Методы обработки и облагораживания янтаря




Янтарь

 

Янтарь, на ряду с жемчугом, гагатом и кораллом является минералом органического происхождения. По большому счету это окаменевшая смола деревьев, которые произрастали на разных территориях земного шара от 30 до 100 млн. лет назад. Деревья выделяли большое количество смолы (доподлинно неизвестно были эти деревья хвойными или лиственными), которая с приходом ледникового периода оказалась погребенной подо льдами. После таяния ледников, с образованием на их местах водоемов (Балтиское море), деревья попадали в морские отложения, где древесина превращалась в бурые угли, а смола окаменевала в янтарь. Уголь разрушался, а янтарь накапливался в остатках разложения, называемых "голубовато-зеленой землей", из которой затем вымывался волнами моря на побережья, где и был найдем древними людьми около 100 000 лет назад..

По химическому составу янтарь - это органические кислоты, среди которых преобладает янтарная кислота. Под действием кислорода, света и тепла янтарь постепенно темнеет, фактически окисляется как и любой органический материал, словно яблоко, оставленное на столе, становится хрупким, в нем появляются трещины (тибетский янтарь).. При нагревании выше 150oС янтарь плавится и загорается, распространяя характерный только для этого минерала запах. Благодаря способности электризоваться, древние арабы называли янтарь «кахра-ба» — то есть «похититель соломы». Способность янтаря гореть в огне отражена в немецком названии «бернштейн» — буквально «огненный камень».

Слово “янтарь” происходит от латинского “ambar”, древние греки называли янарь “electrum”, что означает "лучезарный", "солнечный", "сияющий". Кстати говоря, от этого слова ведет свое происхождение слово "электричество". Также от балтийского “jintar”, что обозначает “тот, что все лечит”.

Основная масса добываемого янтаря - это мелкие камешки до 3 см (см. рис. 1) в поперечнике, экземпляры массой более 1 кг попадаются крайне редко и запрещены к вывозу из Российской федерации, приравниваясь к драгоценным камням (см. рис. 2). Цвет у янтаря как правило неопределенный - желтовато-зеленый, однако встречаются янтарные камни абсолютно белого цвета и так называемые “пейзажные” камни. Балтийское море по праву можно считать янтарным рогом изобилия, порой, на Балтике случаются настоящие "янтарные бури". В 1862 г. во время одной из таких бурь море выбросило на берег почти две тонны янтаря.

 

Рис.1 Рис. 2

 

Янтарь был известен человечеству уже за 100 000 лет до н. э. Необработанные куски янтаря по сей день находят на пещерных стоянках первобытного человека. В начале нашей эры считали, что янтарь способен излечивать практически любые болезни. Небольшое изделие из янтаря оценивалось выше стоимости раба. Даже протестантский проповедник ХV в. Мартин Лютер носил в кармане кусок янтаря, чтобы предотвратить образование камней в почках.

Желтая смола использовалась греками как лак. Также янтарь в основном применяется для изготовления мундштуков курительных трубок, ожерелий и в меньшей степени ручек зонтов и некоторых художественных изделий. Благодаря природной мягкости янтарь легко обрабатывается, легко поддается полировке и довольно хорошо сохраняет ее.

Именно балтийский янтарь украшал корону египетского фараона Тутанхамона, символизируя Ра. Янтарь один из первых камней, которые человек счел и стал называть драгоценными. Сведения о нем встречаются уже у Гомера в "Одиссее". Римский историк Тацит сообщает, что янтарь привозили "из страны германцев", им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (каплями смолы). У ряда племен янтарь выполнял роль денег.

Во время Нерона в Древнем Риме уже господствовала янтарная мода. Из янтаря вытачивались различные предметы роскоши. Римский тиран посылал купцов на Север за балтийским янтарем, который так высоко ценился не столько за свою красоту, сколько из-за его невероятных целебных свойств. Богатые римляне всегда носили с собой янтарные шарики, терли их руками, предполагая, что янтарь укрепляет силу. В Китае и Японии особо почитали янтарь вишневого цвета, напоминающего кровь дракона, его носили члены императорской семьи. Цвет и прозрачность были эталоном его стоимости. В Древнем Риме белый янтарь использовался для курения фимиама, особенно высоко же ценился прозрачный красноватый янтарь. В начале нашей эры дорожили в основном двумя его разновидностями: проваренным в меду и прозрачно-золотистым.

Янтари с застывшими в них насекомыми имели особую товарную ценность. В начале нашей эры за янтарь, содержавший муху, платили 120 мечей и 60 кинжалов. Мелкие насекомые встречаются в янтарных камнях довольно часто, янтари с крупными жуками, бабочками, гусеницами и мелкими рептилиями считаются огромной редкостью (см. рис. 3 и 4). В начале XIX века такие янтари были особенно модны во Франции и России.

 

Рис. 3 Рис. 4

 

История янтаря, с тех пор как он впервые попал в руки человека и по сей день окутана мистикой. Первым людям с их представлениями о мире было трудно объяснить, почему камень не тонет, почему он прозрачный и теплый, почему он горит и пахнет, и, вконце-концов, как туда попали пузырьки, камешки и насекомые. Янтарь почти сразу же приобрел огромное количество магических свойств и поверий (разных, в разных культурах) о природе его происхождения. Во многих странах янтарь долго оставался заморским чудом и поэтому был окружен ореолом таинственности.

Овидий в своих "Метаморфозах" передает красивый миф о Фаэтоне, происхождение янтаря. Фаэтон, сын бога Солнца, и нимфы Климены упросил своего отца дать ему по-управлять солнечной колесницей, но сбился с пути, не смог справиться с лошадьми и слишком приблизился к земле. Чудовищное пекло обрушилось на Землю: высохли реки от Дона до Рейна, образовались великие пустыни, почернели жители Эфиопии, загорелись леса, раскололись вершины гор. Разгневанный Юпитер молнией сбросил неудачливого наездника на Землю. Мать и сестры, оплакивая погибшего, превратились в деревья, а с их ветвей продолжают падать в протекающую под ними реку Эридан слезы, твердеющие на солнце и превращающиеся в янтарь. Так как это окаменевшие слезы Гелиад, дочерей Солнца, минерал такой прозрачный, теплый и светлый, а когда горит, то приятно благоухает.

Существует, также, прибалтийская легенда о птице Гауе. Жил да был могущественный король. И рассказывают, что дошли до этого короля слухи о птице Гауе, живущей на берегу Янтарного моря в дремучем лесу. Дескать, хранит эта птица в своем гнезде невиданной красоты ожерелье из чудесного камня - янтаря. В каждой бусинке этого ожерелья заключены живые картинки, одна другой лучше. Вот и приказал король своему верному слуге раздобыть диковинку, а без нее домой не возвращаться. С королем не поспоришь. Отправился слуга в дальний путь - на лодке по широкому морю, в Янтарную страну. Разыскал высокое дерево, на котором жила Гауя. Думал ее подстрелить, да побоялся - больно уж велика птица оказалась. Дождался, когда вылетит она из гнезда, влез на дерево, забрал сокровище и скорее в обратный путь пустился. Отплыл от берега, достал ожерелье – сидит, любуется. В каждой бусинке - новая картинка. В одной лебеди по небу летят, в другой корабли под парусами по морю плывут, в третьей солнце всходит, облака розовеют... Красота неописуемая! А тут птица Гауя, откуда не возьмись, - схватила похитчика, подняла его в небо и сбросила с большой высоты вниз. Упал королевский слуга в воду, от испуга выпустил ожерелье из рук, вплавь до лодки добрался и поспешил обратно, в свою заморскую страну. Вернулся домой ни с чем. Король, узнав, что диковинка утонула, жестоко расправился со своим верным слугой. Но на самом деле чудесное ожерелье вовсе не пропало бесследно. Рассыпались бусинки по дну и пустили корешки. Вырос из них лес. Тянет он ветви из глубины - к ясному солнышку, к синему небу, а дотянуться не может. Падают с ветвей на желтый песок янтарные капли-слезы, а волны подхватывают их и выносят на берег. И каждый человек, нашедший на берегу кусочек янтаря, может, вглядевшись в его глубину, увидеть неповторимую картинку, которая откроется только ему одному.

Еще в дохристианский период наши предки считали, что в кусочках янтаря в небольших углублениях находят места обитания духи, и поэтому они очень высоко ценились. В древности в Италии были широко распространены янтарные изделия либо грушевидной формы, либо в виде головы барана или ракушек каури в качестве талисманов, обеспечивающих плодородие и удачную охоту. Особенно популярны были янтарные фигурки, изображающие фрукты, злаки и животных, как новогодние подарки. В средние века большим спросом пользовались янтарные четки и другие предметы религиозного культа: у патриарха Никона был янтарный посох.

У греков подарить янтарь означало пожелать счастья. Это камень - носитель победы: он дарит победу в бою, поэтому большая часть янтарных изделий в захоронениях - боевые амулеты.

Янтарь — источник творческих сил, веры и оптимизма. Он дарует владельцу физические силы, бодрость духа, приносит удачу и сохраняет здоровье. Еще пару столетий назад ожерелье из янтаря одевали кормилицам, чтобы младенцы были веселы и здоровы.

Считается, что янтарь обладает восприимчивой энергией Инь. Он помогает при головной и зубной боли и перепадах артериального давления. Янтарь может уберечь oт магнитной бури и улучшить зрение. Препараты из янтаря обладают противовоспалительным действием. Янтарь положительно влияет на щитовидную железу, селезенку и сердце. Мундштуки из янтаря уменьшают вероятность возникновения рака у курильщиков. Продающаяся в Польше янтарная водка хорошо лечит ангину и простуды.

Установлено, что одной из причин заболеваний щитовидной железы является недостаток йода в организме. Янтарь содержит йод, поэтому ношение янтарных бус может быть полезным при заболеваниях щитовидной железы. Кроме йода в янтаре содержатся другие микроэлементы, полезные для организма человека: железо, магний, кальций, цинк и другие. В янтаре присутствуют соли янтарной кислоты, которая активизирует обменные процессы, стимулирует пищеварительную систему, а также обладает противовоспалительным и бактерицидным действием. Кстати, еще древние египтяне использовали янтарь для мумификации.

Приемы янтаретерапии применяются даже в онкологии для торможения роста опухолей и развития метостаз (см. рис. 5).

 

Рис. 5

 

Наиболее известным в мире считается балтийский янтарь. Тем не менее, существуют и другие разновидности янтаря. Например, янтарь, добытый в Бирме, обычно непрозрачен. Он имеет желтый, коричневатый, красный или светло-белый цвет и называется бирмитом или бурмитом. Обычно он более твердый, чем янтарь с берегов Балтики. Порой куски бармита достигают внушительных размеров. Книга рекордов Гиннесса рассказывает о куске бирмита массой 15,25 кг. Этот уникальный экземпляр хранится в Лондоне в Музее естественной истории.

На территории России кусочки желто-красного янтаря можно найти на побережьях. Ледовитого океана. Такой янтарь образно называют «морским ладаном». На побережьях Сахалина встречается янтарь цвета густого чая с вишневым оттенком.

В данном методическом материале к ознакомлению предлагаются две градации разновидности и оценки янтаря: общая и так называемая “китайская” (ввиду специфики работы с гостями из Китая). Янтарь будет классифицирован относительно его возраста, типа и факторов ценообразования.

Общая Градация

 

Виды янтаря

 

1. Мексиканский “Черри” (см. рис. 6)

Место залегания: Мехико.

Возраст: до 30 млн. лет.

Самый старых из когда либо найденных янтарей цвета черри залегает в Бирме (Гималаи). Его возраст достигает 100 млн. лет. Мексиканский “Черри” в свою очередь в три раза моложе - младенец среди янтарей. Верхний окислившийся слой, придающий ему пресловутый красноватый оттенок, толщиной всего 2-3 мм. Внутри такой янтарь светлого лимонного цвета. Помимо природного окисления, цветом мексиканский “Черри” обязан темным породам почвы и красным глинам, рядом с которыми он залегает.

 

Рис. 6

2. Голубой (Карибский) янтарь (см. рис. 7)

Место залегания: остров Испаньола (найден русскими учеными около 8 лет назад).

Возраст: до 35 млн. лет.

Оттенок такой янтарь приобрел залегая рядом с голубовато-серым вулканическим пеплом.

Рис. 7

 

3. Зеленый янтарь (см. рис. 8)

Место залегания: граница Белорусии и Украины.

Возраст: до 40 млн. лет.

Во время движения ледников янтарь вместе с большими массами зелени и хвои, которые и подарили ему зеленый оттенок, переместился южнее балтийского региона. Фактура цвета зеленого янтаря, как правило, недостаточно интенсивна. Порой его сложно отличить от молодого медового янтаря, поэтому, зачастую, изделия из такого камня, для придания зеленому цвету большей насыщенности, прижигают песком с обратной стороны или окрашивают специальной краской темного цвета.

 

Рис. 8

4. Балтийский янтарь

Место залегания: балтийский регион

Возраст: до 55 млн. лет

Фактически весь янтарь представленный в галереях нашей сети относится именно к этому типу. Существует достаточно большое количество его типов и разновидностей, в то время как возраст почти всегда сохраняется неизменным. Такое разнообразие достигается за счет методов обработки и особых технологий облагораживания янтаря, речь о которых пойдет несколько позже.

4.1. Медовый балтийский янтарь (см. рис. 8 и 9)

Пожалуй, самый известный и распространенный тип янтаря. Подобные янтари встречаются практически по всему земному шару, однако 95% по прежнему залегают и добываются в Росии. Геммологи различают несколько сот разновидностей оттенков медового янтаря от совсем светлых, лимонных экземпляров до почти непроглядных коньячных янтарей. Медовым янтарь можно считать еще и из-за полной или большой степени его прозрачности, что позволяет безошибочно отличать его от “пейзажных” и непрозрачных молочных янтарей.

Рис. 8 Рис. 9

 

4.2. Молочный балтийский янтарь (см. рис. 10 и 11)

Непрозрачный молочный янтарь представлен в галереях сети, пожалуй, наиболее широко. Это объясняется его необычной фактурой и большим разнообразием внутреннего узора, комбинаций цвета и текстуры, а также большой популярностью и модой среди гостей из Китая. Непрозрачность такой янтарь приобретает благодаря огромному количеству микроскопических пузырьков воздуха и воды (более 1 млн. на квадратный миллиметр, а также внутренними солевыми отложениями. Качество и натуральность такого янтаря, а также уникальность рисунка определяется путем просвечивания камня. Таким образом можно осмотреть изделие на предмет пороков, внутренних сколов, микроскопических трещин и темных включений. Подавляющая масса добываемого балтийского янтаря является именно молочным сырьем нежного желтоватого оттенка.

Рис. 10 Рис. 11

 

 

4.3. Пейзажный балтийский янтарь (см. рис. 12 и 13)

Изначально будучи смолой, фактически жидкой субстанцией, янтарь имеет крайне неоднородную текстуру. Помимо большого количества разнообразных включений (элементы коры, почвы, мелкие, реже крупные насекомые, листва и т. д.) янтарные камни зачастую представляют собой своеобразную смесь медового и молочного типов. Нередко внутри камня встречаются туманности и облачности, состоящие из миллионов микроскопических пузырьков, элементы белого янтаря или легкой дымки. Такие янтари принято называть “пейзажными”, причудливые внутренние узоры формируют целые картины, уникальные и единственные в своем роде, непохожие ни на один другой узор. Изделия такого типа приятно и просто предлагать гостям, каждый сможет найти пейзаж по вкусу.

 

Рис. 12 Рис. 13

 

4.4. Белый янтарь (см. рис. 14)

Молочный янтарь с особенно большим количеством микроскопических пузырьков (по некоторым версиям известняковых отложений) становится практически абсолютно белым на вид. Он почти полностью состоит из пены, а значит обладает меньшей плотностью и больше подвержен старению и особенно хрупок. Старение белого янтаря менее видно из-за его цвета, он лишь слегка желтеет. Популярностью пользуются цельные янтарные камни из белого янтаря.

 

Рис. 14

 

5. Красный янтарь (см. рис. 15)

Многие знают янтарь как светло-коричневый камень, теплый и на вид и на ощупь, прозрачный и светлый, действительно солнечный, как его зачастую называют. Но бывают янтари кроваво-красного цвета. Почему природа придала некоторым камням столь необычный цвет? Вполне возможно, поспособствовали соседствующие элементы, соединения которых послужили своеобразным красителем, а, может быть, сама смола доисторических деревьев, ставшая основой для образования янтаря, была красного цвета. Находят красный янтарь и в Сицилии, на севере Африки, в Венгрии и Австралии, в Бирме и в Японии. Впрочем, обычный янтарь можно сделать красным. Уже в Древнем Риме научились это делать, так как украшения из красного камня ценились дороже. Секрет был прост – камень проваривали в меду и он приобретал красный цвет. Какую технологию использовала природа миллионы лет назад – неизвестно, но ценный красного цвета янтарь встречается, хоть и редко, в своем природном виде и весьма ценится среди ювелиров.

 

Рис. 15

 

5.1. Окрашенный красный янтарь (см. рис. 16)

По истине уникальной считается система колорирования янтаря, разработанная мастерами, восстанавливавшими Янтарную комнату в Екатериниском дворце в Пушкине. Метод держится в строжайшем секрете, доподлинно известно, что такой метод не радиоактивен, экологически чист и полностью безопасен. Красный янтарь, представленный в наших галереях окрашен именно по этой технологии.

Рис. 16

 

Китайская градация

 

Галереи нашей сети встречают и принимают гостей со всего мира. Однако неизменными гостями на протяжении долгого времени остаются посетители из Китая. Туристы из этой страны обладают совершенно особенным менталитетом, своими критериями в выборе товара и весьма нестандартными предпочтениями. В большей степени это касается янтарных изделий самых разнообразных форм и видов. Китайцы - хранители одной из самых древних культур. Современные жители КНР чтят и соблюдают традиции предков, по сей день уделяя огромное значение символике в одежде, предметах быта и украшениях. Янтарь издавна считается камнем силы, мистическим за свои целебные свойства и энергетическое воздействие на того, кто им обладает. Жители Китая с особенным вниманием относятся к янтарю, очень строго разграничивая его типы: существуют отдельные слова для обозначения светлого прозрачного, медового и разнообразных коньячных, а также молочных медовых и белых янтарей. Возраст, пол, заболевания, стремления, оттенок кожи и темперамент - всё это как правило учитывает китайский турист при выборе янтарного изделия.

Охватить всю глубину китайской культуры в одном методическом материале невозможно, однако, некоторые закономерности и наблюдения могут оказаться весьма полезными в работе с гостями из Китая. Так, например, абсолютным фаворитом среди янтарей китайцы считают именно молочный. Плотная фактура внутреннего узора, вязкие переливы, видные на-просвет и темно-рыжий, почти горчичный, цвет старого молочного янтаря - именно так выглядит идеальный кулон или браслет для среднестатистического китайского туриста. Исключительно старый янтарь, как, скажем, тибетский или искусственно облагороженный и состаренный молочный - как правило относятся к весьма дорогостоящим позициям. Такие украшения придутся по вкусу и по карману только самым искушенным и состоятельным любителям. Основная масса гостей ищет для себя изделия средних размеров со старыми или относительно старыми янтарными вставками. Присутствие пахучей корочки может с одной стороны сыграть решающую роль при продаже, ведь ничто не говорит о янтаре лучше его запаха, с другой же оттолкнуть покупателя от изделия, которое на первый взгляд ему приглянулось.

Многие женщины охотно останавливаются у стеллажей с пейзажными и облачными изделиями. Даже небольшой кулон с уникальным узором или элементом белого янтаря может обладать внушительной стоимостью из-за своей исключительности и прийтись по вкусу капризной гостье. Впрочем, молочный янтарь одинаково популярен как у мужчин так и у женщин. Следует отметить и красный янтарь - камень страсти и любовной энергии. Не такой дорогой как молочный, яркий и заметный, он, порой, приходится по вкусу даже тем кто не намеревался ничего покупать или чей бюджет более ограничен.

Все быстрее набирают популярность и изделия из белого янтаря. Необычный и изысканный, он не так часто встречается на полках витрин, однако ценители этого необычного камня все чаще появляются среди гостей, особенной популярностью пользуются цельные камни из белого янтаря.

Медовые и коньячные янтари пользуются у китайский гостей несколько меньшим спросом. Зачастую туристы стремятся заполучить изделие с кристально чистым, без включений и пузырьков камнем, охотно его разглядывают и проверяют на-просвет.

Зеленые и лимонные янтари самые редко покупаемые, наряду с остальными видами. Как правило, спросом пользуются пластинчатые браслеты и совсем небольшие кулоны.

Отдельное внимание следует уделить и янтарной резьбе, которая выполняется на практически всех видах минерала. Здесь особенную роль играет не только тип янтаря но и вырезанный на нем объект, будь то простой символ, мифический дракон или Будда. Китайцы верят в сверхъестественную силу янтарного камня и в обрядовые значения вырезанных на нем фигур. Гость может иногда часами выбирать подходящий именно ему экземпляр и приходить в настоящий восторг, отыскав то что идеально ему подходит и охотно приобретать изделия не смущаясь даже самых высоких цен.

 

Методы обработки и облагораживания янтаря

 

Обработка янтаря

 

1. Алмазная огранка (см. рис. 17)

Этот тип назван так, потому как именно такой метод используется для гранения алмазов. В данном случае цена зависит не о формы янтарного камня, а от количества граней на нем. Как бы то ни было, самыми ценными считаются граненные сферы, с наибольшим количеством граней.

 

Рис. 17

 

2. Необработанные камни (см. рис. 18)

Иногда янтарные камни оставляют в их первозданном виде, лишь немного полируя или покрывая защитными маслами. Такие камни часто покупаются коллекционерами и людьми верящими в целебные свойства янтаря.

 

Рис. 18

 

3. Резьба по янтарю (см. рис. 19 и 20)

Янтарь весьма мягкий, хоть и очень хрупкий (3-4 по шкале Мосса) минерал. Резьба на янтарных камнях - тонкий, трудоемкий и филигранный труд. Существует несколько видов резьбы, таких как Камео, Интальджио, разного рода барельефы и резьба внутри необработанного камня. Это настоящее произведение искусства. Гости из Китая как правило интересуются работами изображающими конкретный символ, животное или узор, которые принесут его владельцу долголетие, достаток или удачу. Существует множество таких символов и значений, изделия с подобного рода резьбой широко представлены в галереях сети.

 

Рис 19 Рис. 20

 

4. Янтарные панно (см. рис. 21)

Кусочки янтаря и отдельные камни, подобранные по форме и по цвету, выложенные в определенную картину называются янтарными панно. Подобная технология использована в работах в янтарной комнате, а также отдельными художниками.

Рис. 21



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: