При проведении фокусированного группового интервью необходимо учитывать некоторые организационные моменты, которые могут существенно влиять на результаты групповой дискуссии.
Помещение, в котором работает группа, должно быть просторным. Участники должны чувствовать себя комфортно и физически и психологически. Большинство участников чувствуют себя более удобно, когда сидят за столом. Участники выполняют за столом различные задания: заполняют бланки, рисуют, клеят. Кроме того, стол обеспечивает психологическую безопасность для более скрытных респондентов, снимая ощущение открытости и незащищенности в незнакомой ситуации. Необходимо посадить участников группы таким образом, чтобы иметь максимальную возможность для визуального контакта, как с ведущим, так и с другими членами группы. При этом кресло ведущего должно быть расположено таким образом, что бы во время проведения фокусированного группового интервью все участники были бы хорошо видны на видеозаписи. Лучше всего, для реализации этих целей, посадить всех участников группы за круглый или прямоугольный стол. Такое расположение участников помогает сломать стереотипы проведения занятия, сделать его более результативным.
Кроме того, необходимо проверить наличие достаточного количества стимульного материала, маркеров, бумаги и т.д., если их использование запланировано в работе группы.
Обычно фокусированное групповое интервью записывают на аудио - или видеопленку. Это необходимо, если фокусированное групповое интервью используются в качестве метода исследования, а также важно ведущему для анализа и рефлексии поведения группы и коррекции своего стиля ведения групповой дискуссии.
|
Принято считать, что наблюдение и запись не вносят радикальных изменений в ответы, так как сама обстановка уже делает комментарии публичными. Однако ведущий обязан в начале работы группы предупредить участников, что ведется запись их высказываний, и заверить в том, что запись останется конфиденциальной и ее использование будет ограничено.
Проведение фокусированного группового интервью. Успешность проведения фокусированного группового интервью, во многом зависит от первых минут работы. За это время ведущий должен сообщить основные правила работы и создать в группе атмосферу, которая способствовала бы максимальному раскрытию каждого участника группы.
Правило активности. Работа в фокусированном групповом интервью предполагает активное участие, высокую степень включенности в процесс обсуждения. Поэтому в начале работы группы, при выборе участников (особенно когда группа работает в режиме “аквариума”) ведущему важно подчеркнуть, что только активная позиция каждого сделает обсуждение эффективным и позволит достичь намеченных целей.
Правило персонификации высказываний (Я – высказывания). Выполнение этого правила позволяет снять внутреннее напряжение в группе, конструктивно влиять на возникающие конфликтные ситуации, которые часто проявляются в ситуации оценочных высказываний. Поэтому ведущий в начале занятия и при возникновении таких ситуаций должен подчеркивать, что оценке подвергается не сам участник, а содержание его высказывания.
Правило очередности высказывания участников группы. В начале группы ведущему важно подчеркнуть, что любая точка зрения в дискуссии является важной, и что все участники группового интервью имеют равные права. Для эффективного проведения дискуссии важно не потерять ни одного высказывания, поэтому важно, что бы участники высказывались по очереди, иначе часть информации будет утеряна.
|
Обсуждение правил работы группы в самом начале помогает ведущему управлять групповым процессом, осуществлять контроль за обсуждением. Оговаривая с участниками правила работы в группе, ведущий облегчает себе в дальнейшем управление группой. Особенно это важно при организации фокусированного группового интервью со школьниками.
Первые несколько вопросов следует задавать всем по очереди, чтобы ответил каждый. Иначе наиболее активные участники захватят инициативу, робкие будут молчать, и с каждой минутой им будет все труднее вступить в разговор. Любой, кто просидит 5 минут, не сказав ни слова, морально замкнется, и ему будет трудно вступить в беседу.
Обычно при проведении групп можно ожидать, что около 40% участников будут активно говорящими, и их нужно будет отчасти сдерживать, около 40% будут проявлять готовность высказаться, если представится удобная возможность, и около 20% будут склонно отмалчиваться.
Основной функцией ведущего в фокусированном групповом интервью является управление процессом обсуждения. Управление в фокусированном групповом интервью осуществляется на трех уровнях:
· управление содержанием обсуждения;
· управление взаимодействием участников внутри группы;
|
· самоконтроль ведущего.
Уровни управления тесно взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Это связано с тем, что содержательная и организационная составляющие процесса обсуждения так же тесно взаимосвязаны между собой.
Управление содержанием обсуждения. Основная часть дискуссии ведется в соответствии с заранее разработанным планом, но необходимо учитывать, что целью является не следование плану само по себе, максимально эффективная проработка группой содержания заданной темы. При этом перед ведущим, в ходе основной части дискуссии, встают две основные задачи: регулирование обсуждения и его фокусирование на проблеме исследования.
Фокусирование обсуждения означает, с одной стороны, удерживание его в рамках темы, а с другой, - углубление, полноценное ее раскрытие. Кроме того, одной из важнейших задач в фокусированном групповом интервью является обеспечение широты – максимальное расширение списка высказываний, имеющих отношение к обсуждаемому вопросу.
Концентрация обсуждения может быть достигнута как за счет сокращение вспомогательных этапов (вступительного, разогревающего и тд.), так и за счет поощрения лаконизма выступлений участников, увеличения продуманности, точности их высказываний, а также стимулирования темпа речи.
Управлять процессом обсуждения и контролировать его содержательную сторону помогают грамотно составленные вопросы. Например, использование дополнительных вопросов позволяет расширить границы обсуждения, а уточняющие сфокусировать на проблеме. Дополнительные методики, помимо основных функций, также позволяют вести контроль за содержанием обсуждения в фокусированном групповом интервью, направляя его в нужное русло. Таким образом, важно на подготовительном этапе продумать каким образом, с помощью каких методик можно будет управлять содержательной стороной процесса обсуждения в фокусированном интервью.
Управление взаимодействием участников. Данный вид контроля предполагает управление участниками процесса обсуждения, таким образом, что бы обсуждение было максимально эффективно и проявляется во взаимодействии участников с ведущим и между собой.
Кроме того, преподаватель в своей работе должен уметь использовать техники, которые помогают эффективно управлять процессом обсуждения.
· балансировка участия (визуальный контакт, использование "паузы ожидания");
· активное слушание;
· контроль за деструктивным поведением участников;
· поощрение конструктивного лидерства.
Балансировка участия. В групповом интервью необходим стопроцентный охват всех участников в дискуссии, а также выравнивания степени их участия, т.е. обеспечение необязательно равного, но сопоставимого вклада в общее обсуждение. Поэтому ведущему важно сдерживать слишком активных участников и поощрять робких. Для этого можно использовать прямой визуальный контакт с участниками группы, обращение к отдельным участникам. Еще одной техникой распределения активности между участниками группового фокусированного интервью является "пауза ожидания". Она может существенно влиять на продолжительность ответа, увеличение числа высказываний, включенность участников в обсуждение. Выделяют два интервала ожидания:
· «Пауза ожидания – 1» - между вопросом ведущего и ответом участника;
· «Пауза ожидания – 2» - между ответом участника и реакцией на него со стороны ведущего. Второй вид паузы в большей степени контролируется самим ведущим.
Когда групповое обсуждение вступает в основную фазу, участники часто становятся полны энтузиазма относительно некоторых аспектов дискуссии. При этом они начинают нарушать регламент и говорят одновременно. Это является хорошим признаком, свидетельствующим об увлеченности участников группы темой обсуждения. Поэтому важно дать высокую оценку заинтересованности участников, но в тоже время установить контроль за взаимодействием участников, чтобы не потерять ценную информацию.
Столкновение различных точек зрения иногда приводит к конфликтам внутри группы или между участником и руководителем групповой дискуссии. Поэтому ведущий должен быть психологически готов к такому развитию событий в рамках дискуссии. Руководитель должен быть настроен на управление конфликтом, на сохранение позиции сотрудничества, быть готовым проявить инициативу в принятии ответственности за возникновение и развитие ситуации.
Активное слушание. Одной из наиболее эффективных техник, которая используется в практике интервью, является активное слушание. Оно помогает направлять обсуждение по намеченному пути. Также внимательное слушание оказывает благоприятное влияние на групповой процесс, т. к. убеждает слушателей в важности сказанного.
И. Атватер выделяет в техниках активного слушания два уровня: нерефлексивное и рефлексивное слушание. Они могут быть использованы как в индивидуальной беседе, так и при управлении групповой дискуссией.
Нерефлексивное слушание простейшая техника, которая сводиться к минимальной активности преподавателя. Уместные реакции в нерефлексивном слушании:
· «внимательное» молчание (невербальные реакции: кивки головой, наклон корпуса и тд.);
· минимизация ответов (вербальные реакции: угу-поддакивания, эхо реакции);
Нерефлексивное слушание используется в начале группового интервью, при обсуждении вопросов, актуальных для всех участников группы, когда участники группы испытывают затруднения в выражении своей позиции, для выравнивания позиций участников дискуссии (ситуации учитель-ученик, начальник-подчиненный). В нерефлексивном слушание позиция ведущего относительно пассивна. Основная задача ведущего получить информацию содержательного плана от каждого участника. В то же время использование нерефлексивного слушания бывает не эффективным, если у участников дискуссии отсутствует интерес к теме обсуждения, или они хотят получить от ведущего более активную поддержку. Кроме того, развитие дискуссии предполагает более активную позицию ведущего и использование техники рефлексивного слушания.
Рефлексивное слушание предполагает использование следующих реакций:
· уточнение;
· перефразирование (парафраз);
· отражение чувств;
· резюмирование;
Уточнение. Помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному восприятию. Можно использовать фразы: «Пожалуйста, уточните это...», «Что вы имеете в виду...». Такие вопросы заставляют улучшить, уточнить первоначальное сообщение. Как вариант уточнения можно рассматривать запрос на более подробное изложение («Расскажите об этом подробнее...»). Следует отметить, что замечания должны быть сфокусированны на сообщение говорящего, а не на его личности.
Перефразирование. Предполагает формулировку сообщения своими словами для проверки правильности понимания. «Как я понял Вас...», «Вы думаете...», «Другими словами Вы хотите сказать...». При перефразирование выбираются основные моменты сообщения. Интерес представляет смысл идеи, а не установки и чувства собеседника. Кроме того, недопустимым является механическое, буквальное повторение слов собеседника, т.к. это заставляет участников интервью думать, что ведущий не следит за ходом обсуждения и не пытается понять их точку зрения.
Отражение чувств. Иногда, для активизации обсуждения, полезно сместить акцент с содержания высказываний участников на их эмоциональное состояние, чувства. Отражая чувства участников, ведущий показывает, что понимает их состояние. При этом можно использовать фразы: «Мне кажется, что Вы чувствуете...», «Вас сильно беспокоит...», «Вы несколько расстроены...». При этом ведущий должен помнить цели фокусированного группового интервью и не увлекаться работой с эмоциональным состоянием участников дискуссии.
Резюмирование. Заключается в подытоживании основных идей или чувств участников группы. Резюмирование помогает соединить фрагменты дискуссии в единое смысловое целое. Они дают преподавателю уверенность, в точном восприятии сообщений участников дискуссии и одновременно дают понять участнику насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. При работе группы создаются ситуации, когда обсуждение заходит в тупик. Без резюмирования группа может потратить много времени, реагируя на поверхностные, отвлекающие реплики, вместо обсуждения темы дискуссии.
При резюмировании целесообразно использовать фразы: «Вашими основными идеями являются...», «Если подытожить сказанное Вами...».
Использование всех этих реакций позволяет ведущему активно управлять процессом обсуждения. В данной ситуации взаимодействия и ведущий, и участник фокусированного группового интервью занимает активную позицию при обмене информацией.
Контроль за деструктивным поведением участников и поощрение конструктивного лидерства. Ведущему иногда приходиться вмешивается в групповое обсуждение, чтобы справиться с различного рода трудными участниками, которые могут снижать продуктивность группового процесса.
Наряду с участниками, демонстрирующими деструктивное поведение, в дискуссии существуют участники, которые вносят позитивные моменты в работу группы (таблица 1). Такие участники становятся помощниками руководителя групповой дискуссии. Остальные участники обсуждения, как правило, естественным образом группируются вокруг лидеров мнений. Поэтому важно поощрять конструктивных лидеров и их участие, как в обсуждении проблемы, так и в вопросах контроля за групповым обсуждением. При этом особую ценность имеет степень развития группового и индивидуального самоконтроля, которую достигает группа при помощи руководителя групповой дискуссии. Ослабление контроля за группой может привести либо к авториторизму, либо к попустительству, что неприемлемо при проведении фокусированного группового интервью.
Таблица 1.
Описание поведения конструктивных и деструктивных групп участников.
Группы участников | |
Конструктивные. Лидеры мнений Люди, умеющие аргументировано высказываться, отстаивать свою точку зрения в споре. Союзники ведущего. Помогают поддерживать упорядоченность дискуссии, возвращают ее в нужное русло. Сдержанные участники. Основной контингент участников. Стараются не выдвигать себя на первый план, опасаясь помешать высказаться другим и желая убедиться, что в их мнении действительно заинтересованы. Застенчивые. Похожи на сдержанных, но характеризуются большей неуверенностью в себе. Чувствительны к эмоциональному тонусу группы. | Деструктивные. Конкурент ведущего Пытается убедить группу и модератора в том, что объявленная тема не интересна или неактуальна, и активно предлагают выбрать для обсуждения более интересную тему. Доминатор стремиться сам ответить на все вопросы и не дает никому говорить, стремясь, все время быть в центре внимания и подавляя альтернативные точки зрения. Эксперт. Имеют больший опыт в обсуждаемой проблеме, или занимают влиятельное положение в обществе. Оказывают сдерживающее влияние на других участников группы, которые считают их более авторитетными. Антагонист. Выражает критичные точки зрения по любому аспекту обсуждаемой темы. Весельчак. Стремиться во всем найти повод для острот, причем тема этих острот обычна не связана с предметом обсуждения. Нашептыватель. Часто отвлекает других участников разговорами шепотом. Заинтересованы темой обсуждения, но мешают эффективному проведению группы, навязывая окружающим локальные разговоры. Пассивный участник. Неучастие в работе группы выражается различными способами. Демонстрирует отсутствие интереса к происходящему в группе. Иногда неучастие носит агрессивный, демонстративный характер. Иногда такой участник склонен соглашаться с любой точкой зрения (соглашатель). |
Самоконтроль ведущего фокусированного группового интервью. Помимо контроля за содержательной и организационной стороной процесса ведущий должен уметь отслеживать свои реакции на происходящее в группе и осознавать их влияние на обсуждение в группе.
Поведение ведущего в группе, стиль руководства группой, отношение к отдельным участникам служат своеобразным эталоном для остальных участников группы. Поэтому реакции руководителя как на процесс в целом, так и на отдельных участников может определять характер обсуждения.
Наиболее эффективным стилем руководства группой является демократический. Данный стиль руководства предполагает открытую позицию ведущего, ориентацию на сотрудничество на каждом этапе организации и проведении фокусированного группового интервью. Контроль за стилем руководства группой является одним из основных при подготовке ведущего к управлению группой.
Кроме того, в проведении группового интервью, ведущему следует избегать выражение своей точки зрения. Так как, ведущий, выражающий собственные взгляды, часто получает в ответ неискренние сообщения или оправдательные замечания, либо вообще сдерживает течение дискуссии в группе. На наш взгляд, лишь ситуация прямого запроса со стороны группы, на мнение ведущего по данному вопросу, может рассматриваться как достаточный аргумент в пользу выражения своей точки зрения на проблему. При этом следует помнить, что интервью проводится для того, чтобы определить как участники воспринимают те или иные явления, а не то, как участники группы реагируют на точку зрения ведущего.
Кроме того, ведущий должен знать о том, как субъективные влияния могут воздействовать на ход групповой дискуссии. В качестве примера можно привести ситуации когда:
· ведущий может благоприятными комментариями, улыбкой стимулировать одних участников и неблагоприятными комментариями, ошеломленными взглядами мешает участникам с противоположной точкой зрения.
· ведущий может быть терпеливым и поддерживающим, когда кому-то трудно сформулировать благоприятную мысль, и не оказывать помощи тому, кто затрудняется сформулировать неблагоприятную позицию.
Внутренний контроль ведущего является важным элементом управления групповым процессом, так как влияет на содержательную и процессуальную стороны обсуждения, кроме того, способствует развитию индивидуального самоконтроля каждого участника обсуждения и группового самоконтроля в целом.
Литература:
1. И. Атватер Я Вас слушаю… - М.: Экономика, 1988
2. С.А. Белановский Метод фокус-групп. - М.: Магистр, 1996.
3. С.А. Белановский Методика и техника фокусированного интервью. - М.: Наука, 1993.
4. Н.Н. Богомолова, О.Т. Мельникова, Т.В. Фоломеева Фокус-группа как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную психологию. - М.: Наука, 1994 - с. 193-209.
5. Н.Н. Богомолова, Т.В. Фоломеева Метод фокус-групп в социально-психологическом исследовании. - М.: Магистр, 1997.
6. И.Ф. Девятко Методы социологического исследования. – Екатеринбург, 1998.
7.Е.В. Дмитриева Метод фокус-групп. Проблема подготовки, проведения, анализа//Социологические исследования. - 1999. - № 8. - с. 133-138.
8. Е.В. Дмитриева Фокус группы в маркетинге и социологии. - М.: Центр, 1998.
9. Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг Качественные методы в полевых социологических исследованиях. - М.: Логос, 1999.
10.В.В. Семенова Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: Добросвет, 1998.
11. Merton R. K., Fiske M. & Kendall P. L. The focused interview. - New York: The free press, 1990.
Приложение 1
План проведения фокусированного группового интервью
Тема: Изучение отношения студентовуниверситета к профессии учителя и предстоящей педагогической практике.
Вводная часть (5-10 минут). Определение целей групповой дискуссии, правила проведения и участия в фокусированном групповом интервью.
Знакомство участников:
упражнение «снежный ком». Каждый участник группы по очереди, по кругу, называет свое имя, и сравнивает свое настроение с погодой. Второй участник перед тем, как представится, повторяет имя предыдущего. Круг замыкается на ведущим, который повторяет имена всех участников и представляется сам. Это упражнение позволяет в короткий срок познакомится со всеми участниками группы.
Основная часть (50-60 минут)
задача: определить характер переживаний связанных со школой.
· Вспомните, какие переживания связаны у вас со школой?
задача: определить отношение студентов к профессии учителя.
· Как вы относитесь к профессии учителя?
· Хотели бы вы сами работать по окончании университета в школе?
· Определите отрицательные стороны в работе учителя?
· Определите положительные стороны в работе учителя?
· Какими качествами, на ваш взгляд должен обладать "идеальный" учитель?
· Ассоциации: "школа", "учитель", "класс".
задача: определить отношение к педагогической практике у студентов университета.
· Ваше отношение к предстоящей педагогической практике?
· Какие ожидания связаны у вас с предстоящей педагогической практике?
· С какими проблемами придется, на ваш взгляд, столкнутся на педагогической практике?
· Какую помощь и от кого вы ожидаете на педагогической практике?
Заключение (5-10 минут)
· Поделитесь своими впечатлениям от участия в группе.
· Что показалась вам важным и интересным при обсуждении данной темы.