Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения у подростков.




 

Рекомендации для родителей и педагогов

#ДетиРоссии2020

 

Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. Формированию у подростка правильного отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем. Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков[4].

Мы считаем, что результативность работы с подростком склонным к аддиктивному (отклоняющемуся) поведению будет выше, когда использовать взвешенное сочетание индивидуального и педагогического воздействия, применять различные методы, приёмы и виды внеучебной деятельности, а так же учитывать психологические рекомендации

по взаимодействию с подростками, склонными к отклоняющемуся поведению в коррекционной психолого-педагогической работе.

Далее рассмотрим рекомендации и приёмы, которые представляют для нас особый интерес.

Наиболее важными и интересными для нас являются рекомендации Н.Н. Карповой[3]:

- Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты - хороший";

- Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности;

- Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности);

- Сравнивать достиженияобучающегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е.хвалить за улучшение именно его результатов;

- Не делать акцент только на обязанностях в техникуме (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности обучаемости;

- Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться;

- Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно", "замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание");

- Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в группе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит преподаватель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся со сдачей сессии. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее преподаватель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению);

- Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт;

- Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"». Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение.

Так же, считаем нужным отметить[1]:

1. Приёмы, способствующие накоплению социально-положительного опыта и формированию нравственности:

- Организация успехов в обучении (заключается в организации помощи обучающемуся, пока он не добьётся успешности в обучении);

- Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета обучающегося среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);

- Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);

- Доверие (заключается в том, чтобы поручать обучающемуся ответственные задания);

- Ожидание лучших результатов (преподаватель заявляет обучающемуся, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к обучению);

2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогами и воспитанниками:

- Просьба (способствует повышению авторитета обучающегося в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);

- Поощрение - похвала, награда, одобрение;

- Авансирование личности (высказывание положительного мнения ообучающемся или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего обучающийся ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);

- Обходное движение (подразумевает отведение от обучающегося заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);

- Проявление огорчения (пробуждает у подростка чувство стыда);

- Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый подростком проступок);

- Поручительство (взятие виновного обучающегося на поруки, обещание от своего имени, что обучающийся будет достойно себя вести);

- Проявление умений и превосходство преподавателя (обучающиеся уважают своего наставника, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).

3.Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:

- Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям обучающегося, показывает, что ему о них известно);

- Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);

- Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)

- Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)

- Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)

- Разоблачение или выявление виновного

4. Приёмы со скрытым действием:

- Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося)

- Намёк (школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)

- Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)

- Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)

- Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)

Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность подростков с аддиктивнымповедением, если формы и методы воспитательного воздействия дифференцируются в зависимости от конкретных условий жизни обучающегося.

Рекомендации для успешной работы с подростками, проявляющими отклоняющееся поведение [2]:

- Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

- Необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами.

- Сила современного педагога в признании и уважении личности подростка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.

- Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.

- Особенно важно самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью.

 

 

Книга:

 

1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

 

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.- М.: Речь, 2004.- 388 с.

 

2. Остапенко Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением// Перспективы науки и образования.- 2014.- №1.- 54-60 с.

 

4. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам — представителям юношеских субкультур Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. — Кострома; 2004.

 

Педагог- психолог Невинных С.А.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: