Рынок и рыночный механизм.
План.
·Сущность понятия «рынок».
·Рыночный механизм.
·Условия возникновения рынка и его признаки.
·Функции рынка.
·Типы рынков.
·Спрос, предложение, цена.
·«Невидимая рука» рынка.
·Конкуренция, её уровни, типы, условия.
·Достоинства и недостатки рыночной экономики.
Рынок.
Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется про, предложение и цена.
Рынок в узком смысле – это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в конкретном месте.
Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен и качества, объёма производства и его структуры.
Условия возникновения рынка
·Частная собственность
·Свобода предпринимательства
·Личный интерес участников рынка
·Конкуренция
·Свободное ценообразование
·Общественное разделение труда
Признаки рынка.
·Доминирование частной собственности при равноправии форм собственности.
·Максимальная свобода хозяйственной деятельности. Продавцы свободны в выборе товара и места торговли, всего, что разрешено законом. Производитель свободен производить всё, что кажется ему выгодным и что разрешено законом.
·Активный учёт спроса и предложения.
·Нерегулируемая цена.
·Нерегулируемый спрос.
·Нерегулируемое предложение.
·Свободное ценообразование.
·Наличие конкуренции.
Функции рынка.
· Посредническая – связывает продавцов и покупателей
· Ценообразовательная – цена формируется в соответствии с законами рынка, то есть спроса и предложения
|
· Информационная – на рынке можно получить полную информацию о производителе, товаре, продавце.
· Регулирующая – благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг
· Санирующая – рынок освобождается от неэффективных производителей и продавцов.
· Стимулирующая – внедрение новых технологий улучшение качества продукции и услуг, иначе можно оказаться неконкурентоспособным на рынке.
Типы рынков
Типы рынков по отношению к закону
· Легальный (то есть оформленный официально)
· Нелегальный (или теневой, не имеет законного основания для деятельности)
Причины появления нелегальных рынков
·Продажа запрещённых товаров (наркотики, яды, оружие)
·Продажа некачественного или просроченного товара
·Нежелание платит налоги
Типы рынков по степени регулируемости:
·Регулируемый (контролируется государством)
·Нерегулируемый (государство не вмешивается).
Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам
·Потребительские товары и услуги (одежда, продукты питания, мебель, услуги парикмахера и пр.)
·Продажа факторов производства (земля, полезные ископаемые, лес, технические ресурсы и пр.)
·Рынок труда (места для трудоустройства, вакансии)
·Рынок научно-технических разработок, инноваций
·Рынок средств производства (машины, оборудование)
·Рынок валюты
·Рынок информации (получил особенное распространение с появлением Интернета)
·Рынок интеллектуальных продуктов(продукты духовной деятельности)
·Рынок инвестиций (то есть долгосрочных вложений)
|
Типы рынков по территориальному признаку
·Местный (городской, сельский)
·Национальный (российский)
·Региональный (европейский)
·Мировой
Типы рынков по конкуренции
·Рынок свободной или совершенной конкуренции
·Рынок несовершенной конкуренции или монополистический рынок.
Типы рынков по субъектам, вступающим в обмен
·Рынок потребителей
·Рынок производителей
·Рынок оптовиков
·Рынок госуслуг
Типы рынков по степени насыщенности товаров
·Равновесный
·Дефицитный
·Избыточный
Основные законы рынка
Закон спроса
Спрос – это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу.
Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.
Величина спроса – это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.
Спрос зависит
·От денежных доходов покупателей
·От размеров рынка (чем больше размер рынка, тем меньше будет спрос на ваш товар).
·От льгот потребителям (различные скидки, акции увеличивают спрос)
·Субъективные вкусы населения (например, жители приморских городов предпочитают морепродукты, в то время, как в центре России они пользуются меньшим спросом).
·Наличие товаров- заменителей (какой-то товар стоит значительно выше его заменителя, то предпочтение отдают более дешёвому, например, апельсины и мандарины, чай и кофе).
Закон предложения
Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.
Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.
|
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.
Предложение зависит
·От цен на ресурсы (например, повысили цены на электроэнергию, снизилось предложение, так как увеличились расходы предпринимателя)
·От налогов
·От товаров-заменителей на рынке
·От количества на рынке аналогичной продукции
·От уровня технического прогресса и степени его использования предпринимателями
Цена
Цена – это денежное выражение стоимости товара на рынке.
Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.
Цена – это количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определённый товар.
Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.
Цена предложения – минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.
Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.
Дефицит – спрос выше предложения.
Профицит товаров – спрос ниже предложения.
Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.
Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно только товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.
Цена, по которой заключается реальная сделка, — равновесная цена.
«Невидимая рука» рынка.
Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, известный английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе результат труда может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желание отдельных производителей на общее благо.
Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.
Конкуренция.
Конкуренция (от лат. сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов.
Уровни конкуренции:
·среди производителей за рост объёма производства, опережающее снижение затрат, повышение качества продукции;
·среди потребителей за выгодное размещение своих доходов: выбор товаров и услуг лучшего качества за более низкую цену;
·между продавцами и покупателями на наибольшее влияние на величину равновесных цен: продавцы хотят продать товар подороже, а покупали купить его подешевле.
Типы конкуренции (типы рынков по конкуренции)
Свободная (совершенная, чистая) – рынок, на котором независимые, свободно действующие производители продают идентичную (стандартизированную)продукцию, ни один из них не в состоянии контролировать розничную цену.
Условия для свободной конкуренции:
·Небольшой объём производства отдельных производителей, что не позволяет влиять на цену товара
·Однородность товара
·Ничем не ограниченный доступ и выход с рынка
·Продавцы товаров никак не влияют друг на друга, все работают самостоятельно