Педагогический проект «Мы юные друзья природы»
Вид проекта: познавательно- творческий.
Продолжительность проекта: 1 год (январь- декабрь 2017г.)
Актуальность проекта:
Наблюдая за своими воспитанниками во время прогулок, я увидела то, что дети не обращая внимания на красоту природы: будь ли это красивая бабочка, яркий цветок, выросший на пне росток, могут пробежать мимо и не заметить чуда, которое дарит нам наша природа. И могут нарвать красивый букет из одуванчиков, а потом забыть про него совсем, увидев божью коровку, обязательно надо взять в руки, сорвать веточку для рисования на песке, не замечая того, что приносят вред природе.
Как привить детям экологическое воспитание и культуру поведения?
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего это нравственное воспитание, т.е. забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, его будущему.
В связи с этим, я разработала проект, направленный на формирование у детей познавательно-творческого, эмоционально- нравственного отношения к окружающей нас природе.
Цель: формирование у детей правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры.
Задачи:
-Формировать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
-Развивать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
-Воспитывать желание беречь природу.
-Развивать желание передавать красоту родной природы в продуктивной деятельности.
-Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ- семья.
Участники проекта: воспитанники 5-6 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-Ответственное отношение к окружающей среде.
-Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
-Бережное отношение к природе.
Родители:
-Активное участие родителей в реализации проекта.
Педагог:
-Повышение профессионализма педагога.
-Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности.
-Самореализация.
-Пополнение предметно-развивающей среды в группе.
Новизна проекта:
Для эффективного воспитательного процесса, является личностная заинтересованность и включённость детей и родителей в проектную деятельность. Используя новые, увлекательные для молодого поколения технологии, можно это обеспечить. Проект позволяет всем участникам заниматься интересным делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Проект направлен на повышение экологической культуры и грамотности всех участников.
Основные формы реализации проекта:
-анкетирование;
-чтение художественной литературы;
-интегрированные НОД;
-опытно-экспериментальная деятельность;
-игры и развлечения;
-наблюдения и экскурсии;
- работа с родителями;
-участие в акциях;
-съёмки видеороликов.
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный: определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий.
2.Основной (реализация проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта.
3.Заключительный: распространение опыта в детском саду, презентация проекта, итоги.
Этапы реализации проекта.
№п/п | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 этап- подготовительный | ||||
1. | Родительское собрание «Участвуем в проекте «Мы юные друзья природы» | Рассказать цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели, родители. | январь |
2. | Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» | Выявить знания у родителей об экологических знаниях в воспитании детей. | Воспитатели, родители. | январь |
3. | Мастер-класс для родителей «Как сделать наш город чистым» | Формирование любви к родному городу; развитие и воспитание у родителей бережного и целостного отношения к природе. | Воспитатели, родители, дети. | январь |
4. | Консультация для родителей «Экология в жизни ребёнка» | Дать знания родителям об экологическом воспитании детей. | Воспитатели, родители. | январь |
5. | Индивидуальные беседы: Участие в проекте детского сада «Лето добрых дел» | Формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе. | Воспитатели, родители. | Июнь-июль |
6. | Подбор наглядно-дидактических пособий, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Мы юные друзья природы» | Воспитатели, родители. | январь |
2 этап- основной | ||||
7. | НОД по ознакомлению с природой «Стайка снегирей на ветках рябины» | Расширять представления детей о многообразии птиц. | Воспитатель, дети. | январь |
8. | Рисование «Рябинки для снегирей» | Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность. | Воспитатель, дети. | январь |
9. | Участие в конкурсе «Зимние постройки» | Разнообразить виды детской деятельности, облагородить и украсить участок для прогулки в зимний период времени. | Воспитатель, дети. | январь |
10. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: Энциклопедия «Почему исчезают животные?». | Познакомить детей с животными красной книги, развивать их интеллектуальные способности, творчество. Развивать умение пользоваться условными обозначениями. Учить рассказывать, почему вымирают животные, применяя условные обозначения. | Воспитатель, дети. | январь |
11. | Оформление фотовыставки «Мы и братья наши меньшие» | Развитие познавательного интереса. | Воспитатель, дети, родители. | февраль |
12. | Беседа «Помогите природе» | Формировать у дошкольников знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. | Воспитатель, дети. | февраль |
13. | НОД по ознакомлению с природой «В гости к деду Природоведу» | Расширять представления детей о зимних явлениях в природе; дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. | Воспитатель, дети. | февраль |
14. | Выставка поделок на экологическую тему «Чистота природы» | Воспитание заботливого и бережного отношения к природе родного края, экологической культуры. | Воспитатель, дети, родители. | февраль |
15. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: Интерактивное окно «Как правильно?» | Формировать желание бережного отношения к природе, ко всему живому. Умение характеризовать хорошее и плохое поведение человека в природе. | Воспитатель, дети. | февраль |
16. | Участие в муниципальном конкурсе видеороликов деятельности экотеатров «Экологический серпантин» | Способствовать формированию экологического сознания и бережного отношения детей к природе. | Воспитатель, дети, родители. | март |
17. | Составление газеты «Берегите и охраняйте природу» | Способствовать формированию экологического сознания и бережного отношения детей к природе. | Родители. | март |
18. | Участие в конкурсе ДОУ «Огород на окне» | Создание благоприятных условий для воспитания экологически грамотного ребенка. | Воспитатель, дети, родители. | март |
19. | Изготовление Лэпбук «Наш огород» | Помогает детям усвоить знания о строении растения, о последовательности посадки и уходу за растениями, а также закрепить и повторить материал в игровой форме. | Воспитатель, дети. | март |
20. | НОД по ознакомлению с природой «Посадка лука» | Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения. | Воспитатель, дети. | март |
21. | Беседа «Как люди избавляются от мусора» | Рассказать о способах избавления от мусора. | Воспитатель, дети. | март |
22. | Д/и «Хорошо-плохо» | Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. | Воспитатель, дети. | март |
23. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: Игра "Кто создал: природа или человек". | Закрепить, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. | Воспитатель, дети. | март |
24. | Лаборатория «Проростание семян подсолнечника» | Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования. | Воспитатель, дети. | апрель |
25. | Акция «Птицестрой» | Воспитание чувства ответственности и желания заботы о птицах. | Воспитатель, дети, родители. | апрель |
26. | Изготовление знаков «Правила поведения в природе» | Способствовать формированию экологического сознания и бережного отношения детей к природе. | Воспитатель, дети. | апрель |
27. | Лепка из солёного теста «Птички» | Закрепить умение лепить птицу. Развивать умение передавать характерные особенности птиц. | Воспитатели, дети. | апрель |
28. | НОД по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений» | Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. | Воспитатели, дети. | апрель |
29. | НОД по художественно-эстетическому развитию «Нарисуй картину про весну» | Формировать у детей интерес к явлениям природы. Развивать стремление поделиться своими впечатлениями посредством рисунка. | Воспитатель, дети, студенты «Вольского педагогического колледжа» | апрель |
30. | «Экологическая беседа» | Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений. | Воспитатель, дети. | апрель |
31. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: «Экологические знаки» | Закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков. | Воспитатель, дети. | апрель |
32. | Выставка рисунков «Год экологии» | Повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, детей и родителей. | Воспитатель, дети. | май |
33. | Изготовление «Икебана»на праздник «Троица» | Расширять представления детей о православных праздниках; воспитывать уважение к русской природе, любовь к Родине. | Воспитатель, родители. | май |
34. | НОД по ознакомлению с природой «В гости к хозяйке луга» | Расширить представления детей о разнообразии насекомых; формировать бережное отношение к окружающей природе. | Воспитатель, дети. | май |
35. | Субботник на участке ДОУ | Сделать наш детский сад более чистым, благоустроенным. | Воспитатель, родители, дети. | май |
36. | НОД на тему: Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей и раздаточными картинками «Лесная полянка» | Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании. Расширять представление об окружающем мире. | Воспитатель, дети, педагоги ДОУ. | май |
37. | Участие в 3 международном экологическом онлайн-конкурсе детского творчества «ЭКО 2017. Моя Планета» | Привлечение внимания детей и взрослых к проблемам сохранения и бережного отношения к дикой природе, животному и растительному миру. | Воспитатель, дети. | май |
38. | Беседа «Поможем природе» | Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природе, вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнения некоторых мероприятий по оказанию помощи природе. | Воспитатель, дети. | май |
39. | НОД по ознакомлению с природой «Экологическая тропа весной» | Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | Воспитатель, дети. | май |
40. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: Д/и «Переработка мусора» | Познакомить детей с проблемой загрязнения Земли бытовыми отходами, со способами их переработки и вторичного использования. | Воспитатель, дети. | май |
41. | Чтение худ.литературы: Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»;И. Тютчев «Зима недаром злится»;С. Маршак «Круглый год»; Г. Скребицкий «Апрель»; В. Бианки «Три весны». | Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Воспитатель, дети. | март-май |
42. | П/и «Дед Мазай и зайцы» | На примере литературного героя учить детей заботиться о животных, воспитывать желание помогать беззащитным; развивать ловкость, быстроту, координацию движений. | Воспитатель, дети. | май |
43. | Посадка огорода на участке ДОУ. | Является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства. | Воспитатель, дети. | июнь |
44. | Участие в региональном онлайн -конкурсе ГАУДПО «СОИРО» эколого- краеведческой направленности «Сохраним Саратовский край» | Привлечение внимания взрослых к проблеме экологического воспитания детей, формирования экологического мировоззрения у дошкольников, повышения их экологической культуры. | Воспитатель. | июнь |
45. | Рисование «Цветы на полянке» | Воспитывать у детей эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира. | Воспитатель, дети. | июнь |
46. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: Интерактивные окошки "От чего планета радуется - от чего грустит". | Формировать представление детей старшего дошкольного возраста об источниках возникновения мусора, о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека. | Воспитатель, дети. | июнь |
47. | Музыкально-дидактическая игра «Угадай какая птица поёт? | Умение определять по звуковой записи голоса птиц. Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. | Воспитатель, дети. | июнь |
48. | П/и «Ястреб и ласточка» | Развивать внимание, быстроту реакции; повышать познавательный интерес, познакомить с поведением птиц в природе. | Воспитатель, дети. | июнь |
49. | Развлечение «Цветочный переполох» | Расширять знания детей об окружающем мире, объектах живой и неживой природы, желание прийти на помощь, прививать любовь и бережное отношение к природе. | Воспитатели, дети. | июль |
50. | Игра-драматизация по сказке «Репка» | Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительность движения со словами. | Воспитатели, дети. | июль |
51. | Лепка «Ромашки», «Ягодки», «Бабочки –красавицы» | Прививать интерес к окружающей среде, красоте с помощью изо деятельности. | Воспитатели, дети. | июль |
52. | Д/и «Растения леса, сада, огорода» с мячом | Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода. | Воспитатель, дети. | июль |
53. | П/и «Цветы» | Называть и различать цветы. Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой. | Воспитатель, дети. | июль |
54. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: Лото «Сортировка» | Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены. | Воспитатель, дети. | июль |
55. | Лепка из солёного теста «Гусеницы», «Малинки» | Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник ручного труда. Воспитывать бережное отношение к природе. | Воспитатель, дети. | август |
56. | Игра-драматизация по сказке «Пых» | Развивать наблюдательность и умение подражать движениям героев. | Воспитатель, дети. | август |
57. | Выставка детских рисунков «Весёлое лето» | Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на красоту окружающего мира. | Воспитатель, дети. | август |
58. | Лепка «Огород» | Воспитывать уважительное и заботливое отношение к объектам природы; вызвать эмоциональный отклик и желание создавать красивое своими руками. | Воспитатель, дети. | август |
59. | Рисование на камушках «Жучки» | Освоение различных видов изобразительной деятельности в технике -рисование на природном материале. | Воспитатель, дети. | август |
60. | Аппликация «Лягушата» | Учить детей создавать пейзажную композицию, воспитывать интерес к природе. | Воспитатель, дети. | август |
61. | Экологическая игра с мячом «Я знаю…» | Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку. | Воспитатель, дети. | август |
62. | Сюжетно-ролевая игра «Отдых в лесу» | Знакомит детей с правилами поведения в лесу, отражает отдых людей на природе. | Воспитатель, дети. | август |
63. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: «Пищевые цепочки» | Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу, применять уже имеющиеся знания, учить составлять правильные пищевые цепочки. | Воспитатель, дети. | август |
64. | Чтение худ.литературы: Е. Благинина «Одуванчик»; А.К. Толстой «Колокольчики»; В. Катаев «Цветик-семицветик». | Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Воспитатель, дети. | Июнь-август |
65. | Лепка из солёного теста «Овощи», «Грибы» | Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник ручного труда. Воспитывать бережное отношение к природе. | Воспитатель, дети. | сентябрь |
66. | П/и «Пожар» | Развивать скорость двигательной реакции, ориентирования в пространстве, знакомить детей с правилами обращения с огнем в лесу; акцентировать внимание на наносимый пожаром непоправимый вред всему живому. | Воспитатель, дети. | сентябрь |
67. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: «Театр» | Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность. | Воспитатели, дети. | сентябрь |
68. | Викторина «Друзья природы» | Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры. | Воспитатели, дети. | октябрь |
69. | НОД по экологическому воспитанию «Кто в лесу живёт? | Формирование экологических представлений. | Воспитатель, дети, студенты «Вольского педагогического колледжа» | октябрь |
70. | Посещение Вольского музея природы «Выставка бабочек» | Знакомство с музеем, иметь представление о разновидностях бабочек, их приспособлению к среде обитания. | Воспитатель, дети, родители. | октябрь |
71. | Лепка из солёного теста «Листочки» | Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник ручного труда. Воспитывать бережное отношение к природе. | Воспитатель, дети. | октябрь |
72. | Д/и «Перелёт птиц» | Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц. Закреплять понятие «зимующие», «перелётные». | Воспитатель, дети | октябрь |
73. | П/и «Сокол и лиса» | Расширять знания детей о диком животном и хищной птице. Умение быстро действовать по сигналу ведущего. | Воспитатель, дети. | октябрь |
74. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: «Экологические раскраски» | формировать необходимые изобразительные навыки для передачи особенностей растительного мира. | Воспитатель, дети. | ноябрь |
75. | Конкурс стихов на тему: «Природа родного края» | Воспитывать нравственно – патриотические чувства и любовь к родной природе; | Воспитатели, дети. | ноябрь |
76. | Беседа «Где живут капли воды в детском саду?» | Развить положительные эмоции по отношению к природе. | Воспитатели, дети. | ноябрь |
77. | Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии» | Формирование патриотического воспитания, любви к родному краю, окружающей нас природе. | Воспитатель, дети, родители. | ноябрь |
78. | Участие в региональном экологическом онлайн- конкурсе «ЭКО-DRIVE» в номинации флэшмоб. | Формировать умение ценить красоту природы родного края, используя информационные средства. | Воспитатель, дети. | ноябрь |
79. | Д/и «Кто где живёт?» | Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта. | Воспитатель, дети. | ноябрь |
80. | Чтение худ.литературы: И Токмакова «Деревья»; К. Ушинский «Спор деревьев»; А. Плещеев «Ель»; А. Фет «Осень»; Г. Скребицкий «Осень»; К. Ушинский «Четыре желания»; А. Пушкин «Осень». | Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Воспитатель, дети. | сентябрь-ноябрь |
81. | Участие в муниципальном конкурсе «Лэпбук» по теме «Чистая Земля» | Обобщение и распространение опыта работы педагогов по внедрению инновационных технологий. | Воспитатель. | декабрь |
82. | Д/и «Времена года» | Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе. | Воспитатель, дети. | декабрь |
83. | Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» | Расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах. | Воспитатель, дети. | декабрь |
84. | Участие в международной онлайн- викторине «Я люблю природу» | Привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. | Дети, родители. | декабрь |
85. | Дидактическое пособие лэпбук «Экология»: «Экологические сказки» | в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. После чтения сказок или вовремя, детям могут даваться задания: придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т.д. | Воспитатель, дети. | декабрь |
86. | Лепка из солёного теста «Ёлочки» | Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник ручного труда. Воспитывать бережное отношение к природе. | Воспитатель, дети. | декабрь |
87. | Акция в ДОУ «Ёлочка, зелёная иголочка» | Формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. | Воспитатель, дети, родители. | декабрь |
88. | Чтение худ.литературы: А.К. Толстой «Белка и волк»; Р.н.с. «Заюшкина избушка»; Г. Снегирев «След оленя»; р.н.с. «Заяц-хваста»; И. Соколов – Микитов «Год в лесу» (гл.: «Белка», «Медвежья семья»; Р.н.с. «Зимовье». | Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Воспитатели, дети. | декабрь |
3 этап- заключительный | ||||
89. | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Воспитатель | Декабрь | |
90. | Показ презентации по реализации проекта «Мы- друзья природы» для педагогов в ДОУ. | Повышение профессионализма. | Воспитатели | Декабрь |
91. | Итоги реализации проекта. | Воспитатель | Декабрь |
По реализации проекта «Мы- друзья природы» были получены следующие результаты:
В ходе работы над проектом участники получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к окружающему миру.
Совместная деятельность помогла родителям освоить педагогические приёмы, необходимые в семье по экологическому воспитанию.
Данный проект считаю полностью реализованным.
В ходе проекта, мы совместно участвовали в конкурсах: конкурс ДОУ «Огород на окне»- 2 место; муниципальный конкурс видеороликов деятельности экотеатров «Экологический серпантин» среди педагогов ДОУ- 2 место; муниципальный конкурс на лучшую разработку дидактического средства обучения в технологии «Лэпбук» по теме «Чистая Земля» среди ДОУ- участие;региональный экологический онлайн- конкурс «ЭКО- DRIVE» видеороликов в номинации Флэшмоб «Берегите свой регион, для тебя любимый он!»- 3 место; региональный онлайн- конкурс методических разработок эколого-краеведческой направленности «Сохраним Саратовский край»- участие; Международный экологический онлайн- кнокурс детского творчества «ЭКО 2017. Моя Планета»- участие; Международная онлайн –викторина «Я люблю природу»- 1 место
Используемые интернет источники:
-https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskaja-beseda.html
-https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/01/07/tsikl-ekologicheskih-besed
Используемая литература:
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
Сборник методических разработок «Педагогический опыт» -Саратов: Сарат. Обл. отделение общественной организации «Педагогическое общество России».- 2016- 299с.
«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (Пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 3-е изд, М.:Мозаика- Синтез, 2014.- 368 с.
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.:Мозаика – Синтез, 2015. – 112с.
Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Старшая группа». - М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 114 с.