Таблица 3
Влияние на людей | |
Слабое | Сильное |
Чувствует себя недооцененным | Ценится окружающими |
Не имеет представления о процессе влияния | Понимает процесс влияния |
Его воздействие на окружающих мало | Оказывает значительное воздействие на окружающих |
Одевается несоответствующим образом | Одевается соответствующим случаю образом |
Имеет неубедительный внешний вид | Имеет убедительный внешний вид |
Нечетко излагает свои мысли | Ясно излагает свои мысли |
Испытывает нехватку уверенности в себе | Уверен в себе |
Ведет себя вызывающе, неуверенно | Ведет себя вызывающе, но уверенно |
Не имеет хороших личных отношений с людьми | Устанавливает хорошее взаимопонимание |
Не способен поощрять окружающих | Вознаграждает требуемое поведение |
Имеет негативное представление о себе | Имеет реалистическое представление о себе |
Отдает нечеткие указания | Дает четкие указания |
Не имеет стратегии влияния на группы | Развивает стратегию влияния на группы |
Испытывает нехватку настойчивости | Стремится быть настойчивым |
Не умеет выслушать других | Умеет выслушивать других |
Как присоединяться и лидировать?
Таблица 4
Навык | Функции присоединения и лидерства |
Активное внимание | Позволяет Вам наблюдать или присоединяться к вербальному (словесному) и невербальному (жесты и прочее) поведению партнера |
Постановка вопроса | Облегчает понимание чужой точки зрения, но также дает возможность контролировать направление и продолжительность беседы |
Отражение чужих мыслей и чувств | Особенно полезно для понимания и присоединения к иной точке зрения |
Структурирование | Показывает, как планировать предстоящую встречу для достижения результата. Подходит и для короткого контакта с одним человеком и для группового собрания |
Фокусирование | Ведет человека или группу к глубокому пониманию проблемы, тем самым обеспечивая наилучшее решение |
Обострение (конфронтация) | Центральный момент для менеджмента. Это умение позволяет оптимально соединить приемы присоединения и лидерства для сознательного обострения процесса переговоров, проверки исполнения, для поиска творческого решения |
Влияние | Лидерство выражается в умении четко и эффективно влиять на личность |
Отличие менеджера от лидера
|
Таблица 5
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План – основа действий. Полагается на систему | Видение – основа действий. Полагается на людей |
Использует только доводы | Использует как доводы, так и эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Профессионален | Энтузиаст |
Уважаем | Обожаем |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Этика и харизма
Таблица 6
Харизматичный лидер | |
Неэтичные проявления | Этичные проявления |
Использует власть только в личных целях | Использует власть в интересах других |
Продвигает только свое личное видение | Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей |
Пресекает критику в свой адрес | Считается с критикой и извлекает из нее уроки |
Требует беспрекословного выполнения своих решений | Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам |
Коммуницирует только в одном направлении: от себя вниз | Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию |
Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей | Учит, развивает и поддерживает последователей, делит свою славу с другими |
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов | Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения общественных интересов |
|
2 Функции руководителя
2.1 Функции административно-организационные. Координирование действий членов коллектива, распределение обязанностей между сотрудниками, контроль процесса выполнения заданий, оценка результата и несение ответственности за деятельность отдельных сотрудников и всей группы.
2.2 Функции стратегические, связанные с постановкой целей, выбором методов их достижения, способность к планированию и прогнозированию. Реализация этих функций позволяет проявить творческий потенциал руководителя, находчивость, выдержку, способность выдвигать новые идеи. Руководитель должен также накапливать большой объем профессиональной информации в своей памяти.
2.3 Экспертно-консулътативные функции. Руково-дитель должен быть компетентным лицом, к которому все обраща-ются как к источнику достоверной информации и наиболее квалифи-цированному специалисту. Высокая профессиональная квалифика-ция — одна из основных составляющих авторитета руководителя.
2.4 Коммуникативные функции. Умение общаться с людьми, доступность общения — важные качества руководителя. Руководитель должен быть открыт для общения с группой и тогда выступает как лидер.
|
2.5 Воспитательные функции. Руководитель воспиты-вает личным примером своего отношения к делу, профессиональ-ной компетенцией, обучением,дисциплинарные методы поощрения и наказания. Он должен стремиться стать «лидером мнений», обладающим наибольшим объемом информации. Он должен восприниматься сотрудниками как «один из нас и лучший из нас».
2.6 Мотивация членов коллектива. Для этого руководители часто используют принуждение и угрозы, либо награды,денежное поощрение. Однако деньги не всегда заставляют людей трудиться более усердно. Для людей важен также интерес к работе, понимание сущности решаемых задач, общение, взаимопонимание, гуманность. Руководитель должен уметь определить потребности своих подчиненных и создать условия, позволяющие удовлетворить эти потребности при хорошей работе.
2.7 Психотерапевтическую функцию. Руководитель должен учитывать эмоциональное состояние своих сотрудников, предотвращать стрессовые состояния. Это влияет на психологический климат. Оптимизм и чувство юмора, а не уныние и раздражительность должны быть присущи руководителю-лидеру, ибо это помогает предотвращать и разрешать конфликты.
2.8 Функция представительства. Руководитель — официальное лицо, на совещаниях, конференциях он выступает от имени всех членов группы, по его поведению судят о группе в целом. Он должен отвечать высоким стандартам общественного поведения, хорошо владеть навыками культурного общения, достойными манерами, мимикой и пантомимикой, культурой речи. Важно также при этом умение правильно одеваться, учитывая свою внешность и возраст, а также ситуацию общения. Соблюдение этих требований способствует формированию достойного «имиджа» — образа руководителя-лидера, которым может гордиться группа.