция установок технократизма. Возникают новые варианты технократического видения социума. В них происходит уже отказ от воззрений на общество и человека в духе классического механицизма и тотального жёсткого технологизма. В настоящее время тотальное технократическое мышление вступило в острый конфликт с социальной практикой.

49.Современный уровень технического развития общества. Информатизация и компьютеризация. Понятие информационного общества. Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это реализация комплекса мер, направленных не обеспечене полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.Информатизация образования является ключевым условием подготовки специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования. Информация образования - процесс, в котором политические, социально-экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.Компьютеры выступают средством общения людей. Наиболее универсальным ср-вом компьютерного общения является электронная почта, кот. позволяет пересылать сообщеня практически с любой машины на любую. При помощи компьютеров проводятся конференции, самая большая - USENET- объединяет сотни тысяч машин по всему миру.INTERNET- глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает связь различных информационных сетей

50.Современная цивилизация: противоречия и трудности развития. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. Социальное прогнозирование, его формы и методы. Глобальные проблемы выросли из локальных региональных проблем прошлого, их преодоление является принципиально важным для выживания человечества. Наиболее острыми проблемами признаются следующие: 1)экологическая и вытекающие из неё демографическая и медико-биологическая проблемы, 2)политическая, конкретизирующаяся в угрозе мировой войны с применением оружия массового поражения, 3)проблема разрыва между экономически развитыми и политически стабильными и беднейшими странами с массовой нищетой и нестабильностью внутриполитической жизни, 4)проблема религиозных и этнических конфликтов и угроза терроризма как следствие противостояния богатого Севера и бедного Юга. Обострение глобальных проблем вынуждает человечество искать новые способы взаимодействия и развития. Современные философы и футурологи говорят о необходимости изменения путей развития цивилизации. Во всех прогнозах главный врач человечества – он сам.Основу прогнозирования составляет информация о будущем: 1) на основе оценки его состояния путём сопоставления с уже известными явлениями и процессами; 2) условное продолжение в будущем тенденций и закономерностей, выявленных в прошлом и хорошо известных в настоящем; 3) модели будущего состояния системы, построенного на основе вскрытых закономерностей и имеющихся данных. В соответствии с этим обычно выделяют следующие методы социального прогнозирования: 1) экспертные оценки; 2) экстраполирование и интерполирование; 3) моделирование; 4) аналогия. В разработке прогнозов применяют также методы индукции и индукции, различные статистические, экономические, социологические и др. в настоящее время насчитывается свыше 150 методов прогнозирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: