Краткий справочник детской агрессивности




Как общаться с агрессивными и гаперактивными детьми.

Агрессия — это норма или отклонение?

С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается она и у детей. Во всяком случае, сталкиваемся мы с такими проявлениями все чаще. Что же это такое?

Вначале надо осознать, что агрессия может быть доброкачественной и злокачественной. В первом случае она оправдана действиями окружающих: ребенок или подросток ведет себя агрессивно, потому что он защищается. Во втором — внешних оснований для такого поведения нет. Поведение ребенка (да и взрослого) в первой ситуации может быть оправдано обстоятельствами (не было другого способа защитить себя или своих близких, свое имущество). Но дети и подростки обладают меньшим опытом и потому часто принимают обычную ситуацию за опасную, экстренную. Кроме того, у них меньше навыков «разруливать» ситуации. Нужно целенаправленно учить детей договариваться друг с другом с раннего возраста.

Совсем другое дело — агрессия злокачественная. Здесь причины могут быть разные, в том числе и различные отклонения. Во всяком случае, такой ребенок обязательно должен быть осмотрен психологом. Поведение может объясняться каким-либо заболеванием, которое лучше выявить на ранней стадии.

В целом, выделяют несколько причин агрессивного поведения

· огрехи воспитания в семье и (или) в школе;

· ухудшение социальной обстановки в стране (взрослые невольно транслируют на детей свои страхи, беспокойство, недовольство жизнью, неуверенность в будущем и прочее);

· возросшее число патологий, осложненные роды;

· популярные модели поведения, предлагаемые киноиндустрией и компьютерными играми.

-Агрессия может быть физической (драка и т.п.)

-словесной (крик, визг, оскорбления)

-это может быть обида, раздражительность, негативизм и тому подобные проявления.

-При этом ребенок может считать себя правым, так как «весь мир против него», а может раскаиваться и испытывать угрызения совести;

- наконец, он может сознательно выбирать такую модель поведения для того, чтобы добиться лидерства в компании или причинить вред окружающим из-за своих деструктивных убеждений.

Ребенок повел себя агрессивно: что делать?

Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение дошкольника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после занятия, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.

Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации. Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…»), выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое.

Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».

Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму: «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно!) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.

По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.

Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.

Краткий справочник детской агрессивности

Причина Поведение Что делать
Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе) Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил
Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования) Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира
Демонстративность (дефицит внимания и любви) Поведение рассчитано на зрителя По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью
Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка)   Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.) Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста
Заниженная самооценка(ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований) Вспыльчивость, обидчивость Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя
Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности») Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра

Чего нельзя делать?

Вот список того, что нельзя ни в коем случае позволять себе, общаясь с агрессивным ребенком или подростком.

· Нельзя «заражаться» агрессией от дошкольника: кричать, угрожать, принимать агрессивные позы, говорить сквозь зубы; наверное, нет смысла напоминать, что рукоприкладство и оскорбления недопустимы.

· Не стоит переходить на издевательский или насмешливый тон, демонстрировать пренебрежение, допускать сарказм и унижения, высмеивать или передразнивать.

· Абсолютно бессмысленно читать нотации — ребенок их не слышит и не слушает; впрочем, и угрозы наказания не помогут, лишь еще больше обозлят школьника и придадут ему ореол героя в глазах некоторых его приятелей.

· Не надо вовлекать в конфликт тех, кто в него пока не вовлечен, апеллировать к мнению других детей, сравнивать агрессивного дошкольника с ними.

· Не дадут положительного результата и попытки давить своим авторитетом («Пока что я здесь учитель, как сказал, так и будет!»), резкие приказы, невыполнимые требования, бескомпромиссность; попытка подкупа только ухудшит положение.

Общаться с агрессивным ребенком трудно, корректировать его поведение — длительная и нелегкая задача, но она по плечу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: