1. Цель работы
1.1. Изучение математической модели синхронного двигателя и реализация её в Simulink MATLAB.
1.2. Исследование с помощью математической модели переходных процессов синхронного двигателя.
2. Программа и указания к выполнению работы
2.1 Описание математической модели
Для анализа переходных процессов и исследования статической и динамической устойчивости синхронных машин удобно использовать систему координатных осей
d, q, неподвижных относительно ротора.
Для идеализированного синхронного двигателя с явновыраженными полюсами, оснащённого как обмоткой возбуждения, так и пусковой обмоткой, система уравнений электрического равновесия имеет вид
(1)
где u d, u q, i d, i q, ψd, ψq – напряжения, токи и потокосцепления обмоток якоря по осям d и q; r – активное сопротивление фазы обмотки якоря; u e, i e, ψe, r e – величины напряжения, тока, потокосцепления и активного сопротивления обмотки возбуждения, приведенные к обмотке якоря; i pd, i pq, ψpd, ψpq, r pd, r pq – токи, потокосцепления и активные сопротивления пусковой обмотки по осям d и q; ωr – угловая скорость ротора в электрических радианах в секунду; t – время; p – оператор дифференциирования.
Система уравнений электрического равновесия (1) справедлива как для поименованных, так и относительных величин. Система уравнений потокосцеплений для относительных величин может быть представлена в виде:
![]() |
(2)
где xd, xe, xpd, xq, xpq – полные индуктивные сопротивления обмотки якоря, обмотки возбуждения и пусковой обмотки по осям d и q; xad и xaq – индуктивные сопротивления взаимной индукции по осям d и q;
Уравнение электромагнитного момента в системе относительных велич имеет вид
(3)
Уравнение механического равновесия для системы относительных величин записывается в виде
(4)
где J – приведенный к ротору момент инерции; Ms – момент механической нагрузки на валу двигателя.
При симметричном питании составляющие напряжения якоря по осям d и q в относительных величинах могут быть представлены в виде
![]() |
(5)
где U – относительная величина напряжения питания. Для номинального напряжения U = 1; θ – угол нагрузки.
Зависимость между ωr и θ в системе относительных единиц определяется выражением
(6)
Уравнения (1) – (6) составляют математическую модель синхронного двигателя. После преобразования математической модели в форму, удобную для моделирования в Simulink MATLAB, система уравнений математической модели принимает вид
![]() |
(7)
Где коэффициенты в выражениях для токов определяются по формулам
(8)
Для номинального режима напряжение возбуждения и поток обмотки возбуждения в относительных величинах могут быть рассчитаны по формулам
![]() |
(9)
Схема математической модели, реализованная в Simulink MATLAB, представлена на рисунке 1.
На схеме блоки F1, S1 и I1 реализуют решение 1-го уравнения системы(7), а блоки F2,S2 и I2 – решение 2-го уравнения системы, вырабатывая на выходе потокосцепления обмотки якоря по продольной Yd и поперечной Yq оси. Блоки S3 и I3 решают 3-е уравнение системы (7) и вырабатывают на выходе потокосцепление обмотки возбуждения Ye. Блок Ue воспроизводит напряжение питания обмотки возбуждения. На схеме он отсоединён, что соответствует задаче запуска синхронного двигателя асинхронным пуском без возбуждения. Блоки I4 и I5 воспроизводят решение 5-го и 6-го уравнения системы (7) и вырабатывают соответственно потокосцепления пусковой обмотки по продольной Ypd и поперечной Ypq осям. Блоки S7, S8, S9, S10 и S11, используя полученные потокосцепления, решают уравнения для токов(6-e – 10-e уравнения системы (7)). Блоки P3,P4 и S6 решают уравнение11 системы (7) т.е. уравнение электромагнитного момента. Блоки S4, K6 и I6 решают уравнение движения (12-е в системе (7)), вырабатывая на выходе скорость вращения ротора ωr. Блоки ωs, S5 и I7 решают уравнение 13 системы (7). На выходе блока S5 вырабатывается скольжение, а на выходе блока I7 вырабатывается угол нагрузки θ.
Рис.1. Схема моделирования синхронного двигател
2.2. Исходные данные
Варианты исходных данных представлены в таблице 1.
Исходные данные Таблица 1
Nr вар | r* 103, о.е. | re* 103, о.е. | rpd, о.е. | rpq, о.е. | xd, о.е. | xq, о.е. | xe, о.е. | xad, о.е. | xaq, о.е. | xpd, о.е. | xpq, о.е. | J, о.е. |
32.1 | 6.78 | 0.207 | 0.084 | 1.189 | 0.741 | 1.331 | 1.110 | 0.663 | 1.229 | 0,709 | 143.7 | |
28.4 | 5.81 | 0.133 | 0.056 | 1.412 | 0.877 | 1.592 | 1.319 | 0.784 | 1.470 | 0,844 | 162.3 | |
21.7 | 4.05 | 0.113 | 0.056 | 1.236 | 0.759 | 1.376 | 1.128 | 0.651 | 1.217 | 0.694 | 293.1 | |
24.0 | 5.41 | 0.132 | 0.059 | 1.151 | 0.729 | 1.327 | 1.056 | 0.634 | 1.192 | 0.691 | 207.3 | |
39.8 | 3.03 | 0.124 | 0.059 | 1.287 | 0.811 | 1.429 | 1.187 | 0.711 | 1.320 | 0.771 | 247.5 | |
20.7 | 5.64 | 0.100 | 0.054 | 1.656 | 0.886 | 1.806 | 1.584 | 0.814 | 1.674 | 0.859 | 219.2 | |
16.9 | 2.92 | 0.098 | 0.049 | 1.244 | 0.766 | 1.409 | 1.153 | 0.675 | 1.281 | 0.736 | 284.4 | |
33.7 | 7.22 | 0.166 | 0.087 | 1.632 | 0.963 | 1.734 | 1.548 | 0.879 | 1.657 | 0.934 | 255.3 | |
23.8 | 4.74 | 0.123 | 0.061 | 1.545 | 0.939 | 1.702 | 1.425 | 0.819 | 1.522 | 0.867 | 253.3 | |
18.9 | 2.52 | 0.095 | 0.046 | 1.347 | 0.825 | 1.477 | 1.232 | 0.710 | 1.364 | 0.771 | 276.8 | |
19.8 | 3.48 | 0,091 | 0.046 | 1.421 | 0.822 | 1.571 | 1.357 | 0.758 | 1.431 | 0.794 | 287.8 | |
24.5 | 5.99 | 0.104 | 0.055 | 1.598 | 0.906 | 1.754 | 1.503 | 0.811 | 1.622 | 0.871 | 232.8 | |
32.4 | 6.25 | 0.140 | 0.069 | 1.632 | 0.926 | 1.745 | 1.553 | 0.847 | 1.651 | 0.893 | 166.3 | |
30.8 | 6.58 | 0.151 | 0.069 | 1.395 | 0.807 | 1.552 | 1.312 | 0.724 | 1.419 | 0.770 | 194.6 | |
29.1 | 5.49 | 0.146 | 0.076 | 1.609 | 0.921 | 1.745 | 1.526 | 0.838 | 1.628 | 0.889 | 209.1 | |
30.7 | 4.54 | 0.169 | 0.051 | 1.121 | 0.756 | 1.350 | 1.107 | 0.642 | 1.202 | 0.689 | 210.2 | |
23.8 | 6.78 | 0.123 | 0.061 | 1.189 | 0.741 | 1.331 | 1.110 | 0.663 | 1.229 | 0,709 | 143.7 | |
18.9 | 5.81 | 0.095 | 0.046 | 1.412 | 0.877 | 1.592 | 1.319 | 0.784 | 1.470 | 0,844 | 162.3 | |
19.8 | 4.05 | 0,091 | 0.046 | 1.236 | 0.759 | 1.376 | 1.128 | 0.651 | 1.217 | 0.694 | 293.1 | |
24.5 | 5.41 | 0.104 | 0.055 | 1.151 | 0.729 | 1.327 | 1.056 | 0.634 | 1.192 | 0.691 | 207.3 | |
32.4 | 3.03 | 0.140 | 0.069 | 1.287 | 0.811 | 1.429 | 1.187 | 0.711 | 1.320 | 0.771 | 247.5 | |
32.1 | 5.64 | 0.151 | 0.069 | 1.656 | 0.886 | 1.806 | 1.584 | 0.814 | 1.674 | 0.859 | 219.2 | |
28.4 | 2.92 | 0.146 | 0.076 | 1.244 | 0.766 | 1.409 | 1.153 | 0.675 | 1.281 | 0.736 | 284.4 | |
21.7 | 7.22 | 0.123 | 0.061 | 1.632 | 0.963 | 1.734 | 1.548 | 0.879 | 1.657 | 0.934 | 255.3 | |
24.0 | 4.74 | 0.124 | 0.059 | 1.545 | 0.939 | 1.702 | 1.425 | 0.819 | 1.522 | 0.867 | 253.3 | |
39.8 | 2.52 | 0.100 | 0.054 | 1.347 | 0.825 | 1.477 | 1.232 | 0.710 | 1.364 | 0.771 | 276.8 | |
20.7 | 3.48 | 0.098 | 0.049 | 1.421 | 0.822 | 1.571 | 1.357 | 0.758 | 1.431 | 0.794 | 287.8 | |
16.9 | 5.99 | 0.166 | 0.087 | 1.598 | 0.906 | 1.754 | 1.503 | 0.811 | 1.622 | 0.871 | 232.8 | |
33.7 | 6.25 | 0.123 | 0.061 | 1.632 | 0.926 | 1.745 | 1.553 | 0.847 | 1.651 | 0.893 | 166.3 | |
23.8 | 6.58 | 0.207 | 0.084 | 1.395 | 0.807 | 1.552 | 1.312 | 0.724 | 1.419 | 0.770 | 194.6 | |
31,7 | 5.54 | 0.139 | 0.061 | 1.191 | 0.736 | 1.350 | 1.117 | 0.662 | 1.202 | 0.699 | 218.2 |
2.3. Подготовка задачи.
Подготовка задачи заключается в расчёте параметров и передаточных коэффициентов математической модели синхронного двигателя. Ниже приведен пример подготовки задачи для 31-го варианта исходных данных.
2.3.1. Расчёт параметров модели.
Индуктивные сопротивления рассеяния обмотки якоря, обмотки возбуждения и пусковой обмотки по осям d şi q
![]() |
(10)
2.3.2. Расчёт коэффициентов математической модели
![]() |
2.3.3. Передаточные коэффициенты
K1 = K2 = r = 0.0317; K3 = re = 5.54*10 -3; K4 = -r pd = -0.139;
K5 = -r pq = -0.061; K6 = 1/J = 1/218.2; K71 = Kd = 7.551;
K72 = K92 = Kd1 = 1.916; K73 = K102 = Kd2 = 5.235; K81 = Kq = 9.253;
K82 = K112 = Kq1 = 8.769; K91 = Ke = 3.695;K93 = K103 = Kd3 = 1.653;
K101 = Kpd = 7.232;K111 = Kpq = 9.741.
2.4. Подготовка модели и выполнение исследований
Подготовка модели заключается в установке рассчитанных параметров в соответствующих блоках.
Исследования заключаются в снятии осциллограмм процесса пуска – зависимостей электромагнитного момента и скорости вращения ротора от времени Meм(t) и ωr(t) для 3-х случаев:
1. Обмотка возбуждения отключена от источника питания и закорочена накоротко;
2. Обмотка возбуждения подключена к источнику питания;
3. Обмотка возбуждения отключена от источника питания и её сопротивление увеличено в 10 раз.
Примеры снимаемых осциллограмм приведены на рисунках Рис.2 – Рис.4.
Рис.2. Осциллограмма процесса пуска синхронного двигателя в возбуждённом состоянии (обмотка возбуждения подключена к источнику питания).
Зависимости Mem(t), ωr(t).
Рис.3. Осциллограмма процесса пуска при закороченной
накоротко обмотке возбуждения. Зависимости Mem(t), ωr(t).
Рис.4. Осциллограмма процесса пуска при отключённом питании обмотки возбуждения и увеличенном в10 раз сопротивлении обмотки возбуждения.
Зависимости Mem(t), ωr(t).
3. Содержание отчёта
Отчёт должен содержать следующие разделы:
- Исходная математическая модель
- Схема моделирования
- Расчёт необходимых параметров и передаточных коэффициентов модели
- Снятые осциллограммы
- Анализ результатов и выводы
4. Контрольные вопросы
1.1. Как влияет подключение обмотки возбуждения на процесс асинхронного пуска синхронного двигателя?
1.2. В чём разница между статической и динамической устойчивостью синхронной машиныÎn?
1.3. Как влияет величина тока возбуждения на угловую характеристику синхронной машины?
1.4. Как влияет конструкция ротора синхронной машины на её параметры?