День 5: день гидробиолога




Почему «Исследователь»?

Система летнего оздоровления школьников может предложить много вариантов лагерей, в которых подростки могут отдохнуть и с пользой провести время. Это и пришкольные лагеря с дневным пребыванием, и стационарные оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием, и лагеря труда и отдыха. Так чем же все-таки привлекает ребят профильный экологический палаточный лагерь «Исследователь»?

В первую очередь это возможность заниматься любимым делом, совершенствуя свои знания и навыки под руководством опытных педагогов. Ведь ребята, приехавшие в лагерь уже давно определились с тем, что биология занимает одно из важных мест в их жизни. В лагере «Исследователь» каждый ребенок может выбрать направление, которое ему больше всего по душе – ботанику, зоологию, гидробиологию. Ежедневно ребята отправляются в путешествие в мир природы, где знакомятся с видами животных и растений, обитающих в Беларуси, исследуют последствия воздействия человека на окружающую среду и учатся их охранять.

Во-вторых, это возможность провести время с пользой для собственного здоровья. Активный отдых на свежем воздухе способствует укреплению иммунитета, здоровое сбалансированное питание позволяет ребятам чувствовать себя бодрыми и веселыми. Одним из плюсов палаточных лагерей является отсутствие телевизоров и компьютеров. Таким образом, дети понимают, что можно заняться многими интересными делами, не имея рядом своих гаджетов.

В-третьих, это возможность научиться чему-то новому. Палаточный лагерь не только предназначен для учебы или отдыха ребят, но и служит местом для приобретения определенных навыков, которые пригодятся в дальнейшей жизни.Конечно же, педагоги строго следят за дисциплиной и безопасностью детей, но обслуживать ребенок должен себя самостоятельно.Приезжая в лагерь многие подростки не умеют стирать свои вещи, не могут совершить элементарные действия на кухне. В лагере ребята за несколько дней понимают, что мамы рядом нет, и начинают ухаживать за собой самостоятельно. Таким образом, ответственность за себя возрастает в несколько раз за одну смену пребывания на природе. Дети убирают в своих палатках и вокруг них. Также они учатся находить общий язык в коллективе с другими ребятами, независимо от характера и привычек каждого.

В-четвертых, это возможность весело и с пользой провести время. В лагере школьников ждет много интересных культурно-досуговых мероприятий. Своеобразным брендом «Исследователя» стали «Эко-брейн-шоу». «Лесная мафия», «Зоологические миниатюры», «Ботанические данетки», и, конечно же «Ночное ориентирование». Ну, а на итоговой конференции ребятам предоставляется возможность выступить в роли настоящих ученых и рассказать об своих исследованиях своим сверстникам.

Актуальность:

Экологическое образование школьников – важнейшее направление, нашедшее отражение в Кодексе об образовании Республики Беларусь и в Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016 - 2020 гг. Профильный экологический лагерь «Исследователь» создает условия для получения глубоких знаний в области экологии и биологии, формирования экологического мировоззрения и активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Находясь на оздоровлении в лагере подростки знакомятся с принципами и методами экологического исследования, получают опыт самостоятельной природоохранной деятельности и наблюдений в природе. Участие в лагере оказывает большой вклад в формирование профессиональных предпочтений школьников, что положительно влияет на осознанный выбор профессии в будущем. Большинство ребят, прошедших профильные лагеря Гомельского областного эколого-биологического центра детей и молодёжи впоследствии выбирают профессии, связанные с биологией, медициной, сельским и лесным хозяйством.

Оригинальность:

Программа «Исследователя» - это уникальный симбиоз детского оздоровительного лагеря и научной экспедиции. Выполняя работу по заданиям ученых юные экологи осознают ценность получаемых ими данных и вносят свой маленький вклад в развитие белорусской науки.

Системность:

Лагерь «Исследователь» входит в структуру объединения по интересам заочной формы обучения «Экошкола» и является итогом первого года обучения в данном объединении. Во время работы лагеря школьники осваивают практический блок программы и собирают материал для написания учебной исследовательской работы по выбранной тематике. Работа защищается на итоговой конференции в присутствии научных руководителей и ученых ГГУ им. Ф. Скорины. Для большинства из них это первый подобный опыт, который позволяет участвовать в конкурсах исследовательских работ, слетах, конференциях и занимать там призовые места. Выпускники «Исследователя» неоднократно являлись призерами республиканского конкурса работ/ проектов учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи (биолого-экологического направления), а также конкурсов и конференций, проводимых в Санкт-Петербурге, Брянске, Калининграде.

Структура лагеря:

Работа в лагере осуществляется по бригадному принципу – все учащиеся делятся на 3 бригады: «ботаники», «зоологи», «гидробиологи». За каждой бригадой на постоянной основе закреплены воспитатель и научный консультант из числа сотрудников УО «ГГОЭБЦДиМ» (могут сменять друг друга в процессе работы лагеря в соответствии с графиком). Также к работе в лагере привлекаются научные консультанты из высших учебных заведений и научных учреждений, которые приезжают 1-2 раза в смену для проведения экскурсий, консультаций, участия в работе итоговой конференции.

Бригадир (старший в бригаде) назначается из числа учащихся. Функция бригадира – распределение обязанностей внутри бригады, контроль за качеством выполнения заданий.

Начальник лагеря Хлебин Р.Ф
Дежурство по лагерю может быть организовано как по бригадному принципу, так и по палаткам.

Воспитатель Насиковская О.В
Воспитатель Корбут Т.Л.


Научный консультант по геоботанике и почвоведению Соколов А.С. (ГГУ им.Ф.Скорины)  
Научный консультант по зоологии Сапрыкин С.А. (УО «ГГОЭБЦДиМ»)  


Бригада «Ботаники»  
Бригада «Гидробиологи»  
Бригада «Зоологи»  


Консультант по орнитологии Горошко З.А. (ОО «Ахова птушак Бацькаушчыны»)
Приглашенные консультанты

Консультант по хироптериологии Влащенко А.С. Харьковский национальный университет им.Каразина, (Украина)

Режим дня

Время Мероприятие
8:00 Подъем
8:00-9:00 Личное время. Гигиенические процедуры
9:00-9:30 «Совет бригад»
9:30-10:00 Завтрак
10:00-14:00 Общие учебные занятия (лекции, экскурсии) Воспитательные мероприятия
14:00-14:30 Обед
14:30-15:45 Дневной сон
15:45-16:00 Полудник
16:30-18:30 Полевые практические занятия (по бригадам)
18:30-19:00 Ужин
19:00-20:30 Камеральные практические занятия (по бригадам)
20:30-21:30 Культурно-досуговые мероприятия
21:30-21:45 Личное время. Гигиенические процедуры
21:45-22:00 Подготовка ко сну, отбой

План учебной деятельности:

Учебная деятельность – основной вид деятельности в профильном лагере. Ежедневно в первой половине дня ребята посещают лекции научных консультантов и увлекательные экскурсии, а после обеда занимаются экологическими исследованиями по выбранному направлению.

День Теоретические занятия Практические занятия учебных бригад
Секция «Ботаника и почвоведение» Корбут Т.Л., Сапрыкин С.А. Секция «Зоология» Соколов А.С. Насиковская О.В. Секция «Гидробиология» Хлебин Р.Ф.
1 день Распределение по бригадам. Инструктаж по т/б. Методы и оборудование для геоботанических исследований. Методы и оборудование для зоологических исследований. Методы и оборудование для гидробиологических исследований.
2 день Понятие об экологических исследованиях. Выбор точек наблюдения и программа работ на них. Полевые методы описания расти-тельности. Соколов А.С. Экосистема соснового леса. Методы камеральной обработки полевого материала. Работа с определителями. Систематика насекомых. Правила пользования определителем насекомых. Насекомые леса. Энтомологическое оборудование. Правила пользования энтомологическим оборудованием. Вода как среда жизни. Экологические группы водных организмов. Приборы для проведения гидробиологических исследований. Определение водных организмов.
3 день Методы энтомологических исследований. Выбор точек наблюдения, заложение учетных площадей. Корбут Т.Л. Экосистема луга. Геоботанические исследования луга. Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями. Энтомофауна луговых экосистем. Почвенная мезофауна. Определение насекомых. Работа с коллекциями. Физико-географическая характеристика места исследования. Физико-химические характеристики водоемов. Определение содержания кислорода в воде по Винклеру.
4 день Экскурсия: Птицы лесов. Методы учета птиц различных местообитани. Горошко З.А Экосистемы антропогенно нарушенных территорий. Геоботанические исследования. Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями. Энтомофауна антропогенно нарушенных территорий. Определение насекомых. Работа с коллекциями. Методы сбора макрозообентоса. Отбор бентосных проб. Заполнение бланков гидробиологи-ческих наблюдений.
5 день Полевые методы гидробио-логических исследований. Изучение планктонных и бентосных сообществ. Хлебин Р.Ф. Растительность влажных местообитаний. Водная растительность. Камеральная обработка полевого материала. Энтомофауна водоемов и прибрежных территорий. Амфибиотические насекомые. Определение насекомых. Работа с коллекциями. Методы сбора планктона. Отбор планктонных проб. Заполнение бланков гидробиологи-ческих наблюдений.
6 день Мини-экспедиция: Природные и искусственные экосистемы поймы реки Сож. Хлебин Р.Ф. Сапрыкин С.А. Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями. Определение насекомых. Работа с коллекциями. Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями.
7 день Полевое изучение животных. Маршрутные учеты позвоночных. Методы морфометрического изучения животных. Сапрыкин С.А. Экскурсия: Методы хироптериологических исследований. Наблюдения и учеты ночных рукокрылых Влащенко А.С. Почвенные исследования в лесной и луговой экосистемах. Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями. Методика зоологических исследований позвоночных. Исследования мышевидных грызунов и рукокрылых. Отлов и определение ночных рукокрылых. Отбор бентосных и планктонных проб на разных участках реки Терюха. Заполнение бланков гидробиологи-ческих наблюдений. Камеральная обработка полевого материала. Работа с определителями.
8 день Методика почвенных исследований. Техника заложения и описания почвенного разреза. Почвообразовательные процессы. Насиковская О.В. Подготовка к итоговой конференции. Подготовка к итоговой конференции. Подготовка к итоговой конференции.
9 день Итоговая конференция «Человек и экосистема»      

План воспитательной работы и досуговой деятельности:

День Тематика дня Воспитательные мероприятия Культурно-досуговые мероприятия
1 день День знакомств Торжественная линейка открытия лагеря Игры на знакомство и сплочение коллектива («Выбери напарника», «Мы идем в поход», «Гостиница», «Полет на Марс»)
2 день День геоботаника Информ-дайджест «По страницам Красной книги: растения» Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни!» Игра «Ботанические данетки»
3 день День энтомолога Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой. Дискуссия «Куда исчезает вода?» Игра «Лесная мафия»
4 день День орнитолога Информ-дайджест «По страницам Красной книги: птицы» День добрых пожеланий с «Голубиной почтой» Игра «Крокодил» (зоологические миниатюры)
5 день День гидробиолога Экодесант «Чистый берег Терюхи!» Деловая игра «Правила рыболовства»
6 день День путешественника Информ-дайджест «По страницам Красной книги: звери» Конкурс туристской песни «Вместе весело шагать!» Интеллектуальная игра «Эко-брейн-шоу»
7 день День хироптериолога Праздник у ночного костра «Где Купала ночевала!» Игра «Летучая мышь и мотылек». Спортивная игра «Ночное ориентирование»
8 день День почвоведа Беседа «День когда началась война». Посещение мемориала погибшим землякам в д.Терюха. Вечер песни у костра. Прощальная дискотека.
9 день День эколога Торжественная линейка закрытия лагеря  

День 1: День знакомств

День 2: День ботаника

День 3: день энтомолога

 

День 4: день орнитолога

День 5: день гидробиолога



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: