Основы системы физического воспитания
Основы системы физического воспитания | Краткая характеристика |
1. Мировоззренческие основы | Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности. |
2.Теоретико - методические основы | Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания. |
3. Программно-нормативные основы | Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном |
4. Организационные основы | Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления. По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). |
|
6. Перечислите органы руководства и управления системой физической культуры в Российской федерации:
Органы государственной власти: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и другие федеральные органы власти, задействованные в управлении физкультурно-спортивной сферы; органы государственного управления физической культурой и спортом субъектов РФ.
Негосударственные организации: общественные организации, осуществляющие руководство в сфере физической культуры и спорта (общероссийские, региональные и муниципальные);муниципальные органы, осуществляющие управление физической культурой и спортом на местном уровне.
|
Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта является Министерство спорта Российской Федерации.
7. Укажите программы физического воспитания, по которым Вы занимались в учреждениях образовательного типа (ДОУ, СОШ, ДЮСШ, ВУЗ и т.д.)
________________________________________________________________________________
8.Перечислите квалификационные системы, культивируемые в физическом воспитании и спорте, известные вам:
Единая всероссийская спортивная классификация; Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»; учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физическая кульута
9. Назовите основные разделы Положения о Единой всероссийской спортивной классификации:
1) Общие положения;
2) Содержание требований и норм ЕВСК, условий их выполнения;
3) Порядок формирования ЕВСК;
4) Порядок присвоения спортивных разрядов;
5) Порядок присвоения спортивных званий;
6) П орядок лишения спортивных званий;
10. В соответствии с нормативами и требованиями классификации спортсменам могут присваиваться спортивные звания и разряды. Укажите их:
Спортивные звания – Мастер спорта России, Мастер спорта России международного класса или Гроссмейстер России, Заслуженный мастер спортаРоссии, Мастер спорта России по национальным видам спорта.
Спортивные разряды – 3-й юношеский разряд, 2-й юношеский разряд, 1-й юношеский разряд, 3-й спортивный разряд, 2-й спортивный разряд, 1-й спортивный разряд, Кандидат в мастера спорта России (КМС)
|
11.Разрядные нормы и требования спортсменов устанавливаются с учетом особенностей вида спорта, пола и возраста.
Разрядные нормы выражены в следующих показателях (перечислите их):
в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях.
Разрядные требования определяются следующими показателями:
1) занять определённое место на соревнованиях того или иного масштаба;
2) участвовать в составе команды, занявшей место в соревнованиях, предусмотренных классификацией;
3) добиться определённого количества побед над спортсменами, предусмотренных классификацией;
4) достичь определённого уровня рейтинга.
12. На примере избранного вами вида спорта перечислите нормы и требования, которые необходимо выполнить Вам для присвоения следующего разряда или спортивного звания:
Волейбол. Разрядные нормы:
II разряд – участвовать: в составе команды, одержавшей в течение года 7 побед над разными командами II разряда или 14 побед над разными командами III разряда.
III разряд – участвовать: в составе команды, одержавшей в течение года 7 побед над разными командами любой квалификации, при условиях выступления не менее чем в 14 встречах.
I юношеский разряд – участвовать: в составе команды, занявшей 1 – 3 место в первенстве России среди юношей или девушек (15 – 16 лет); в составе команды юношей или девушек, одержавшей в течение года 7 побед над разными командами I юношеского разряда или 14 побед над разными командами I юношеского разряда.
II юношеский разряд – участвовать: в составе команды, занявшей 1 – 3 место в первенстве России среди юношей или девушек (13 – 14 лет); в составе команды юношей или девушек, одержавшей в течение года 7 побед над разными командами II юношеского разряда или 14 побед над разными командами III юношеского разряда.
Условия выполнения разрядных требований:
Разрядные требования считаются выполненными участниками команд, сыгравшими не менее 50% игр по спортивному календарю данного соревнования. Игрок считается сыгравшим игру, если участвовал в розыгрыше не менее 25% разыгранных очков.
13. Заполните таблицу.
Таблица 9
Общесоциальные принципы системы ФВ
Название принципа | Основные положения принципа |
1.Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности | 1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. 2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки. |
2.Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности) | 1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера. 2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей. 3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств. |
3. Принцип оздоровительной направленности | 1. Определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия; 2. Планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся; 3. Обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований; 4. Широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. |
14. Структура Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) состоит из XI ступеней:
I ступень: 6- 8лет;
II ступень: 9-19 лет;
III ступень: 11-12лет;
IV ступень: 13-15лет;
V ступень: 16-17 лет;
VI ступень: 18-29 лет;
VII ступень: 30-39 лет;
VIII ступень: 40-49 лет;
IX ступень: 50-59 лет;
X ступень: 60-69 лет;
XI ступень: 70 и старше.
15. Нормативно-тестирующая часть Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) состоит из трех основных разделов:
а) виды испытаний (тесты) и нормативы;
б) требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;
в) рекомендации к недельному двигательному режиму.
16.Назовите виды испытаний (тесты) для вашей возрастной ступени:
Обязательные:
1. Бег на 100 м (с);
2. Бег на 3 км (мин,с);
3. Подтягивания из виса на высокой перекладине (кол-во раз) или рывок гири 16 кг (кол-во раз);
4. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи-см)
По выбору:
5. Прыжок в длину с разбега (см) или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см);
6. Метание спортивного снаряда весом 700 г (м);
7. Бег на лыжах на 5 км (мин, с) или кросс на 5 км по пересеченной местности*;
8. Плавание на 50 м (мин, с);
9. Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция - 10 м (очки) или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку дистанция – 10 м (очки);
10. Туристический поход с проверкой туристических навыков
11. Самозащита без оружия (очки)
17. Требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта включают проверку знаний и умений по следующим разделам:
Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности; гигиена занятий физической культурой; основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта; основы методики самостоятельных занятий; основы истории развития физической культуры и спорта; овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.
18. Какие рекомендации к недельному двигательному режиму предусмотрены в Комплексе ГТО для Вашей Возрастной группы?
Минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья.
19. Назовите виды упражнений в многоборьях спортивной части комплекса
1. Зимнее многоборье: подтягивание на перекладине, лыжные гонки – женщины - 3 (5) км, мужчины – 5 (10) км, стрельба из малокалиберной винтовки.
2. Летние многоборья:
а)Бег 100 м, метание гранаты, плавание 50 (100) м, стрельба из малокалиберной винтовки, бег 3000 м.