Картотека игр к занятиям для детей 6 – 7 лет
«Звуковые прятки»
Цель: развитие слухового внимания.
Содержание: дети садятся за столами.
Взрослый говорит:
- А теперь поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду произносить слова, а вы - хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «О». Попробуем? Начали: лодка, заяц, ослик, стол, стул, цветок, глаза. Молодцы! А теперь будем искать звук «А»: мачта, цветок, заяц, стул, аист, лампа, забор.Теперь ищем звук «Т»: стол, забор, стул, дача, табурет, зонт, ложка, глаз.
Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как на письме.
«Слушай хлопки»
Цель игры: развивать активное внимание.
Содержание: играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Четыре стихии».
Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
Содержание: играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».
|
«Найди каждой пчелке свой цветочек» (рис. 1)
Цель игры: развивать зрительное внимание.
«Трутень и пчелы»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание: взрослый говорит:
- Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.
Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!
Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.
«Раскрась филина»
Цель: развитие внимания и мелкой моторики (рис.2).
«Девочки» (рис. № 3).
Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б)/подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д)/ подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.
«Домик»
Цель: исследование и развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
|
Содержание: дети сидят за столами. Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата ½ А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок(рис.4).
«Дорисуй картинки».
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики.
Содержание: необходимо дорисовать картинки, назвать предметы, изображённые на них и сказать, кто с ними работает(рис.5).
«Найди, зачеркни и сосчитай» (рис. № 6).
Цель: формировать умение сравнивать и анализировать, распределять и переключать внимание.
Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:
а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;
б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;
в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.
Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.
«Пол - нос - потолок»
Цель:развитие внимания ипроизвольного поведения.
Содержание: психолог говорит:
- Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!
«Коробочка ощущений»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
|
В коробку с прорезью для руки кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в коробку, найти нужный предмет или нащупать предмет и угадать его.
Игра «Дотроньтесь до...»
Цель: развитие внимания и произвольности; координации движений.
Содержание: все встают в круг.
Психолог предлагает выполнить следующие действия:
-Дотроньтесь правой рукой до носа, а теперь - левой рукой до носа. Дотроньтесь правой рукой до правой коленки, а теперъ - до левой. Левой рукой дотянитесь до правого уха, правой рукой - до левого уха, обеими руками - до затылка. И т.д. По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами
Методика «ВОК» (внимание—ориентация—количество)
(автор И. Н. Агафонова)
Цель: определение уровня развития внимания ребенка, его способность к простейшей ориентации в пространстве и его представление о количестве.
Инструкция. Сначала с детьми разбирается левое—правое расположение квадратов на плоскости листа.
Затем дается инструкция: - Будьте очень внимательны, потому что задание я буду говорить только один раз.
1. В левом верхнем квадрате нарисуйте палочек столько, сколько вы видите у меня в руке карандашей (показываете три карандаша).
2. В правом нижнем квадрате нарисуйте треугольники так, чтобы их было больше, чем палочек.
3. В левом нижнем квадрате нарисуйте кружочки так, чтобы их было меньше, чем палочек.
4. В правом верхнем квадрате нарисуйте маленькие квадратики — столько, сколько будет, если сложить вместе палочки и кружочки.
5. В нижнем среднем квадрате нарисуйте крестики, так чтобы их было на два больше, чем квадратиков.
6. А теперь мы будем рисовать в верхнем среднем квадрате жирные точки.
Посмотрите, на сколько меньше у вас нарисовано палочек, чем крестиков, столько и нарисуйте жирных точек. (Последнее предложение повторяется дважды.)
Предварительно, до начала выполнения задания с детьми обсуждается, как надо рисовать крестики и жирные точки.
Оценивать полученные результаты можно различными способами, в зависимости от цели обследования и наличия времени для подсчета.
В исследовании на разных этапах анализа полученных результатов можно применять два различных способа подсчета.
Оценивание конечного результата по трехбалльной системе:
1 —справился с ориентацией на плоскости листа (1 балл);
2 — справился с заданием на количество (1 балл);
3 — выполнил без ошибок — добавляем 1 балл за внимание; допустил ошибку либо при ориентации, либо при счете — 0,5 балла.
Полученные баллы не суммируются, а рассматриваются как сформированность отдельных процессов.
Максимальная оценка за выполнение всего задания — 3 балла.
Кроме того, при заключительном анализе выполнения задания можно использовать еще одну, более жесткую дифференциацию полученных результатов.
Если ребенок не справился хоть с одним из заданий, у него 0 баллов, и только выполнив все верно, получает 1 балл.