Почему «Исследователь»?
Система летнего оздоровления школьников может предложить много вариантов лагерей, в которых подростки могут отдохнуть и с пользой провести время. Это и пришкольные лагеря с дневным пребыванием, и стационарные оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием, и лагеря труда и отдыха. Так чем же все-таки привлекает ребят профильный экологический палаточный лагерь «Исследователь»?
В первую очередь это возможность заниматься любимым делом, совершенствуя свои знания и навыки под руководством опытных педагогов. Ведь ребята, приехавшие в лагерь уже давно определились с тем, что биология занимает одно из важных мест в их жизни. В лагере «Исследователь» каждый ребенок может выбрать направление, которое ему больше всего по душе – ботанику, зоологию, гидробиологию. Ежедневно ребята отправляются в путешествие в мир природы, где знакомятся с видами животных и растений, обитающих в Беларуси, исследуют последствия воздействия человека на окружающую среду и учатся их охранять.
Во-вторых, это возможность провести время с пользой для собственного здоровья. Активный отдых на свежем воздухе способствует укреплению иммунитета, здоровое сбалансированное питание позволяет ребятам чувствовать себя бодрыми и веселыми. Одним из плюсов палаточных лагерей является отсутствие телевизоров и компьютеров. Таким образом, дети понимают, что можно заняться многими интересными делами, не имея рядом своих гаджетов.
В-третьих, это возможность научиться чему-то новому. Палаточный лагерь не только предназначен для учебы или отдыха ребят, но и служит местом для приобретения определенных навыков, которые пригодятся в дальнейшей жизни.Конечно же, педагоги строго следят за дисциплиной и безопасностью детей, но обслуживать ребенок должен себя самостоятельно.Приезжая в лагерь многие подростки не умеют стирать свои вещи, не могут совершить элементарные действия на кухне. В лагере ребята за несколько дней понимают, что мамы рядом нет, и начинают ухаживать за собой самостоятельно. Таким образом, ответственность за себя возрастает в несколько раз за одну смену пребывания на природе. Дети убирают в своих палатках и вокруг них. Также они учатся находить общий язык в коллективе с другими ребятами, независимо от характера и привычек каждого.
В-четвертых, это возможность весело и с пользой провести время. В лагере школьников ждет много интересных культурно-досуговых мероприятий. Своеобразным брендом «Исследователя» стали «Эко-брейн-шоу». «Лесная мафия», «Зоологические миниатюры», «Ботанические данетки», и, конечно же «Ночное ориентирование». Ну, а на итоговой конференции ребятам предоставляется возможность выступить в роли настоящих ученых и рассказать об своих исследованиях своим сверстникам.
Актуальность:
Экологическое образование школьников – важнейшее направление, нашедшее отражение в Кодексе об образовании Республики Беларусь и в Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016 - 2020 гг. Профильный экологический лагерь «Исследователь» создает условия для получения глубоких знаний в области экологии и биологии, формирования экологического мировоззрения и активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Находясь на оздоровлении в лагере подростки знакомятся с принципами и методами экологического исследования, получают опыт самостоятельной природоохранной деятельности и наблюдений в природе. Участие в лагере оказывает большой вклад в формирование профессиональных предпочтений школьников, что положительно влияет на осознанный выбор профессии в будущем. Большинство ребят, прошедших профильные лагеря Гомельского областного эколого-биологического центра детей и молодёжи впоследствии выбирают профессии, связанные с биологией, медициной, сельским и лесным хозяйством.
Оригинальность:
Программа «Исследователя» - это уникальный симбиоз детского оздоровительного лагеря и научной экспедиции. Выполняя работу по заданиям ученых юные экологи осознают ценность получаемых ими данных и вносят свой маленький вклад в развитие белорусской науки.
Системность:
Лагерь «Исследователь» входит в структуру объединения по интересам заочной формы обучения «Экошкола» и является итогом первого года обучения в данном объединении. Во время работы лагеря школьники осваивают практический блок программы и собирают материал для написания учебной исследовательской работы по выбранной тематике. Работа защищается на итоговой конференции в присутствии научных руководителей и ученых ГГУ им. Ф. Скорины. Для большинства из них это первый подобный опыт, который позволяет участвовать в конкурсах исследовательских работ, слетах, конференциях и занимать там призовые места. Выпускники «Исследователя» неоднократно являлись призерами республиканского конкурса работ/ проектов учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи (биолого-экологического направления), а также конкурсов и конференций, проводимых в Санкт-Петербурге, Брянске, Калининграде.
Структура лагеря:
Работа в лагере осуществляется по бригадному принципу – все учащиеся делятся на 3 бригады: «ботаники», «зоологи», «гидробиологи». За каждой бригадой на постоянной основе закреплены воспитатель и научный консультант из числа сотрудников УО «ГГОЭБЦДиМ» (могут сменять друг друга в процессе работы лагеря в соответствии с графиком). Также к работе в лагере привлекаются научные консультанты из высших учебных заведений и научных учреждений, которые приезжают 1-2 раза в смену для проведения экскурсий, консультаций, участия в работе итоговой конференции.
Бригадир (старший в бригаде) назначается из числа учащихся. Функция бригадира – распределение обязанностей внутри бригады, контроль за качеством выполнения заданий.
Начальник лагеря Хлебин Р.Ф |
Воспитатель Насиковская О.В |
Воспитатель Корбут Т.Л. |
Научный консультант по геоботанике и почвоведению Соколов А.С. (ГГУ им.Ф.Скорины) |
Научный консультант по зоологии Сапрыкин С.А. (УО «ГГОЭБЦДиМ») |
Бригада «Ботаники» |
Бригада «Гидробиологи» |
Бригада «Зоологи» |
Консультант по орнитологии Горошко З.А. (ОО «Ахова птушак Бацькаушчыны») |
Консультант по хироптериологии Влащенко А.С. Харьковский национальный университет им.Каразина, (Украина) |
Режим дня
Время | Мероприятие |
8:00 | Подъем |
8:00-9:00 | Личное время. Гигиенические процедуры |
9:00-9:30 | «Совет бригад» |
9:30-10:00 | Завтрак |
10:00-14:00 | Общие учебные занятия (лекции, экскурсии) Воспитательные мероприятия |
14:00-14:30 | Обед |
14:30-15:45 | Дневной сон |
15:45-16:00 | Полудник |
16:30-18:30 | Полевые практические занятия (по бригадам) |
18:30-19:00 | Ужин |
19:00-20:30 | Камеральные практические занятия (по бригадам) |
20:30-21:30 | Культурно-досуговые мероприятия |
21:30-21:45 | Личное время. Гигиенические процедуры |
21:45-22:00 | Подготовка ко сну, отбой |
План учебной деятельности:
Учебная деятельность – основной вид деятельности в профильном лагере. Ежедневно в первой половине дня ребята посещают лекции научных консультантов и увлекательные экскурсии, а после обеда занимаются экологическими исследованиями по выбранному направлению.
День | Теоретические занятия | Практические занятия учебных бригад | ||
Секция «Ботаника и почвоведение» Корбут Т.Л., Сапрыкин С.А. | Секция «Зоология» Соколов А.С. Насиковская О.В. | Секция «Гидробиология» Хлебин Р.Ф. | ||
1 день | Распределение по бригадам. Инструктаж по т/б. | Методы и оборудование для геоботанических исследований. | Методы и оборудование для зоологических исследований. | Методы и оборудование для гидробиологических исследований. |
2 день | Понятие об экологических исследованиях. Выбор точек наблюдения и программа работ на них. Полевые методы описания расти-тельности. Соколов А.С. | Экосистема соснового леса. Методы камеральной обработки полевого материала. Работа с определителями. | Систематика насекомых. Правила пользования определителем насекомых. Насекомые леса. Энтомологическое оборудование. Правила пользования энтомологическим оборудованием. | Вода как среда жизни. Экологические группы водных организмов. Приборы для проведения гидробиологических исследований. Определение водных организмов. |
3 день | Методы энтомологических исследований. Выбор точек наблюдения, заложение учетных площадей. Корбут Т.Л. | Экосистема луга. Геоботанические исследования луга. Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями. | Энтомофауна луговых экосистем. Почвенная мезофауна. Определение насекомых. Работа с коллекциями. | Физико-географическая характеристика места исследования. Физико-химические характеристики водоемов. Определение содержания кислорода в воде по Винклеру. |
4 день | Экскурсия: Птицы лесов. Методы учета птиц различных местообитани. Горошко З.А | Экосистемы антропогенно нарушенных территорий. Геоботанические исследования. Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями. | Энтомофауна антропогенно нарушенных территорий. Определение насекомых. Работа с коллекциями. | Методы сбора макрозообентоса. Отбор бентосных проб. Заполнение бланков гидробиологи-ческих наблюдений. |
5 день | Полевые методы гидробио-логических исследований. Изучение планктонных и бентосных сообществ. Хлебин Р.Ф. | Растительность влажных местообитаний. Водная растительность. Камеральная обработка полевого материала. | Энтомофауна водоемов и прибрежных территорий. Амфибиотические насекомые. Определение насекомых. Работа с коллекциями. | Методы сбора планктона. Отбор планктонных проб. Заполнение бланков гидробиологи-ческих наблюдений. |
6 день | Мини-экспедиция: Природные и искусственные экосистемы поймы реки Сож. Хлебин Р.Ф. Сапрыкин С.А. | Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями. | Определение насекомых. Работа с коллекциями. | Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями. |
7 день | Полевое изучение животных. Маршрутные учеты позвоночных. Методы морфометрического изучения животных. Сапрыкин С.А. Экскурсия: Методы хироптериологических исследований. Наблюдения и учеты ночных рукокрылых Влащенко А.С. | Почвенные исследования в лесной и луговой экосистемах. Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями. | Методика зоологических исследований позвоночных. Исследования мышевидных грызунов и рукокрылых. Отлов и определение ночных рукокрылых. | Отбор бентосных и планктонных проб на разных участках реки Терюха. Заполнение бланков гидробиологи-ческих наблюдений. Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями. |
8 день | Методика почвенных исследований. Техника заложения и описания почвенного разреза. Почвообразовательные процессы. Насиковская О.В. | Подготовка к итоговой конференции. | Подготовка к итоговой конференции. | Подготовка к итоговой конференции. |
9 день | Итоговая конференция «Человек и экосистема» |
План воспитательной работы и досуговой деятельности:
День | Тематика дня | Воспитательные мероприятия | Культурно-досуговые мероприятия |
1 день | День знакомств | Торжественная линейка открытия лагеря | Игры на знакомство и сплочение коллектива («Выбери напарника», «Мы идем в поход», «Гостиница», «Полет на Марс») |
2 день | День геоботаника | Информ-дайджест «По страницам Красной книги: растения» Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни!» | Игра «Ботанические данетки» |
3 день | День энтомолога | Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой. Дискуссия «Куда исчезает вода?» | Игра «Лесная мафия» |
4 день | День орнитолога | Информ-дайджест «По страницам Красной книги: птицы» День добрых пожеланий с «Голубиной почтой» | Игра «Крокодил» (зоологические миниатюры) |
5 день | День гидробиолога | Экодесант «Чистый берег Терюхи!» | Деловая игра «Правила рыболовства» |
6 день | День путешественника | Информ-дайджест «По страницам Красной книги: звери» Конкурс туристской песни «Вместе весело шагать!» | Интеллектуальная игра «Эко-брейн-шоу» |
7 день | День хироптериолога | Праздник у ночного костра «Где Купала ночевала!» | Игра «Летучая мышь и мотылек». Спортивная игра «Ночное ориентирование» |
8 день | День почвоведа | Беседа «День когда началась война». Посещение мемориала погибшим землякам в д.Терюха. | Вечер песни у костра. Прощальная дискотека. |
9 день | День эколога | Торжественная линейка закрытия лагеря |
День 1: День знакомств
День 2: День ботаника
День 3: день энтомолога
День 4: день орнитолога
День 5: день гидробиолога