Кроме простых полиспастов в спасательных работах также широко применяются так называемые СЛОЖНЫЕ ПОЛИСПАСТЫ.




2.6. Сложный полиспаст – это система, в которой один простой полиспаст, тянет за другой простой
полиспаст.

Таким образом могут быть соединены 2, 3 и более полиспастов.

На Рисунке 9 приведены конструкции наиболее употребительных в спасательной практике сложных полиспастов.
Рисунок 9.

 

2.7. Правило №4. Расчет ТВ сложного полиспаста.
Для расчета теоретического выигрыша в усилии при использовании сложного полиспаста необходимо
умножить значения простых полиспастов, из которых он состоит.
Пример на рис. 10. 2:1 тянет за 3:1=6:1.
Пример на рис. 11. 3:1 тянет за 3:1= 9:1.

Расчет усилия каждого из простых полиспастов, входящих в состав сложного производиться по правилу простых полиспастов.
Количества прядей считается от точки крепления полиспаста к грузу или грузовой веревки, выходящей из другого полиспаста.
Примеры на рис. 10 и 11.

 

 

На рисунке 9 показаны практически все основные виды полиспастов, используемые в спасательных работах.
Как показывает практика в большинстве случае этих конструкций вполне достаточно для выполнения любых задач.
Далее в тексте будут показаны еще несколько вариантов.

Разумеется, существуют и другие, более сложные, системы полиспастов. Но они редко применяются спасательной практике и в данной статье не рассматриваются.

Все показанные выше конструкции полиспастов можно очень легко разучить в домашних условиях, подвесив какой-то груз, скажем, на турнике.
Для этого вполне достаточно иметь отрезок веревки или репшнура, несколько карабинов (с роликами или без) и схватывающих (зажимов).
Очень рекомендую всем тем, кто собирается работать с настоящими полиспастами. На своем опыте и опыте моих учеников знаю, что после такой отработки гораздо меньше ошибок и путаницы в реальных условиях.

Вторая часть статьи будет посвящена практическим рекомендациям по работе с полиспастами.

спасработы, полиспасты, снаряжение

Яндекс.Директ

Временная регистрацияв Москве.Регистрация по месту пребывания. Помощь в оформлении. От 1 дня.mosregistration.comАдрес и телефонМосква Частный детский садв КрылатскомЛетний лагерь для детей от 3 до 10 лет. Программы от 31 600 руб.4udo-sadik.ruАдрес и телефонМосква

Комментарии:

Подписаться на обновления к комментариям

ES128, 11.06.2007 11:01 Новый

ОТЛИЧНО!

Antonych, 11.06.2007 11:34 Новый

М-да. Новое -- это хорошо забытое старое (или вовремя не выученное). Когда-то всю "теорию полиспастов" проходили в школе на уроках физики где-то на уровне 8-го класса.

Shevchenko, 17.02.2009 15:27 Новый

курс физики за 6 класс, раздел Механика.:-)

Irina Morozova, 11.06.2007 13:37 Новый

Спасибо, Федор.
Теперь остается на практике попробовать все эти схемы и сравнить:)
И я знаю, что вы не возражаете против публикации ваших материалов на других сайтах, поэтому с вашего позволения перекину это и на Уллутау.ру:)

RRed, 11.06.2007 20:06 Новый

Ааааааа!!! Фёдооор! Как вовремя вы это выложили!...

fedor, 11.06.2007 20:59 Новый

2 Anatolych. Вы конечно правы, но только в ситуации спасработ более оптимально не физику 8 класса вспоминать, а применять отработанные на тренировках схемы, которые базируются на этой физике.

2 М.I.rise. Ирина, разумеется, вы можете разместить этот материал на вашем сайте.

2 RRed. Рад вас слышать! Как прошла ваша поездка на Алтай? Жду фото. Пишите!

RRed, 12.06.2007 08:10 Новый

Съездили отлично! Фото выложу обязательно как только они дойдут до меня из Казахстана:)))
*как раз научусь публиковать посты*

tengo, 11.06.2007 23:32 Новый

Очень интересно собраный материал.Спасибо.
Дейсвительно мало материала по полиспатам.Практика спас работ покажет результат

Irbis, 13.06.2007 13:22 Новый

2tendo: "Практика спас работ покажет результат"
Не шутите так пожалуйста.
а с точки зрения "практики" - обычно достаточно простого, или двойного полиспаста.
2Fedor: Предложите Ваш материал в методичку ФАР, которую обещают подготовить к следующему жетону. Думаю, будет архи полезно. На занятиях все делали полиспасты много и разные, но вот не уверен, что все осознавали теорию, хотя ничего особенного в ней нет.
Спасибо за статью!

risha4ka, 13.06.2007 16:03 Новый

Все предельно просто и понятно!!! Давно искала, спасибо!!! В литературе, где смотрела, все гораздо запутанней)

Purga, 13.06.2007 20:20 Новый

Моя практика показала, что не нужно тратить время на другие полиспасты. Если один человек должен вытащить другого,это можно успешно сделать только с помощью полиспаста 9:1. И кстати он делается проще и быстрее других. Два зажима и несколько карабинов, за пару минут он сооружается без проблем. Для работы с остальными полиспастами элементарно не хватает сил. Я не из силачей и не из гераклов. К сожалению, в статье ни слова не сказано, что полиспаст по сути является подвижным рычагом, что и обусловливает его подъемные свойства.

sanches, 14.06.2007 18:07 Новый

Федор, большое спасибо за материал. Информация хорошо систематизирована и изложена максимально доступно.
Правда для полноты картины не хватает нескольких, на мой взгляд, важных моментов.
Первое - не освещена схема сложных полиспастов, при организации которых используется минимум блоков и карабинов (силы трения в системе минимальны), например полиспаст Мунтера. Также неплохо бы рассмотреть так называемую «качалку», полиспаст в котором выигрыш в силе получается за счет разности плеч. При этом в качестве рычага используется, например, ледоруб. Информация по этим полиспастам доступно изложена у П.П. Захарова и А.И. Мартынова. Кроме того, существует техника подъема с использованием противовеса, которая довольно подробно описана в «Life on line».
Хотелось бы отметить, что полиспасты, рассматриваемые в данной статье эффективны в теории, но не всегда применимы на практике.
Зачастую при осуществлении реального подъема с использованием полиспаста решающую роль играет не выигрыш в силе, который дает полиспаст, а силы трения, возникающие в системе. Если вместо блоков используются карабины, то полиспаст с кратностью более чем 4:1 уже не эффективен. Часто ли в малой группе имеются ролики на восхождении?
Помимо перечисленных факторов, полиспасты с большой кратностью малоэффективны из-за большого расхода веревки и низкой скорости подъема. Подъем происходит «по чайной ложке в час». Зачастую полный рабочий ход такого полиспаста нивелируется потерями эластичного растягивания схватывающих узлов. В этой связи целесообразно использование механических зажимов.
Силы трения возникают не только в местах перегиба веревки через ролик (карабин), но и при взаимном трении веревок в соседних ветвях, и при трении о рельеф. В этой связи при организации систем полиспастов необходимо следить за тем, чтобы не было перехлестов веревок, а трение о рельеф по возможности минимизировать, применяя оттяжки и подкладывая твердые предметы (древко ледоруба, молоток).
На практике, если тянущих более двух человек, достаточно применения двойного полиспаста. Для этого коренной конец веревки крепиться на опоре (станции), встегивается в ролик (двойной карабин) закрепленный на ИСС пострадавшего. Подъем осуществляется за свободный конец. Быстро и эффективно.
Если спасателей только двое, или если производиться подъем пострадавшего с сопровождающим (т.е. 2х человек), тогда целесообразно применение техники противовеса. Свободный конец веревки уже описанной системы пропускается также через ролик с обратной фиксацией (про- мини- тракшн или комбинация ролика с зажимом, как вариант тиблок с карабином). Один из спасателей нагружает своим весом ветвь исходящую из фиксо-ролика. При необходимости он может выйти за перегиб площадки на длинной самостраховке. Чтобы не уезжать далеко вниз, он осуществляет «возлезание» с использованием зажимов. Второй вытягивает веревку идущую от пострадавшего. Сопровождающий также может помогать вытягивающим спасателям. Для этого он может подниматься по заранее закрепленным перилам с помощью зажима. Из всех опробованных мною схем - эта наиболее эффективна.
Схема вытягивания «1спасатель – 1 пострадавший» представлена в Петцелевом каталоге, и представляет собой сложный полиспаст 1:4. Кроме того, в практике спелеологии есть такое понятие как «соло транспортировка». Не буду сейчас расписывать все тонкости этой технологии, если заинтересуетесь, могу прислать материал отдельно.
И еще один момент. Крепить полиспаст необходимо на «плавающей» точке (веревка в зафиксированном спусковом устройстве или на карабине с помощью узла УИАА), чтобы в случае заклинивания можно было плавно перенести нагрузку на другую точку.

С уважением, Александр.

fedor, 15.06.2007 00:48 Новый

Александр, спасибо за подробный комментарий!
Большая часть приведенных вами примеров рассматривается во второй части статьи, которая почти готова и будет выложена на Риске в ближайшие дни. Поэтому подробно отвечать пока рано.
Скажу только, что не так уж редки ситуации, когда полиспаста 2:1 может быть недостаточно даже при наличии нескольких тянущих, Особенно если поднимают пострадавшего с сопровождающим. Поэтому другие схемы тоже надо знать и уметь применять когда потребуется.
Буду рад получить ваши комментарии и дополнения после прочтения второй части.
Я мало знаком со спелеотехникой и буду признателен если пришлете этот материал.
Мой адрес farberovfmail.ru
С уважением,
Федор.

Littlebee, 30.11.2008 20:53 Новый

Александр,буду благодарна, если ты мне пришлешь техники спасработ в спелеологии (Pcheolkaa@mail.ru)

Voshod, 18.06.2007 22:10 Новый

Очень интересно! Виден большой опыт работы. Сам тоже частенько применяю полиспасты. После вашей статьи мои горизонты владения этой техникой расширились. Благодарю. Опыт стоит дорогого, хотелось бы еще подобных статей в частности о натягивании переправ.

zwer, 12.07.2007 14:52 Новый

отличная статья!

Kroleg, 12.08.2007 06:01 Новый

Федор, спасибо за статьи! С вашего разрешения, нам тоже хотелось бы выложить их на нашем сайте promalp-nk.ru. Там мы потихоньку выкладываем свои статьи, во многом они перекликаются с вашими, но практика показывает, что освещение одних и тех же знаний, но чуть под разными углами, помогает восприятию.

fedor, 12.08.2007 11:37 Новый

2 Kroleg,
Конечно, я не против размещения моих статей на вашем сайте. Рад, что промышленные альпинисты нашли
что-то полезное в моих статьях. Если также захотите скачать справочные материалы и ссылки, то их лучше копировать отсюда https://www.risk.ru/users/fedor/1553/, так как в третьей части они приведены не полностью.
Всего доброго,
Федор

fedor, 12.08.2007 11:38 Новый

2 Kroleg,
Конечно, я не против размещения моих статей на вашем сайте. Рад, что промышленные альпинисты нашли
что-то полезное в моих статьях. Если также захотите скачать справочные материалы и ссылки, то их лучше копировать отсюда https://www.risk.ru/users/fedor/1553/, так как в третьей части они приведены не полностью.
Всего доброго,
Федор

fedor, 12.08.2007 11:38 Новый

2 Kroleg,
Конечно, я не против размещения моих статей на вашем сайте. Рад, что промышленные альпинисты нашли
что-то полезное в моих статьях. Если также захотите скачать справочные материалы и ссылки, то их лучше копировать отсюда https://www.risk.ru/users/fedor/1553/, так как в третьей части они приведены не полностью.
Всего доброго,
Федор

RedMike, 18.04.2008 00:43 Новый

2 fedor:
Огромное спасибо! Ваши статьи очень ценны, особенно для начинающих!
Но один момент, чисто математический - я не понял, откуда получилось, что в полиспасте 2 к 1 нужно выбрать 2 метра верёвки что бы поднять груз на 1 метр. Я могу привести выкладки (даже используя теорему Пифагора), по которым ну никак не получается, что 2 метра. Получаются сугубо иррациональные числа. Сами посудите - путь груз, точка его крепления и тянущий образуют прямоугольный треугольник со сторонами 1 (груз - крепление), 1 - (крепление - тянущий), и корень из 2х - груз - тянущий. 2 ну никак не получается даже в таком случае. Не исключено, что при каких то обстоятельствах 2 и получится (т.е. при опр длинах катетов) - но не общий случай.

RedMike, 18.04.2008 01:06 Новый

я правда несправедлив - я привожу случай треугольника - когда же вы рассматриваете другой. Сорри.

ongleb, 04.01.2011 18:50 Новый

парни,
в этой статье, как я считаю все разъяснено правильно
но у меня с товарищами вышел спор

прошу только не рубить с плеча а разрисовать для себя на бумажке вектора сил прежде чем отвечать

суть в следующем
на рисунке 1 все разложено и досконально верно объяснено для случая, когда человечка под именем "Груз" вытаскивает другой человечек

а что произойдет если конец, который уходит на рисунке влево отдать этому же человечку (с именем "Груз")
мне кажется что в таком случае сразу получается 2:1

обоснованного и вразумительного ответа в чем я ошибаюсь я от своих товарищей не добился
поэтому
пожалуйста
распишите в векторах сил пожалуйста

isn, 15.04.2011 09:02 Новый

Всё правильно:
1. Груз висит на двух верёвках, натяжение каждой х 2 = его весу.
2. При движении добавятся ещё потери на трение.
3. Основной закон механики вес х путь - Вы уже объяснили сами.

Друзьям не хотелось Вам пиво покупать.

Voshod, 14.04.2011 23:58 Новый

Есть мысль! Основной закон полиспаста " выигрываем в силе проигрываем в расстоянии".
В данном случае руки "груза" становятся подвижным блоком, при подъёме "груза" на один метр к примеру, через руки пройдёт два метра верёвки так как он перемещается вверх. Вот и выигрыш в силе. Если посторонний тянет, он на месте, через него проходит метр. Вот как можно объяснить. Можно убедится на личном опыте.

udjin, 15.04.2011 09:22 Новый

)))через руки в обоих случаях проходит одинаковая длина верёвки.
Второй закон полиспаста «выигрыш в силе дают только подвижные блоки»
Во втором случае, в статике вес делиться на две ветви, поэтому удерживать свой вес легче. И подъем кажется легче, если потери на трение не велики.

Voshod, 25.05.2011 22:20 Новый

Подъём не кажется легче, он легче почти в два раза. Стоит только поэкспериментировать!

Hoonhooz, 14.12.2011 09:28 Новый

Я правильно понял мысль: если один конец веревки закрепить на себе, на станции её встегнуть в ролик, а жумаром выбирать подвижный конец вышедший со станции - можно подниматься с рюкзаками всех участников?;-)))

yorix, 14.12.2011 10:19 Новый

Суть в том, что для вашей задачи нужно иметь вверху 2 точки. Одна точка зафиксирована, вторая точка является роликом.
Вы находитесь внизу между этими точками и на вашем пузе так же находится ролик =), ну, или карабин. Хотя нет, ролик на пузе - круче! Веревка идет с точки номер один к вам, проходит через ролик у вас на пузе, далее идет к ролику в точке номер два, перекидывается через него и конец веревки возвращается к вам в руки. Если при такой схеме вы потянете за веревку, то начнете поднимать (свой вес + рюкзаки)/2.
Основной принцип, если совсем утрированно: от груза должно уходить как минимум две веревки вверх, чтоб поделить вес груза пополам.
Взгляните ещё раз рисунок номер 2.
Для вашей схемы на этом рисунке нужно свободный конец перекинуть через дополнительный ролик и вернуть вам в руки:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: