Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе




Реализуя одно из своих фундаментальных прав, а именно, право на образование, ребенок большую часть своего детства проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в шко­ле— опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости — во многом зависит его успешность в социуме и степень самореализации.

С усилением тоталитарной государственной системы в советский период в практике обуче­ния и воспитания стали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека (восприятие ребенка как объекта воздействия со стороны взрослых), —«подгонка» его под заданный «шаблон личности» (воспитание без учета индивидуальных и половозрастных особенностей), нарушение прав учащихся (унижение и подавление личности ребенка, несоблю­дение его интересов и т. д.), авторитаризм педагогов (опора на методы требования, приказа, за­прета; ориентация на мнение исключительно педагога и др.).

Исходя из этого, система образования в предыдущие десятилетия была ориентирована на знаниевую модель, в основе которой были субъект-объектные отношения учителя и уча­щегося: управление деятельностью принадлежало учителю, а ученик был вынужден испол­нять все, что предписывалось педагогом, нередко подчиняя ему свои интересы, мировоззре­ние и предпочтения. Этим и объяснялись те роли, которые доминировали в обучении и вос­питании. Как показывает практика, для многих учителей и сегодня характерны следующие позиции: диктатор, консерватор, критик-эксперт, образец для подражания, руководитель процесса, лидер, а для ученика, соответственно, — подражатель, исполнитель, ведомый, стажер, участник процесса. При этом уважение к личности ученика и партнерские отно­шения часто декларируются только внешне, а некоторыми педагогами даже игнорируются.

Как правило, такое построение взаимодействия ученика и учителя приводит к равно­душному и даже негативному отношению ребенка к процессу учения, а нередко и к «отчуж­дению» учащегося от школы. Для того чтобы усваиваемые ребенком знания об окружающем мире имели для него личностный смысл, необходимо придать его деятельности ценностно-ориентационный характер, что предполагает его субъектное (личностно заинтересованное) отношение к образовательному процессу.

Рассматривая ученика как субъекта своего образования, следует представить такой тип об­разовательного процесса, который построен на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребенка, его самости и уни­кальности; в котором происходит согласование различных компонентов индивидуального опы­та ребенка с нормативным опытом культуры; превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию; в котором учение и обучение взаимно со­гласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школь­никами внутреннего и внешнего миров происходит обеспечение широкого круга их учебных позиций и ролей.

А. А. Плигин описал позиции, которые может занимать ребенок при субъектном от­ношении к образовательному процессу (см. схему 3): учитель и ученик (школьники выступают как в роли ученика, так и в роли учителя по отношению друг к другу); мечта­тель, реалист, критик (в процессе создания проектов и творческой деятельности); иссле­дователь, философ, художник (при демонстрации мировосприятия); историк, математик, химик, физик, биолог и т. д. (с позиции проявления интереса к различным областям знаний); журналист, учитель, инженер, менеджер, актер и т. д. (с точки зрения профессиональной ориентации).

 


Схема 3

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что позицию учащегося следует рассматривать как уровень развития у него учебной мотивации и самосознания, который создает у него определенный тип отношений к учению, взрослым, другим ученикам, к самому себе. В плане субъектного отношения ребенка к образовательному процессу оптимальной следует считать его позицию исследователя, для которой характерен активный самостоятельный по­иск, обнаружение и применение информации в ходе учебно-воспитательной деятельности, представляющей собой в этом случае внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс (В. А. Сластенин и др.).

Переход ученика с позиции исполнителя на позицию исследователя определяется тем, что ребенок должен иметь право выбора вида, содержания, форм, средств и способов образования.

 
 

Этому, а также формированию положительного отношения ребенка к учению и школе в целом способствует соблюдение в образовательном процессе ряда психолого-педагогических условий (см. схему 4).

Схема 4

Только благодаря соблюдению названных условий внутри образовательного процесса происходит согласование познавательного стиля ученика и обучающего стиля учителя; учитываются ценностные ориентации ребенка и струк­тура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», мировоззрение, личностные качества, а отношения в системе «учитель — ученик» ориентируются на сотрудничество и свободу выбора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: