Великая Отечественная Война в живописи советских художников.




 

 

«В ту ночь всё огневое было, все – звезды, замыслы слова: А поутру сердца знобило, звала набатная молва. И звезды стерлись, и распалась мечта. Он снял с крюка шинель. И словно море в шторм, осталась в углу неприбранной постель….»

Сергей Поделков 22 июня 1941г.

Смертельная опасность нависла над нашей Родиной 22 июня 1941 года. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. "Все для фронта, все для победы" - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. Советские художники также почувствовали себя призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины. Искусство закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе. Таким образом, беспримерный героизм советских людей, проявляемый на каждом шагу - на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской живописи этих лет.

Тема: «Великая отечественная война в живописи советских художников»

Цель: Познакомить учащихся с произведениями художников о Великой Отечественной Войне и выяснить, какое эмоциональное настроение передавали в разные годы их произведения.

Задачи: Изучить литературу по теме: «Великая отечественная война в живописи советских художников»

- учиться распознавать передаваемое художником эмоциональное настроение картины

- провести сравнительный анализ работ художников написанных в разные периоды Великой Отечественной Войны»

ГЛАВА 1. Историческая живопись – это изображение значительных событий в развитии общества. Исторический жанр - один из самых трудоемких жанров в живописи. Он требует от художника широких исторических знаний. В исторической живописи мы видим, прежде вс его, реальные события, которые происходили раньше, взволнованный рассказ о людях прошлого, об их подвигах, жизни и смерти. Всюду, на фронте, в тылу живописцы создавали художественную летопись Великой Отечественной войны, писали по горячим следам сра жений. Эскизы, наброски, графические листы, сделанные на полях сражений, нередко воплощались в монументальные батальные полотна. ГЛАВА 2. 2.1. В самом начале войны, в конце июня 1941 года, появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И раклия Моисеевич Тоидзе "Родина -мать зовет!".

Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю гла зами. Выражение лица передает настроение тревоги и очень четко определяет главную мысль плаката — Родина -мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество. Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу. С плаката художника Дементия Алексеевича Шмаринова «Отомсти»(1942г) смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!

2.2. В первые годы войны на картинах художников краски грустные, неяркие, потому что они показывали настроение людей. Но на лицах людей – вера в нашу победу. Многие картины изображают проводы на фронт. На лицах тоска и надежда на встречу. На картинах изображающих страдания людей окружающая природа играет большую роль. Как будто сама земля дает отпор врагу. Погода пасмурная, небо с тяжелыми темными тучами. Это отчетливо прослеживается в картине Александра Александровича Дейнека «Окраины Москвы. Ноябрь 1941 года». Картина написана в 1941 году.

Впечатляющая сила картины Дейнека таится прежде всего в ее необычайном и вместе с тем очень простом по выражению замысле. Тяжелая для страны зима 1941 года. Фашистские войска стоят на подступах к Москве... На картине - несколько домов с выбитыми окнами, среди которых высятся остатки разрушенного строения; мимо мчится грузовик. Вот и все, что видно за рядами надолб и противотанковых ежей, расположенных на переднем плане. Но художнику оказалось достаточно изобразить это немногое, чтобы создать суровый образ неприступной русской столицы, образ, повествующий о драматических событиях истории нашей Родины. В развитии сюжета безлюдье окраины играет важную роль. Рисуя пейзаж безлюдным, художник тем самым внес в картину чувство настороженности; общему настроению полотна свойственна окраска суровой напряженности, драматизма. Зрителю ясно, что население покинуло жилище - кто ушел на фронт, кто рыть окопы, кто в тылу помогает своим трудом защите Родины. Но зрителю ясно и другое - здесь организована линия обороны, защитники Москвы укрепились, ушли под землю, здесь врагу уготована сокрушительная встреча. Я попытался сделать копию известной картины Александра Александровича Дайнека «Окраины Москвы. Ноябрь 1941 года». Но к большому сожалению, данное произведение храниться в Государственной Третьяковской Галерее и возможности написать копию данной картины с оригинала не было. И поэтому я воспользовался репродукцией.

2.3 В 1941 году началась блокада Ленинграда, она продолжалась 872 дня, с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. Суровая жизнь ленинградцев описана во многих картинах. Но люди не сдавались. Они жили и делали для победы всё, что могли. А фронт был совсем рядом. Эти суровые будни изображены в картинах Петра Петровича Белоусова «Из дневника блокады»,

Ярослава Сергеевича Николаева «Ленинградская зима 1941 -1942 гг. Очередь за хлебом» (1942),

Особое место в Ленинграде занимает Ладога. Именно по этому озеру проходила «Дорога жизни», которую постоянно бомбили фашисты. Они не давали уехать мирным жителям, не давали привезти продовольствие, вывести раненых. Эти же сюжеты мы видим на картине художника Бориса Васильевича Корнеева «Ладога. 23 апреля 1942 года»,

А на картине Сергея Ефимовича Захарова «Военный патруль в Ленинграде» (1944г.) мы видим суровый, но не сломленный город.

2.4. О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведали художники Аркадий Александрович Пластов в картине «Фашист пролетел» (1942),

Георгий Георгиевич Ряжский «В рабство» (1942, холст, масло).

Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа. В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям. ГЛАВА 3. 3.1. После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед! Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника Виктора Иванова «Пьем воду родного Днепра» (1943г.).

Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. На переднем плане — крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком. Искренняя взволнованность и лиричность, сыновняя любовь к матери - Родине, звучащие в этом плакате, сделали его любимым произведением народа. После перелома в ходе войны, меняется настроение художественных произведений, они уже проникнуты оптимизмом. Леонид Федорович Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" (1944)

Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе Анатолия Алексеевича Казанцева, Иосифа Александровича Серебряного, Валентина Александровича Серова. (1943г.)

Картина изображает радостный момент соединения войск двух фронтов. Она была создана художниками вскоре после прорыва блокады, когда в памяти людей еще свежи были недавние переживания и горести, когда сама земля еще хранила следы ожесточенных сражений. 3.2. Пройдя всю Европу наши войска подошли к Берлину. Берлинская операция закончилась водружением Красного Знамени на Рейхстаге и подписанием Акта о безоговорочной капитуляции Германии. 9 мая 1945 года вся страна праздновала Победу. Ликование в Берлине отображено на картинах Николая Николаевича Баскакова «Победа» (1974 г.),

Олег Григорьевич Пономаренко «Победа» (1974 г.).

По-разному встречали Победу. Одни проявляли себя в движении, а другие – в музыке, как на картинах Виктора Шаталина «Победа»

и Георгия Степановича Мелихова «День Победы в Берлине» (холст, масло, 1960г.).

А в Москве 9 мая прогремел праздничный салют – салют Победы! Очевидцы вспоминают о нем, как о незабываемом зрелище. Небо было расцвечено, москвичи вышли на улицы и их лица были радостными. Все поздравляли друг друга. Такое народное ликование изображено на картинах Ирины Белоглазовой «Салют Победы»,

Виктора Константиновича Дмитриевского «День Победы» (1982г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель и задачи моей работы были достигнуты и решены. Моя творческая работа и презентация, посвященные картинам, в которых изображалась Великая Отечественная Война, были донесены до учащихся. Знания у ребят в области военной живописи 1941-1945 гг. повысились. Рассмотрев картины разных художников, созданные в разные периоды Великой Отечественной Войны можно с уверенностью сказать, что они в полной мере отображают эмоциональное настроение с исторической действительностью. Художники, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом. Картины о Великой Отечественной войне отражают героические битвы на фронтах нашей Родины, партизанское движение, злодеяния фашистских извергов, призывая народ к ощущению грандиозности и величественности событий, заставляя потомков уважать подвиг воинов, побуждая в них патриотизм и готовность повторить совершенные подвиги. Годы Великой Отечественной войны явились одним из значительных этапов в истории советского искусства. И мы помним героев этой Войны, преклоняемся перед ними. Спасибо вам за Победу!!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: