Объективный идеализм Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.




Гегель утверждает, что философия есть мыслящее рассмотрение предметов, тогда как религия представляет собой общедоступную форму истины, не требующую предварительного образования и не достигающую уровня понятийной системы. Гегель утверждает, что вовсе не субъективная деятельность самосознания вносит единство в многообразие результатов нашего опыта, связывает их между собой. «Абсолютное, как бы по своей доброте, отпускает от себя единичности, чтобы они наслаждались своим бытием, и это же наслаждение само затем гонит их обратно в абсолютное единство». Эта мистическая гегелевская формула выражает самую суть его филисофии.Гегель утверждает, что подлинный, глубинный разум совпадает с мирозданием; саморазвёртывание абсолютного знания понимается как процесс диалектического становления мирового целого.Абсолютное знание, по Гегелю, есть преодоление противоположности между мыслью и её предметом, синтез субъективного и объективного, вещного и духовного.Гегелевская философия может быть определина, таким образом, как идеалистическая диалектика или как диалектический идеализм.Фейербах утверждал, что если бы не было природы как самостоятельной реальности, то и логическое мышление не смогло бы в своём внутреннем движении натолкнуться на неё или, тем более, произвести её из себя.Фейербах приходит к заключению, что бесконечный разум, не что иное как родовой, всеобщий разум человечества, имеющий своё основание в бесконечной и объективной реальности природного бытия.Считая мировоззренческой задачей Нового времени раскрытие и очеловечивание Бога, Фейербах указывал на то обстоятельство, что Бог как духовная, или абстрактная сущность есть сущность человеческого разума.Новая философия, провозглашённая Фейербахом, рассматривает человека в качестве единственного и универсального предмета, включающего и природу как базис человека, и тем самым превращает антропологию в универсальную науку.

16.Неклассическая философия 19в.: С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. С.Кьеркегор категорически отверг сведения бытия человека к общему, как бы это общее ни истолковывалось. Кьеркегор считал предательством по отношению к человеку пренебрежение его единственностью и уникальностью, безразличие или невнимание к его чувствам, переживаниям, страданиям. Он настаивает на неспособности разума постичь глубины человеческого существования, которое в своей трагической подлинности, как экзистенция, открывается не путём последовательных размышлений, а ценой собственных страданий.Кьеркегор различает три стадии экзистенции—эстетическую (человек стремится удовлетворить свои разнообразные желания, не считая себя связанным обязательствами и нормами), этическую (характеризуется добровольным подчинением всеобщему, отрешением от индивидуальности) и религиозную (страдая, впадая в грех и раскаиваясь, человек ведёт мучительную борьбу с самим собой.Через глубокое отчаяние он может обрести веру и вступить в данную стадию).А.Шопенгауэр утаерждает первичность воли по отношению к разуму и волевое начало бытия в целом. Разум, по Шопенгауэру, есть способность отвлечения и образования понятий, а также их применения в рассуждениях в соответствии с законом достаточного основания, устанавливающим необходимую взаимосвязь и взаимообусловленность явлений.Реальные человеческие поступки направляются не разумом, а волей.Если бы человек был доступен нам только как внешняя вещь, то его действия во многих случаях были бы совершенно непонятными.Сама же по себе воля свободна. Такое же волевое начало Шопенгауэр усматривает и в живой природе, и в характере сил, действующих в неорганичеком мире.Отсюда он заключает, что единственная и всеобъемлющая вещь в себе – это воля.Ф.Ницше истолковал всю историю западной культуры как восхождение и развёртывание нигилизма, концентрированно выраженного в словах «Бог мёртв».Радикальная переоценка ценностей, предпринятая Ницше, направлена против привычных оснований всей современной ему культуры- против христианства с его проповедью сострадания и заботы о слабых, против такой организации жизни, которая сковывает человеческие инстинкты, естественные побуждения, ослабляет волю к самоутверждению.В человеке соединены два начала- твари и творца. Тварь неизменна и не заслуживает жалости.Просто человек- это всего лишь животное.Сверхчеловек- это творец, отличающийся мощной жизненной силой, могучими инстинктами.Осуществление подлинных ценностей жизни, прирастание бытия через ничем не ограничеваемую реализацию воли к власти- таково по Ницше, призвание сверхчеловека.

17.Исторические условия возникновения марксизма. Диалектика и материализм. Теория общественного развития в марксистской философии. Философия диалектического и исторического материализма (марксизма) связана с именем К.Маркса и Ф.Энгельса. В качестве целостной философской концепции марксизм сформировался в середине 19в. Маркс и Энгельс создали оригинальное философское учение, в котором по-новому переосмыслены проблемы содержания и сущности исторического бытия, природы человека, особенностей его познания.Марксизм предложил материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека.Главное достижение марксизма- материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории.Термин диалектика был предложен поначалу для обозначения исскуства спора, а затем- одного из методов получения знаний.По Энгельсу диалектика – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.»Ядро» диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который даёт ответ на вопрос об источнике развития. Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные – служит развитием и конкретизацией первого и даёт ответ на вопрос о механизме развития(суть закона: накопление качественных изменений в определённый момент времени приводит к трансформации качества предмета). Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – выражает направленность развития. Согласно этому закону развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов.

18.Сущность и исторические формы позитивизма.Постпозитивизм. Основоположник позитивизма- О.Конт.Своей главной заслугой Конт считал открытие закона, которому подчиняется весь ход развития человеческого ума в различных сферах его деятельности. Закон этот состоит в том, что каждая из важнейших человеческих идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три теоритических состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное.Этому соответствуют три исключающих друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на совокупность изучаемых явлений.Во второй половине 19в. позитивизм получил широкое распространение в различных странах.Одной из наиболее популярных его разновидностей стало учение английского философа Г.Спенсера.(свою задачу он видел в создании синтетической философии, объединяющей положения и выводы всех наук на основе идеи эволюции.На смену эмпиризму неопозитивистов приходит более взвешенная гносеология, утверждающая самостоятельное познавательное значение научной теории, в свете которой становятся различимими и эмпирические факты определённого рода.Опыт, с точки зрения гносеологической концепции Поппера, становится способом деятельности познающего субъекта, обеспечивающим практическую реализацию его миропонимания.Постпозитивистская гносеология направляет свои усилия на осмысление реального процесса научного познания, исследуя историю науки.Устраняется характерное для логического позитивизма противопоставление эмпирических фактов как «атомов» научного знания вероятности, проблематическим, теоритическим их обобщениям.

19.Экзистенциализм в философии 20в. Философия психоанализа. Экзистенциализм сформировался в первой половине 20в.(представители: Н.Бердяев, Г.Марсель, К.Ясперс).Основной проблематикой экзистенциализма является антропологическая и аксиологическая.Исходным в экзистенциализме признаётся индивидуальное бытие, которое выступает источником любых знаний и ценностеё.Основной темой экзистенциализма является тема человека, находящегося в кризисной, конфликтной ситуации.Эфемерность и иллюзорность индивидуального бытия, отсутствие гарантированности и обеспеченности жизни – таков основной лейтмотив экзистенциализма.Психоанализом называется метод, разработанный Фрейдом для лечения психических заболеваний. Другое значение термина – теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека и общества. Классическая психоаналитическая доктрина Фрейда предполагала изучение скрытых основ души человека. Представители психоаналитической философии полагали, что огромную роль в жизни человека и общества играет бессознательное – сфера влечений, инстинктов. Весь этот сложный пласт бессознательного и обуславливает большенство психических действий человека (в культуре, исскустве, политике, науке).

20.Религиозная философия в 20в. Персонализм.Неотомизм. Религиозную философию обычно представляют такие философские школы, как персонализм, христианский эволюционизм, неопротестатизм, неотомизм. Религиозная философия сопрягает все проблемы с учением о Боге как Совершенном Бытии, Боге как Творце всей реальности, чья свабодная воля прослеживается в истории и в культуре. Большое внимание религиозная философия уделяет проблемам сочетания веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющем влияние теологии. Центральная проблема современной религиозной философии – проблема человека. Как относится человек к Богу? Основной предмет исследования в персонализме – творческая субъективность человека. Объясняют её персоналисты только через её причастность к Богу. Человек всегда личность – персона, сутью которой является его душа. Основные проблемы персонализма – это вопросы свабоды и нравственного воспитания человека. Если личность стремится к Богу или, что то же самое, к Добру и Совершенству, она находится на правильном пути.Наиболее влиятельная религиозно-философская школа, получившая официальное признание католической церкви, - неотомизм. Его теоритический фундамент составляет философия Ф.Аквинского. главные принципы учения это идея гармонического единства веры и знания, религии и науки, признание ценностей двух истин – истины разума и истины веры, а также мысль о превалировании теологии над философией. Неотомизм стремится к синтезу материализма и идеализма, к синтезу сциентических и антропологических учений современности. Основная проблема – доказательство бытия Бога и понимания места Бога в мире – была дополнена проблемой бытия человека. Неотомисты создали новый образ человека, который творит свой культурно-исторический мир.

21.Философия в конце 20в. Постмодернизм. Особенностью развития философии 20в. является плюрализм (философский принцип, утверждающий в качестве исходных начал мира множество равноправных субстанций) философских идей, концепций, школ и направлений. В современной философии выделяют также психоаналитическую философию, персонализм, неотомизм, структурализм.Постмодернизм сформировался в последние десятилетие 20в.(представители: М.Фуко, Ж.Батай).Постмодернизм использует темы, прежде считавшиеся запретными (смерть, безумие, секс). Рассматривая реальность как совокупность разного рода знаковых систем и настаивая на произвольности связи между знаком и значением, постмодернизм отказывается от понятия объективности.Постмодернизм отказывается от понимания истины как открываемой и предлагает идею истины, каждый раз заново творимой.Истина зависит от языка, на котором говорит человек, а сам язык есть создание человека.Постмодернизм завершает развитие западной философии 20в.делая последние выводы из постклассической критики разума.

22.Основные проблемы и этапы развития русской философии. П.Я.Чаадаев.Философские воззрения западников и славянофил.

П.Я.Чаадаев – родоначальник самобытной историософской мысли России, гениальный критик России и пророк великого её будущего. Суть историософского понимания России Чаадаевым выражена следующими положениями: во-первых Чаадаев фиксирует в фактах отечественной истории лишь глубокое действие власти и полное отсутствие общественной воли. Во-вторых, Чаадаев главный «изъян» истории России видит в том, что она представляет собой только последовательность «фактов», а не связь «идей», осуществившихся в фактах. В-третьих Чаадаев приходит к осознанию уникальности исторических предпосылок и великой будущности России.И славянофилы, и новые западники решительно отвергли механистические и рационалистические идеи Просвещения 18в.с позиций воспринятой ими немецкой идеалистической философии. Была отброшена также идея революционного преобразования общества. Славянофилы настаивали на принципиальной самобытности русской культуры и русской истории, начиная с её истоков и кончая возможностью осуществления христианского, православного идеала. Западники, считая русский народ европейским, способным к совершенствованию и развитию, полагали, что он идёт своим особым путём к осуществлению общего христианского идеала: свободной и нравственной личности. Если в соотношении общество-государство славянофилы делали акцент на обществе, то западники – на государстве и праве. Западники были убеждины в необходимости восполнения русской культуры философией. Славянофилы настаивали на необходимости разработки собственной, самобытной, из русской жизни вырастающей философии.

23.Философия всеединства Вл.Соловьёва .Философские взгляды Н.А.Бердяева.Соловьёв предпринял анализ развития западной философии и предложил свой путь осуществления широкого мировоззренческого синтеза.Он констатировал существенное различие между философией как делом жизни, имеющим не только теоритическое, но и неоспоримое практическое значение, и школьной, или исключительно теоритической философией.Всё многообразие систем школьной философии, по Соловьёву, сводится к двум основным направлениям.Одно из них полагает, что важнейший предмет философии находится во внешнем мире, в сфере материальной природы; действительным источником познания признаётся поэтому внешний опыт, связанный с чувственным сознанием.Понимание и познание бытия, по Бердяеву, возможно лишь в силу того, что человек- это микрокосм, в котором раскрывается универсум. Сущность человека, его высшим предназначением и обязанностью, требованием Бога, адресованным человеку, по Бердяеву, является творчество.Оно понимается не просто как создание культурных ценностей, а как подъём всего человеческого существа, направленный к новой, высшей жизни, к новому бытию. Человека как личность Бердяев признаёт величайшей загадкой в мире.Человек как природное и социальное существо есть подобие мира и происходящих в мире процессов.Но личность человека есть свидетельство того, что мир не самодостаточен, и он может быть превзойдён.Личность есть существо разумное, но она не определяется разумом, который имеет, сам по себе, единообразный, безличный характер.Вместе с тем личность социальна и исторична, и на путях своей самореализации человека подстерегает рабство.Из всех форм человеческого рабства наибольшее значение имеет, по Бердяеву, соц.зависимость.

24.Зарождение и развитие философской мысли на Беларуси .Взгляды мыслителей эпохи Возрождения и Реформации (Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий)Философская мысль, складывавшаяся в рамках белорусской национально-культурной традиции, не могла притязать на масштабную целостность теоритических построений, встающих в один ряд с наиболее выдающимися философскими системами.Отечественная философская мысль значима в первую очередь для своего народа.Общие мировоззренческие идеи отечественная философия включает в специфический бытийный контекст, конкретизирует эти идеи, вносит в них неповторимое своеобразие.Центральное место в ней занимают социально-философские, нравственно-гуманистические и эститические проблемы.Ф.Скорине принадлежит важная мировоззренческая идея о неразрывном единстве общечеловеческих ценностей, принявших в эту эпоху форму христианско-гуманистических ценностей, с ценностями национальной жизни беларусов.Именно Скорина утвердил в сознании наших соотечественников гуманистический смысл национально0патриотических ценностей, выражаемых любовью человека к своей родине, своему языку, к культурным традициям своего народа.Скорине принадлежат важные выводы о верховенстве закона и необходимости упрочения правовых основ гос.жизни.Переводя Библию на родной ему язык, сопровождая этот перевод многочисленными предисловиями и комментариями, Скорина подчёркивает просветительскую и патриотическую направленность всей своей деятельности, диктуемую стремлением приобщить всех белорусов к духовно-нравственному богатству текстов Священного писания.Философские воззрения С.Полоцкого характеризуются чётко выраженной гуманистической и просветительской направленностью.Человека он толкует как общественное существо, природа которого деятельна, а бездействие для него губительно.Человек призван активно заниматься самоформированием, ибо достоинства родителей не переносятся автоматически на детей. Социально-политическое воззрение С.Полоцкого пронизаны идеей о благотворности просвещённой монархии и утверждением святости миссии московского царя, ведущего богоугодную войну с Речью Посполитой, защищая права и интересы православных людей. Он убеждал, что перспективы развития белорусского народа всецело связаны с вхождением в состав России, ибо в Речи Посполитой утвердилась католическая реакция.

25.Идеи Просвещения и социально-философская мысль на Беларуси в 18-19вв.. Философия и развитие белорусского самосознания в 20в. В XVIII в. в Беларуси под влиянием не только французского Просвещения, но и творчества прогрессивных белорусских мыслителей конца XVII — начала XVIII в. получают распространение идеи Просвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали свободу мысли обязательным условием развития науки. Взгляды большинства белорусских просветителей развивались в русле теории "натурального права",Конец 18 – нач. 19 века связан со становлением практического естествознания и его философским осмыслением (М.Почебут, Ю.Мицкевич, Я.Снядецкий); анализируются проблемы познания (опыт, истина), методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденций Просвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в середине 19 века, когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождением в состав Российской Империи.Отчетливый импульс к переориентации на идеи просвещения был порожден нереализованным проектом возникшего в Виленском университете общества филоматов (т.е. тех, кто "стремится к знаниям"), преобразованном в 1821 в общество филоретов ("друзей благотворительности"), разгромленное в 1823. В общество входили И.И. Домейко (1802-1889), Т. Зан (1796-1855); А. Мицкевич (1798-1855), Я. Чечот (1796-1847), Ю. Яжовский (1798-1855) и др. Большую популярность в Беларуси приобретают идеи И. Лелевеля (1786-1861), польского историка и правоведа, идеолога национально-освободительного движения,). Проект задавал ориентации на идеи национального, культурного и государственного Возрождения, актуализировал социальную тематику, нацеливал на знание жизни простого народа, т.е. задал (по сути) новый круг ориентиров для философской и социально-гуманитарной мысли Беларуси всего 19 - начала 20 в., породив горизонт часто взаимоисключающих друг друга версий их осмысления.
После снятия в 1905 г. запрета на белорусско-язычные публикации возникают белорусские издательства: "Загляне сонца i у наша аконца" в Петербурге; "Наша ніва", "Наша хата" и "Палачанін" в Вильно и др. Настоящей энциклопедией белорусо ведения стала книга Е. Карского "Белорусы" (1921), над которой ученый начал работать еще до революции. В ней были приведены сведения о Беларуси и ее населении в прошлом и настоящем, дан очерк истории, этнографии, археологии, диалектологии белорусского народа. В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государственного суверенитета.

26.Проблема бытия в философии. Основные формы бытия. Материяи её атрибуты. Бытие как философская категория обозначало вплоть до Нового времени абсолютную реальность, не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед жизненно важной проблемой: либо признать наличие Абсолютного бытия, либо объявить своё собственное существование самодостаточным, автономным, не нуждающемся в помощи и покровительстве Абсолюта. Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного, она рассматривает мир как серьёзный и ответственный, в котором нет места человеческому отчаянию, причиной которого является отсутствие надежды. Если философия не признаёт ни бытия, ни ценности проблемы бытия, то она тем самым утверждает, что нет ничего, что находилось бы за миром чувственных вещей и гарантировало бы порядок в мире.Основные формы бытия: 1)неживая природа(бытие вещей и процессов неживой природы – это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы); 2)живая природа (представлена живыми неодухотворёнными телами, т.е.всем тем,что имеет способность к размножению); 3)человек (бытие человека делится на: а) бытие конкретных людей, б) общественное бытие, в)бытие идеального).Материя – прежде всего реальность, реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения. Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами. В рамках учения о материи как субстанции философы Нового времени акцентировали своё внимание на её атрибутовских свойствах. Сущность материи ими виделась в таких свойствах, как протяжённость, твёрдрсть, непроницаемость, инертность, плотность.

27.Движение как способ существования материи. Пространство и время. Быть – значит быть в движении, неподвижное бытие не может обнаружится, поскольку не вступает во взаимодействие с другими фрагментами мира, в том числе и с человеческим сознанием. Движение – один из атрибутов материи, способ её существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение понимается как любое возможное изменение, существующие в бесконечно многообразных формах.Для уточнения вопроса об изменении строится концепция типов изменчивости.Выделяются количественные и качественные изменения.Количественные изменения связаны с переносом материи или энергии, однако не предполагают изменения структуры объектов. Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта. Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием.Развитие в свою очередь может быть прогрессивным или регрессивным.В истории философии можно выделить два способа интерпритации проблемы пространства и времени.Первый, субъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второго, объективистского, подхода считают пространство и время объективными формами бытия, не зависящими от сознания человека. Современная философия различает спецыфичекие формы пространства и времени в зависимости от того, в связи с какой формой движения материи они существуют – физической, биологической или социальной. Физическим пространству и времени приписываются определённые характеристики. Общими и для пространства, и для времени являются свойства объективности и всеобщности. Биологическое пространство – время – это пространство и время в живой природе. Биологическое время применяемое к человеку называют психологическим. Социальное пространство-время не существует вне практической деятельности человека.

28.Диалектика как философское учение о развитии. Принципы, законы и категории диалектики. Термин диалектика был предложен поначалу для обозначения исскуства спора, а затем- одного из методов получения знаний. Античную диалектику считают исторически первой формой диалектики.По Энгельсу диалектика – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Законы развития природы описываются объективной диалектикой, законы мышления – субъективной. Объективная диалектика выражается в виде не зависящих от человека, внешних по отношению к нему законов природы, а субъективная – в виде внутренне присущих мышлению и познанию закономерностей.Основное содержание диалектической теории описывается тремя законами.Основными диалектическими принципами являются следующие:1) принцип объективности, 2)принцип системности, 3)принцип историзма, 4)принцип противоречивости, 5)принцип восхождения от абстрактного к конкретному, 6)принцип единства логического и исторического.»Ядро» диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который даёт ответ на вопрос об источнике развития. Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные – служит развитием и конкретизацией первого и даёт ответ на вопрос о механизме развития(суть закона: накопление качественных изменений в определённый момент времени приводит к трансформации качества предмета). Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – выражает направленность развития. Согласно этому закону развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов. Единичное – философская категория, выражающая своеобразие именно данного явления; его отличие от других. Общее – категория, отражающая однотипность явлений в некоторых отношениях, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или всем предметам данного класса. Содержание – категория обозначающая совокупность различных элементов, сторон и их взаимосвязей, определяющих характер предмета, явления. Форма – категория выражающая упорядоченность, структуру, организацию устойчивых связей между компонентами содержания. Причина – категория выражающая существование взаимосвязей явлений, в ходе взаимодействия которых одно из них при наличии определённых условий неизбежно порождает другое явление, событие. Следствие – категория выражающая результат действия причины.

29.Понятие природы. Живая и неживая природа, их различия и взаимосвязь. Биосфера и ноосфера. В философии понятие «природа» употребляется в трёх значениях: широком, узком, специальном. В широком смысле обозначают всё сущее, весь мир во всём многообразии его форм. В узком смысле термин «природа» сузился до вполне определённого объёма и стал охватывать лишь ту часть объективной реальности, которая в 1802г.французким учёным Ламарком была названа биосферой, т.е.»областью жизни». В специальном употребление термина «природа» состоит в том, что в философии зачастую возникает необходимость выявить суть, основное содержание, того или иного предмета, тела.Неживая природа бесконечна и поражает многообразием форм и состояний, в которых она пребывает. Выступая в виде различных тел, предметов, газов, полей, явлений, она находится в постоянном движении и изменении. Живое неразрывно связано с неживым, являясь как бы более высокой, качественно иной его ступенью. Живое возникает на основе неживой природы и, уходя в небытие, в эту же неживую природу и возвращается. Именно на эту связь указывали уже первые древнегреческие философы, когда говорили, что всё живое возникло из земли и воды и в них же превращается. Бытие живой природы находится в взаимосвязи с таким явлением как жизнь. Быть для живого существа – значит жить, а не быть – значит лишиться жизни, умереть. Отличительные признаки живого: 1)самоорганизующаяся система открытого типа, т.е.производящая обмен веществ, энергии и информации с окружающей средой. 2) заключается в способности его к размножению.Биосфера являет собой результат предшествующего развития неживой природы и составляет тонкую оболочку Земли, где протекает жизнь, охватывая атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Особое место в биосфере занимает человек, который, являясь органической частью живой природы, выделился из неё и со временем обособился в некое активное, противостоящее ей начало.Ноосфера мыслится как высшая ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Ноосферу следует понимать как результат перехода биосферы от одного её состояния к другому, в результате чего она преобретает новое качество. При этом чисто географические параметры биосферы и ноосферы не совпадают.

30.Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и мозг. Понятие сознания – ключевое в философии, а вопрос о его природе – один из самых древних.Как только первые философы сформулировали проблему человеческого бытия, они столкнулись и с проблемой сознания. Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который поддаётся контролю воли. В общем смысле сознание определяется как целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека. Существенной чертой сознания является избирательность. Сознание трудно определимо в качестве точного предмета научной или философской рефлексии, поскольку оно выступает и объектом, и субъектом этой рефлексии, постигает самое себя в собственных терминах и значениях.Бессознательное – это вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и неподдающихся сознательному волевому контролю. Сознательные содержания могут забываться, подавляться или вытесняться в бессознательное. Для того чтобы обозначить границу между сознательным и бессознательным З.Фрейд вводит понятие подсознания. Бессознательное состоит из:1)сексуальных инстинктов (либидо), 2)инстинкта превосходства над другими людьми, 3)»архетипов» коллективного бессознательного, т.е.безличных образов, схожих у всех людей снов, образов, 4)»первичных позывов» жизни и смерти, агрессивных комплексов, комплексоводиночества. Проблема соотношения сознания и мозга находится на стыке философии и конкретно-научных дисциплин. Философское решение этой проблемы представлено в трёх вариантах. Дуалистическая концепция рассматривает материю и сознание как две независящие друг от друга субстанции, существующие по собственным законам. Идеализм признаёт первичным духовное начало, а материю рассматривает как одно из проявлений духовной субстанции. Материализм, напротив, сводит сознание к одному из типов материальных процессов и называет сознание функцией высокоорганизованной материи. Особенностью сознания является то, что оно есть информация о предмете, но не о коде – нейрофизиологическом процессе в мозге – носителе этой информации. Другая особенность то, что один и тот же образ может передаваться бесчисленным количеством кодов.

31.Сознание и психика. Основные формы психической деятельности: память, воля, чувства и эмоции. Понятие мышления. Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который поддаётся контролю воли. В общем смысле сознание определяется как целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека. Понятие психики шире чем понятие сознания. Под психикой человека понимается совокупность явлений его внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей, включая тело человека. Сознание не тождественно психике, ибо психическое включает в себя и подсознательное. К сознательному относятся такие психические явления, которые проходят через мышление (разум), осознаются человеком. Мышление подчиняет чувства, эмоции, волю. Воля – это способность сознания направлять поведение человека. Она определяет целеустремлённость действий человека. Сильная воля – качество, которое, как и другие особенности человеческой психики, зависит во многом от самой личности, сознательно себя творящей. Рациональная способность, или мышление, определяется как способность оперирования сенситивными и рациональными образами, т.е.представлениями и понятиями. Мышление на основе представлений называют наглядно-образным, на основе понятий – абстрактно-логическим. Наглядно-образное мышление исторически первично, способность к такого рода мышлению появляется раньше, чем способность к оперированию понятиями. На базе наглядно-образного мышления в процессе обучения формируется рациональная познавательная способность – абстрактно-логическое мышление, которое представлено разными формами: понятием, суждениями и умозаключениями.

32.Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания Общее, массовидное содержание внутреннего опыта называют общественным сознанием. Оно формируется автоматически в силу принадлежности того или иного человека к определённому классу, этносу. Общественное сознание – необходимый момент успешного функционирования как отдельных социальных групп, так и всего общества в целом. Оно выполняет как бы роль «смазки», которая облегчает движение механизма общественной жизни. Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяют два уровня – обыденное и теоритическое сознание. Обыденное сознание включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи. Оно имеет ограниченные познавательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты. Теоритическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность. Названные уровни раскрывают структуру общественного сознания как моменты в движении познания.Формы общественного сознания:1. политическое сознание (касается сферы классовых, национальных отношений. Оно объединяет людей в борьбе за коренные интересы соответствующей им общности), 2. Правосознание (выражает волю общества по обеспечению приемлемых для него норм социальной жизни) 3. Нравственное сознание (регулирует поведение человека в отношениях с другими людьми) 4.эстетическое, 5.религиозное, 6.наука, 7.философия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: