Когда Сибирь стала выполнять промышленные и транспортные функции?(Беседа учителя)




Конспект урока

География,9 класс

Тема урока «СИБИРЬ: ХОЗЯЙСТВО»

Цели и задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями формирования хозяйства Сибири и его современным состоянием.

Развивающие: продолжать отрабатывать умения и навыки работы с атласом и учебником, продолжить обучение интеллектуальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, преобразование учебного материала систематизация знаний, оформление выводов).

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю; способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.

Методы проведения занятия: частично-поисковый, беседа. демонстрация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: атласы, учебник «География,9 класс»(А.И.Алексеев, В.В.Николин и др.), мультимедиа-презентация «Транссибирская магистраль»,энциклопедия «География России»

Ход урока

Орг. момент

2.Проверка домашнего задания:

- Устно (фронтальный опрос)

1.Когда и кем началось освоение Сибири?

2.Почему с конца 16 века в Сибирь устремился поток переселенцев?

3.Как изменился состав населения в советское время?

4.Какова демографическая ситуация в Сибири в настоящее время?

- Письменно(индивидуально)

5.Какие народы живут в Сибири? Чем они занимаются?

3.Актуализация знаний:

1.Особенности Сибири -огромная территория, наличие крупных и многоводных рек, суровый климат, бескрайняя тайга и многолетняя мерзлота.

-На какие части делится территория Сибири?

-Назовите крупные формы рельефа Сибири.

- Главные реки Сибири.

-Почему климат Сибири называют суровым? Влияние многолетней мерзлоты на деятельность человека.

-Оцените природные условия Сибири с точки зрения их пригодности для жизни, быта и хозяйственной деятельности.

4.Мотивация и целеполагание:

-По мере заселения и освоения Сибири, развития транспорта, добывающей и перерабатывающей промышленности Сибирьприобретает все большее значение для России. История XX века показала, что Советский Союз не мог отстоять свою независимость и приобрести международное влияние без опоры на ресурсы Сибири. Прокомментируйте это утверждение.

-Почему, несмотря на огромные природные богатства, Сибирь до настоящего времени имеет низкую степень хозяйственной освоенности?

-Какую тему раскрываем сегодня на уроке?

 

Новая тема

1.Когда Сибирь стала выполнять промышленные и транспортные функции?

2.Роль Транссибирской магистрали.

3.Сибирь в советское время.

4.Сибирь сегодня.

Когда Сибирь стала выполнять промышленные и транспортные функции?(Беседа учителя)

В течение многих столетий население Сибири и Дальнего Востока занимались кочевым скотоводством: оленеводством на севере и разведением овец и лошадей в степной части, рыболовством в тайге и на побережье морей. Вплоть до 19 века. В XIX веке в Сибири активно развивается золотопромышленность, по объёму производства одно время превышавшая все остальные отрасли промышленности вместе взятые. Сибирь в середине века стала давать 70 % — 78 % от всей добычи золота в стране. Золотопромышленность по стоимости продукции и численности рабочих стала крупнейшей отраслью горного дела в Сибири. Город Нерчинск (серебро, свинец). Кяхта-город в Забайкалье через который проходили торговые пути в Китай.(18 век).

. Из 86 горных пород и минералов, добывавшихся к моменту крестьянской реформы в России, не менее 12 добывались только в Сибири. Сибирская горнодобывающая промышленность была сконцентрирована в южных, более обжитых и удобных для жизни районах. В то же время возникают новые бумажные, кожевенные, мыловаренные, стекольные, мукомольные производства.

После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесные и степные районы Сибири хлынули миллионы крестьян из центральных губерний. Их усилиями Западная Сибирь была превращена в крупный зерновой и животноводческий район. Восточная Сибирь и Дальний Восток по-прежнему оставались неразвитыми, освоение и использование земель шло экстенсивно. В 30-50 годы начались сталинские репрессии. Большое количество людей было переселено насильственно на территорию Сибири и Дальнего Востока. Благодаря им были построены города, мосты, дороги в труднодоступные районы, велись разработки и добыча полезных ископаемых. В годы великой отечественной войны большая часть военных предприятий была переброшена в города Западной Сибири, расположенные вдоль железной дороги, что послужило в дальнейшем развитию промышленности этого региона. В 60-е годы начинается добыча нефти и газа на севере Западной Сибири, что дало толчок развитию нефтяной и газовой промышленности. В 70-е годы осуществляется большое транспортное строительство (Байкало-Амурская магистраль – БАМ, дорога на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль – АЯМ). Эти дороги были проведены к местам месторождений полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока, что послужило строительству посёлков и городов. Сибирь — основная «кладовая» природных ресурсов России. В недрах Сибири содержатся: почти 85 % российских запасов природного газа и 80 — нефти; свыше 90 и 75 % соответственно бурого и каменного угля; более 95 % свинца; около 90 % молибдена, платины и платиноидов; свыше 80 % слюды-мусковита и графита; около 80 % алмазов, 75 — золота, 70 — никеля и меди, 50 — олова и цинка. Главным образом за счет Сибири Россия занимает ведущие места в мире по природным запасам Еще более высока роль Сибири в добыче минеральных ресурсов, особенно топливно-энергетических (газа естественного около 93 % российской добычи, угля — 85, нефти — свыше 70 %). Аналогичная картина и по водным ресурсам. Россия по важнейшей составляющей этих ресурсов — речному стоку — занимает второе место в мире (после Бразилии), при этом основная величина стока (около 60 %) приходится на Сибирь. Здесь сосредоточено почти две трети водного фонда страны, прежде всего благодаря крупнейшим в стране водохранилищам Ангаро-Енисейского каскада, а также множеству озер, из которых выделяется Байкал, содержащий более 85 % пресных озерных вод России. Природное богатство Сибири — лес. Лесопокрытая площадь Сибири достигает почти 60 % от российской, причем доля самых ценных (хвойных) лесов составляет 67,9 %. Расчетная лесосека, определяющая возможности получения древесины, в многолесных сибирских регионах — Красноярском крае, Иркутской, Томской и Тюменской областях (с лесистостью более 70 %) — крупнейшая в стране. Около половины охотничьих угодий страны сосредоточено также в Сибири, ей же принадлежит лидирующая роль в добыче пушнины.

Всё это способствовало созданию крупных территориально-производственных комплексов на базе эффективных энергетических и сырьевых ресурсов. Хотя в целом транспортная и хозяйственная освоенность территории остаются низкими.

2.Транссиби́рская железнодорóжная магистрáль (Трансси́б), Вели́кий Сиби́рский путь (историческое название)

(Презентация «Транссибирская магистраль»)

Информация к презентации

Железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути: Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря).

В 2002 году завершена полная электрификация.25 февраля (9 марта) 1891 года Александр III подписал именной высочайший указ, данный министру путей сообщений, о строительстве Транссибирской железной дороги. Согласно предварительным расчётам, стоимость строительства железной дороги должна была составить 350 миллионов рублей золотом (по данным советской энциклопедии, в итоге израсходовано было в несколько раз больше). Общая стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1916 год составила до 1,5 миллиарда рублей.

Движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года, после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Регулярное железнодорожное сообщение между столицей империи Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами Владивостоком и Порт-Артуром было установлено 1 (14) июля 1903 год, хотя через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге18 сентября (1 октября) 1904 года, а спустя год, 16 (29) октября 1905 года Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского пути, была принята в постоянную эксплуатацию, и поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ от берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана.

Интересно знать, что…

Строительство велось только за счёт собственных средств государства без привлечения иностранного капитала. В начале строительства привлекалось 9 600 человек, к 1896 году - уже около 80 000 человек. Ежегодно в среднем строилось 650 км железнодорожных путей, по состоянию на 1903 год, было уложено более 12 миллионов шпал, 1 миллион тонн рельсов, общая длина построенных железнодорожных мостов и тоннелей составила более 100 км. По состоянию на октябрь 2014 года самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: