Игры и упражнения на развитие мышления




«Кто летает?»

Цель: выделить существенные признаки предметов.

Описание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

«Найди пару»

Описание: среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между собой (рис. 7).

 

«Ну-ка, отгадай!»

Цель: развитие мышления и речи.

Описание: группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только «да» или «нет».

Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д.

После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

Примечания:

1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это - человек?» и т. п.

2. Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.

3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

«Противоположность»

Цель: развитие мышления и речи.

Содержание: ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце -это часть естественной природы), «вода» (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Назови одним словом»

Цель: развитие навыков анализа и обобщения.

Содержание: перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус.

«Закономерности» (рисунок 8)

Цель:развивать логическое мышление, делать выводы, умозаключения.

Содержание: найти недостающие фигуры.

 

«Подбери слово по аналогии»

Цель:развивать логическое мышление.

1)корова-теленок

курица-(цыпленок)

кошка-(котенок)

2) ночь – луна

день-(солнце)

3)снег- лыжи

лед-(коньки)

4) начало – конец

день –(ночь)

5)морковь-огород

яблоко-(сад)

6) футбол - мяч

хоккей – (шайба)

7)заяц-кролик

рысь-(кошка)

8) пароход –море

самолет – (небо)

9)зима- холодно

лето-(тепло, жарко)

10) лошадь – скачет

заяц- прыгает

«Один - много»

Цель:развитие речи и мышления.

Психолог называет слова в единственном числе и просит детей поочередно произносить их во множественном числе, например: дерево - деревья, муха - мухи, дом - дома, город - города, фонарь - фонари, самолет - самолеты, круг - круги, помидор - помидоры и т.п.

«ЦЫПЛЯТА» ( модификация известных тестов Г. Айзенка)

Цель: исследование и развитиесформированности абстрактно-логического мышления (умение ребенка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки).

Инструкция:Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.

«Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Смотрите внимательно: все цыплята чем-то похожи, ведь они — братья и сестры, поэтому и потерявшийся цыпленок будет чем-то похож на других».

«ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (автор А. В. Сазонова).

Цель: исследование и развитие вербально-логического мышления.

Инструкция: Зачитывается 6 предложений (3 из них составлены логически верно и 3 — нет). Детям предлагается заполнить таблицу, состоящую из 6 строчек, где на каждой строке находятся два варианта ответов: «ДА» и «НЕТ». Если ребенок согласен с зачитываемым высказыванием, то он обводит ответ «+» кружочком, если наоборот — значит ответ «― ».

Данная методика предварительно чертится на доске и разбирается с детьми, чтобы они поняли принцип заполнения таблицы. Практика показывает, что если ребенок после разбора все равно делает ошибки в заполнении таблицы, то скорее всего у него будут трудности с усвоением школьного материала. Для тренировки берутся другие предложения, с иной последовательностью правильных и неверных ответов, чем при проведении методики.

Таблица ответов:

           
+ + + + + +
_ _ _ _ _ _

«ДОРИСУЙ» (автор Е.П. Торенс, модификация)

Цель: выявление и развитие творческого потенциального уровня воображения детей.

Инструкция:Детям предлагается 4 символа, которые надо дорисовать, чтобы получились целые образы, которые следует затем назвать. Необходимо помочь ребенку подписать рисунки, так как дети не всегда знают правильное название предмета, который изобразили.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: