как звено образовательной системы




Интегративный коррекционно-развивающий центр

В коррекционно-развивающем центре «СОФЬЯ» с мая 2012 года вводится проект "Развитие программ интегративного воспитания и образования», ведется поиск тех методов, применение которых позволит детям с ОВЗ развиваться и обучаться вместе с нормативными детьми.

Мы ставим перед собой задачу выделить те условия, при которых совместное обучение и воспитание является эффективным как для детей с особенностями развития, так и для детей без выраженных особенностей.

В ходе начавшейся работы по проекту выявлены типичные проблемы, препятствующие включению детей с особенностями развития в учебную деятельность на уровне обычного педагогического процесса: даже при небольшой величине группы (8 детей) заметной проблемой являются трудности концентрации внимания, необходимость индивидуального вовлечения детей в общий ход работы группы. Поэтому в нашем центре широко используется помощь волонтёров.

В то же время, то, что различные занятия ведут разные педагоги: логопед-дефектолог, психолог, музыкальный педагог, специалист по ДПТ(декоративно-прикладному творчеству), специалист по АФК, художник-керамист выявляет необходимость четкой координации программы и согласованности требований к детям. Наличие даже небольшой нестыковки заметно влияет на ход учебного и воспитательного процесса.

В проведении фронтальных занятий в интегративной группе выявляется ряд проблем, связанных с различной степенью развития учащихся, причем как интеллектуальной, так и социальной и эмоционально-волевой. Даже при том, что на одном занятии присутствует не более 8 детей, для эффективной работы с группой необходимо кроме педагога присутствие еще одного взрослого(волонтёра), способного помочь ребенку в случае необходимости.

Кроме того, выявляющиеся в ходе занятий и индивидуальных обследований особенности поведения, восприятия материала, уровня развития речи, способностей к самостоятельному выполнению заданий, ориентации в пространстве, на листе бумаги и т.д., требуют дополнительной помощи.

Такая работа проводится на индивидуальных и микрогрупповых (2-3 ребенка) занятиях

· по игротерапии - для детей с нарушениями психической и эмоционально-волевой сферы,

· психологических занятиях - для детей с особенностями восприятия, мышления, и других психических функций,

· логопедических занятиях - для детей с особенностями развития речи,

· дефектологических - для детей с особенностями интеллектуального развития.

Большинство детей с особенностями развития, посещающих интегративные группы, имеют не одну, а несколько таких особенностей, и в течение недели, согласно индивидуальному плану, посещают дополнительные занятия.

Так называемые "обычные" дети, посещающие группу, могут иметь небольшие или средней степени проблемы в одной из указанных сфер, и в этом случае они также получают дополнительные индивидуальные занятия.

Их привлекают к занятиям в малых группах для создания необходимой сферы общения для ребенка с выраженными особенностями. Таким образом, по возможности, ребенок, наряду с фронтальными занятиями посещает занятия индивидуальные или микрогрупповые.

Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Проявления этому мы наблюдаем как в повседневной жизни, так и во время учебных занятий. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

Дети и в будничной, повседневной, и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто "может" все, что положено по возрасту, и теми, кто "не все может".

Ведь ребенок с проблемами развития, с проблемами общения не может решить их вне общества. Если запереть такого ребенка в 4-х стенах собственной комнаты либо среди таких же проблемных детей в специальном учреждении, он еще больше "уйдет в себя", еще больше замкнется, его проблема усугубится. В здоровом же детском коллективе, под присмотром чутких педагогов, готовых принять нетипичное поведение особенного ребенка, адаптировать его к обычной жизни, а жизнь - к ребенку, у такого ребенка появляется шанс раскрыться, открыть себя для себя и для других.

 

В состав интегративной группы может входить 8-10 детей. Основу группы составляют дети с негрубо выраженными трудностями или без таковых. Негрубо выраженные трудности это - логоневрозы, небольшая задержка психического развития, социальная дезадаптация, т.е. те проблемы, что не сразу и не для всех видны. Один или два ребенка с какими-либо выраженными личностными проблемами, например, с аутизмом. В такой группе может быть один или два ребенка с достаточно выраженной умственной отсталостью, вызванной, например, синдромом Дауна. Основу группы, большую ее часть, составляют не проблемные дети, это требуется для эффективной интеграции.

Почему у нас много сложных детей? Часто получается, что из-за того, что поведение этих детей неудобно для окружающих, в развивающие центры их не принимают, в обычных детских садах их или совсем не держат или с ними там не занимаются.

Мы таких детей берем и видим динамику их развития. Система интеграции должна иметь право на существование, так как она необходима для подобных детей.

Что мы делаем? Мы создаем для детей естественную среду. Какую среду? Ту, что помогает ребенку раскрыть все его способности. Ребенку "с нормой" -раскрыть все, что у него есть. Ребенку "с трудностями" - преодолеть эти трудности и раскрыть то, что у него где-то глубоко спрятано.

Как мы создаем эту среду и способствуем раскрытию потенциала ребенка? Мы воплощаем в жизнь наш девиз: «ДЛЯ РЕБЁНКА, ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ, ИСХОДЯ ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЁНКА»

В основе нашего взгляда на ребенка лежит системный подход, состоящий из трех главных вещей.

Первое - убеждение в том, что каждый ребенок - это личность.

Второе - мы учитываем достижения педагогической и психологической наук.

Третье - мы учитываем социальный фактор.

У ребенка много дарований и раскрыть свои дарования он может только в общении. Понятно, что детям нужна детская среда. Нормально, чтобы ребенок жил в детской среде, чтобы детей было больше, чем взрослых. Общение преимущественно со взрослыми - не очень нормальная ситуация. Если в семье один ребенок, для него это тяжело. И если у ребенка есть среда, в которой он может полноценно общаться, это радостно для всех нас и для ребенка тоже.

В нашей центре хорошо прослеживается стремление к всестороннему развитию личности. Но оно невозможно без того, чтобы смотреть на ребенка с разных сторон.

К нашей работе привлекается много разных специалистов. Без этого часто трудно достичь педагогических целей. Если к нам приходит проблемный ребенок, то мы должны определить его проблему, и наметить пути ее решения.

Для этого ребенка должен видеть не только логопед-дефектолог, но и психолог, и специалист по массажу, и ещё много разных людей. Нам повезло, мы имеем возможности для осуществления такого комплексного подхода.

Можно поставить вопрос - как в нашей интегративной среде, где дети очень разные, и бывают не очень удобны своими проявлениями окружающим (агрессивность, гиперактивность, или, наоборот, ребенок сидит свернутый внутри себя и никак не выходит наружу), как в этой среде себя чувствуют так называемые нормальные дети.

Мы думаем, что они себя чувствуют точно так же, как бы они себя чувствовали в обычном детском саду. Потому что не бывает стопроцентно проблемных людей. У каждого человека есть сохранные здоровые стороны. Дети общаются между собой этими сохранными здоровыми сторонами. Они именно на этом строят свое общение. Нам кажется, что здесь нет проблемы - пускать обычного ребенка, без выраженных проблем, в эту среду или нет. Нормальное общество - это общество интегративное. Если мы выбрасываем из него инвалидов, проблемных детей, делаем вид, что их нет и они не нужны, то мы обманываем себя.

Теперь о том, как себя чувствуют в такой среде дети с трудностями. Мы знаем, что в центре жизни каждого ребенка стоит игра, он в ней раскрывает все свои силы - психические, физические, но главное, он раскрывает свои чувства. Потому что в игре он может контролировать свои действия, иметь власть над предметами, из одного делать другое. И это для него крайне важно. Игра - центральная деятельность, присущая детскому возрасту. Без игры ребенок не войдет во взрослую жизнь. Он должен проживать жизненные ситуации в игре. И если ребенок не умеет играть, значит, где-то есть ущерб. Наша задача в этом смысле -помочь ему научиться играть. Как помочь? Во-первых, помогают дети, с которыми он общается. И в этом общении возникают предпосылки для его развития. Во-вторых, взрослые, которые видят проблемы ребенка и намечают пути их решения.

Когда мы строим наши занятия, то учитываем, что без адаптации детей к обстановке нельзя начать работу. Сначала ребенок должен привыкнуть к нам, и тогда мы сможем увидеть, как строить занятия, строить программу развития, программу обучения. Сначала игра, потом обучение.

Вот пример. Ребенок, пришедший к нам с неадекватным, по словам родителей, поведением. Он постоянно проявлял агрессивные реакции, совсем не мог усидеть на месте, бесцельно шатался из угла в угол. У нас мальчик постепенно начал приобретать "нормальные", естественные формы поведения, при помощи педагогов и с помощью детей.

А наша задача в этом и заключается -помочь детям войти в этот мир, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно жить, ведь мы представляем интегративный коррекционно-развивающий центр «СОФЬЯ» города Тюмень.

Когда мы стали приглашать на смешанные занятия, то порой сталкивались с непониманием со стороны родителей нормативных детей. Им было непонятно: зачем объединять больных и здоровых детей в одном центре. Вот самый первый вопрос, который нам задавали мамы: "А мой ребенок не будет подражать больному ребенку, не научится дурному, не будет плохо себя вести?"

Сначала действительно было очень трудно объяснять родителям пользу от такого вида деятельности обеим сторонам. Но самым главным результатом нашей работы становится изменение общественного мнения по отношению к детям с особенностями развития. Родители "обычных" детей поняли, что их дети, обучаясь вместе с детьми "проблемными", становятся другими: более раскрепощенными, более добрыми, терпимыми, социально креативными. Они получаются какой-то другой закваски.

Ведь если подходить к проблеме интеграции с философской точки зрения, то чем отличается ребенок с "синдромом Дауна" от ребенка с рыжими волосами или от ребенка другой национальности?

Болезненное отношение к различиям в людях мешает в самых разных областях: на работе, в семье, в обществе. Нетерпимость к проявлениям различий может порождать самые разные проблемы.

Но если вернуться к вопросу об интеграции, то важно отметить, что одних интегративных центров недостаточно. Важно построить всю образовательную вертикаль от рождения ребенка до вхождения его во взрослую жизнь. Нельзя сказать, что ребенок, не получающий ранней помощи не может развиваться. Развиваться может любой ребенок, и помочь ему можно даже если он попадает к специалисту и в 8 лет. Но, если помощь оказывается семье и ребенку с первых дней жизни, результаты несоизмеримо выше и есть реальная возможность предотвратить многие проблемы в развитии ребенка с особенностями.

Образовательная вертикаль должна состоять из трех ступеней: служба ранней помощи, интегративный центр развития, школа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: