Первый вариант
1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
2. Взаимодействие человека и природы.
Вопрос 1. При ответе на этот вопрос необходимо помнить, что философия - это одна из форм духовной деятельности человека и одна из древних областей духовной культуры человечества. Здесь необходимо раскрыть смысл термина «"философия», а также отметить, что в процессе своего существования философия неоднократно ставила вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания, искусства, политики, права, религии. Следует обратить внимание на то, что философские вопросы - это вопросы не об объектах (природных или сотворенных людьми), а об отношении к ним человека. Необходимо помнить, что философских споров нет там, где нет человеческих споров, человеческого присутствия.
В данном вопросе выделите основной вопрос философии, его стороны, определите круг вопросов, которые изучает философия и которые составляют ее предмет; укажите также основные разделы философии и предмет их анализа. Не забудьте определить и функции философии, в которых реализуются ее цели, задачи, назначение.
Вопрос 2. Взаимодействие человека и природы очевидно. Все, что имеет человек, взято им из «кладовой» природы. Но их взаимоотношения имеют сложный характер. Природа существует вне и независимо от человека, а человек зависит от нее. Нарушение этой взаимосвязи ведет к пагубным последствиям. Но отношения человека к природе на протяжении всей его истории менялось. Покажите, как исторически менялись взаимоотношения человека и природы, отметьте, что бесконтрольное вторжение человека в природу привело в XX веке к экологической катастрофе. Рассказывая об историческом изменении отношений человек-природа, обратите внимание на сущность теории географического детерминизма, впервые сформулированной французским философом Ш. Луи Монтескье и работе «О духе законов». Необходимо также в данном вопросе обратить внимание, как наука и техника оказывают мощное влияние и ускоряю! процесс изменения биосферы. С возникновением человечества осуществляемся переход к новому качественному состоянию биосферы-ноосферы (сфера живого и разумного) Раскройте понятие ноосферы. Учение о ноосфере несет в себе иной подход к решению проблемы взаимосвязи природы и человека. Опишите теорию ноосферы В.И. Вернадского и П.Тейяра де Шардене.
|
Второй вариант
1. Античная философия. Основные черты философии Древней Греции
2. Мировоззрение, его структура.
Вопрос 1. Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., около 1200 лет. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, именно здесь начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей, проблем. Отвечая на данный вопрос, необходимо выделить этапы и определить фундаментальные идеи и проблемы. Традиционно выделяют:
1. Ранняя классика (натуралисты, досократики); главные проблемы - космос, его строение.
2. Средняя классика (Сократ, его школа, софисты); главная проблема - сущность человека.
3. Высокая классика (Платон, Аристотель, их школы); главная проблема - синтез философского знания, его проблемы, методы.
|
4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека); главные проблемы -мораль и свобода, а также вопросы структуры космоса и человека, отношение Бога и человека.
При ответе на данный вопрос необходимо также назвать самых ярких представителей Древней Греции, раскрыть основные моменты их учения, а также выделить основные черты философии Древней Греции.
Вопрос 2. Отвечая на вопрос о мировоззрении, необходимо определить понятие «мировоззрение», его сущность и структуру. Помните, что мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина отражения мира может быть различной. Определите основные компоненты в структуре мировоззрения и раскройте их. Кроме того, необходимо определить основные уровни мировоззрения, раскрыть содержание каждого уровня.
В данном вопросе необходимо уяснить, что философия отвечает на мировоззренческие вопросы человека, формируя общий взгляд на мир, и важная роль в формировании мировоззрения принадлежит философии. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.
Третий вариант
1. Основные черты средневековой философии.
2. Культура и цивилизация.
Вопрос 1. Средневековая философия занимает большой период времени - I - XV в. н.э. Главная черта - сопричастность с проблемами религии. Философия развивается с учетом основных догм христианства (апологетика). Философия понимается как «служанка богословия». В данном вопросе необходимо определить основные этапы средневековой философии (патристика и схоластика). Средневековая философия - это философия доиндустриального, феодального общества, для которого характерно господство религиозного мировоззрения. Главная задача состоит в обосновании основных догм христианства. В связи с этим обращение к авторитетам античности - Платону и Аристотелю. На первом этапе - патристика- к философии Платона. Но философия Платона приводила к отрицанию вечного бессмертия и к идее переселения душ, что противоречило христианству. Возникают ереси - манихеи и альбигойцы. Критиковать Платона можно было, опираясь на не менее значимый авторитет. Поэтому Фома Аквинский обращается к Аристотелю.
|
При ответе на данный вопрос определите основные этапы, назовите основных представителей каждого этапа, раскройте основные черты средневековой философии; подчеркните, что, несмотря на господствовавшее религиозное мировоззрение, продолжалось развитие материалистической и идеалистической линии в философии. Данный момент проявился в спорах между реализмом и номинализмом. Раскройте сущность этих направлений.
Вопрос 2. В самые давние времена философов волновали вопросы: почему существуют различные языки, обычаи, почему живущие в одном регионе люди ведут разный образ жизни и имеют разные традиции. Особое значение эти вопросы приобрели в XIX веке. В это время проблемы культуры оказались тесно связанными с острыми политическими и социально-экономическими преобразованиями в Западной Европе, претендовавшей в те времена на первенство в мире. Раскройте понятие «культура». Помните, что философы эпохи Возрождения провозгласили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства.
Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII века в русле теории прогресса и употреблялось в единственном числе. Просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессивных иллюзий просветителей, богатый этно-исторический материал, полученный в «эпоху путешествий», обнаружил большое разнообразие культур вне Европы. Это привело к тому, что в начале XIX века возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация. Раскройте основные подходы к пониманию «цивилизация»: унитарный, стадиальный, локально-исторический.
При ответе на данный вопрос необходимо отметить, что цивилизация связана с установлением определенных норм, но нормы сами по себе не гарантируют сохранение общества и цивилизации. Поэтому важным структурным элементом цивилизации является культура.
Четвертый вариант
1. Европейская философия XVII века.
2. Глобальные проблемы современности.
Вопрос 1. XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений. Потребности нового производства изменили отношение людей к науке, целям и значению человеческого познания. Разум начинает рассматриваться как инструмент созидания и преобразования мира. Появляются новые подходы к науке, методам познания. Основные споры развернулись между двумя направлениями - рационализмом и эмпиризмом. Раскройте, в чем сущность каждого из этих направлений. Чем отличается метод научного исследования у Р. Декарта (рационализм) и Ф. Бэкона (эмпиризм)?
Отвечая на вопрос, необходимо отметить, что для философии XVII века (Нового времени) характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Задача науки и философии - содействие увеличению власти человека над природой. В центре философии данного периода - законы мышления, действующие во всех науках. Определите основные черты философии данного периода. Рассмотрите также социально-философские концепции данного периода, среди которых особое место принадлежит концепциям естественного права и «общественного договора» (Дж. Локк, Т. Гоббс).
Вопрос 2. Раскрывая данный вопрос, необходимо понять, что представляет собой современная цивилизация и в чем ее особенности. За тысячелетнюю историю человечество сформировало ценности, на базе которых складывается современная цивилизация. Назовите эти ценности.
Помните, что глобальные проблемы - совокупность проблем человечества, от которых зависит сохранение цивилизации, возникли в процессе нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой. Беспощадная эксплуатация природных богатств началась с эпохи Великих географических открытий, что существенно повлияло на биосферу всех континентов. Развитие мощной индустрии в Европе привело к экологическим бедствиям в этом регионе.
Раскройте, в чем сущность разрушающего воздействия на природу во второй половине XX века. В вопросе необходимо четко перечислить все глобальные проблемы, раскрыть их сущность и возможность предотвращения. Помните, что современная мировая цивилизация опирается на достижение промышленных научных революций. По своей сути она индустриальная, техногенная. В конце XX века индустриальная и техногенная цивилизация переходит в постиндустриальную, связанную с последними достижениями науки и техники. Обратите внимание на то, что глобальные проблемы приобрели всемирный характер, т. е. сферой их действия впервые стала вся планета, ее страны и регионы. Поэтому и решение глобальных проблем невозможно без объединения усилий всего человечества. Отсюда - поиск новых стратегий, новых путей, обеспечивающих сохранение цивилизации.
Пятый вариант
1. Эпоха Просвещения. Метафизический материализм XVIII века.
2. Диалектико-материалистическая картина мира.
Вопрос 1. XVIII век в истории Западной Европы называется 'Эпохой Просвещения. Для этого периода характерно умонастроение рационализма. Одним из главных направлений философии XVIII века является материализм. Всех философов Просвещения объединяет идея перестройки жизни на разумных началах, что можно осуществить путем распространения практически полезных знаний, особенно среди правителей, которые и должны внедрить принципы разума. Они критиковали религиозное мировоззрение, а также метафизические учения Декарта и Лейбница, в котором обосновывалась возможность доказательства бытия Бога, т.е. утверждалась согласованность разума с фундаментом религиозной веры. Возникает учение о человеке как части природы. Природа же существует сама по себе, не нуждаясь в сверхприродном начале. Материя - строительный материал природы - вечна и обладает движением, которое отождествлялось с механическим перемещением как необходимым свойством.
Раскройте основные черты философии данного времени, назовите основных представителей. Наиболее обобщенно механическое мировоззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе П. Гольбаха «Система природы».
Вопрос 2. Рассматривая историю философии, мы рассматривали взгляды многих мыслителей, философских школ, течений на устройство мироздания. Исследования философских школ показывают, что граница между научностью и ненаучностью проходит по традиционному делению философов на материалистов и идеалистов и определяется ответом на основной вопрос философии. Диалектико-материалистическая концепция мироздания получила свое яркое развитие в марксистской философии, продолжающей традицию материалистического монизма, т.е. в качестве основы бытия признается материя.
В данном вопросе необходимо раскрыть понятие материи, рассмотреть, как понималась материя в истории философии. Кроме того, необходимо раскрыть основные атрибуты материи.
Шестой вариант
1. Иррационализм: основные направления и школы.
2. Научная картина мира, роль науки в современной Жизни.
Вопрос 1. Начиная с середины XVIII века, в Европе господствующее положение в философии занимает рационалистическое направление. Установки рационализма оказывали влияние на философский процесс в XX веке (различные школы «философии науки»). Но с середины XIX века, в развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг на передний план выступают иррационалистические концепции. Раскрывая данный вопрос, необходимо помнить, что иррационализм выступает против установок рационализма, в соответствии с которыми мир представляется понятным человеку, а природа и общество рациональны в своей основе и доступны мыслящей субстанции.
Рационализм считает, что познание может дать ориентиры для человеческой деятельности. Иррационализм же отрицает упорядоченное, закономерное устройство мира. В философии возникают различные системы и школы иррационализма: «философия воли» (А. Шопенгауер и др.); «философия жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон и др.); экзистенциолизм (М. Хайдаггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.). Раскройте подробное содержание и сущность этих направлений. В XX веке одним из влиятельных философских течений (религиозных) является неотомизм, являющийся возрождением философии Ф. Аквинского (ХШ в). Осветите причины возрождения в XX веке религиозной философии; помните, что основной идеей всего неотомистского построения служит постулат «гармония разума и веры».
Раскрывая данный вопрос, необходимо выделить и обозначить те причины, которые привели в начале XX века к крушению рационалистической картины мира (войны, кризисы и т.д.) и возникновению иррационального мышления.
Вопрос 2. Научная картина мира - это особая картина. Воспринимать природу как совокупность естественных событий и процессов, причинно обусловленных, не зависящих от человека, протекающих без участия в них сил или существ, не поддающихся математической формализации - значит относиться к ней как к объекту науки. Раскройте, в чем сущность научного мировоззрения и взгляда на мир. Необходимо отметить, что современная наука возникла в Европе в период XV - XVI] веков. Научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе потому, что оно было уже готово принять это воззрение. Рассмотрите, чем отличается новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу. Необходимо отметить различие научного познания от обыденного. Наука ориентируется на поиск сущности, т.е. того, что не лежит на поверхности явлений и процессов, не дано непосредственно чувствам.
При ответе необходимо охарактеризовать особенности научной картины мира, отличая ее от религиозной. Необходимо раскрыть роль науки в обществе, т.к. понятно, что развитие современной техники, всех технических возможностей в обществе зависит в первую очередь от развития науки. Кроме того, в данном вопросе необходимо отметить также, что бурное развитие науки в XX веке укрепили ее связь с техникой, со всеми другими сферами общественной жизни, породили различные, порой полярные оценки самой науки, ее возможностей. Раскройте две основные противоположные позиции сциентизм и антисциентизм.
Седьмой вариант
1. Философия эпохи Возрождения.
2. Природа и сущность человека.
Вопрос 1. Конец XV века - переходная эпоха в истории Западной Европы. Перечислите все достижения и крупнейшие открытия в науке и общественной жизни. Покажите, что явилось главным условием расцвета культуры в эпоху Возрождения. Раскройте главный принцип философии Возрождения - гуманизм.
Следуя периодизации философии Возрождения, определите основные периоды философии Возрождения и их основные черты.
1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени - XV век.
2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия. - XVI век.
Назовите главных представителей каждого их этих этапов. Помните, что одной из главных черт эпохи данного периода является антропоцентризм. Возрождается античный идеал человека. Обратите внимание на разницу антропоцентрической концепции М. Монтеня и Ф. Аквинского В данном вопросе необходимо назвать основных представителей социальной философии.
Вопрос 2. Издревле проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться в "тисках" информационно-технического общества. Философия рассматривает человека как главную ценность мироздания. Существуют философские направления природной (натуралистической) ориентации, представители которой исповедуют культ космоса, природы и абсолютизируют зависимость человека от природы.
При ответе на данный вопрос необходимо раскрыть основные подходы в анализе данного вопроса: гуманизм (приоритет человека и его потребностей); антропологизм (обоснование естественного происхождения человека); фрейдизм (рассмотрение сущности человека с позиции психоанализа); экзистенциализм (сведение сущности человека к внутренним переживаниям). Необходимо помнить, что в разных гранях своей жизнедеятельности человек выступает как противоречивое существо: созидатель и разрушитель, свободный и порабощенный. В данном вопросе раскройте проблему соотношения биологического и социального в человеке. Кроме того, упомяните о концепциях сущности человека в древнеиндийской, древнекитайской, античной, средневековой философиях, философии Нового времени.
Особое внимание уделите христианской концепции человека, где человек рассматривается как творение Бога, как микрокосмос, в глубинах которого заключены все тайны бытия. Христианство создало почву для европейской персоналистической традиции человека, где личность воспринимается как своеобразная святыня, в которой воплощено божественное начало. Эта традиция подчеркивает в человеке индивидуальное и отходит от язычества, которое растворяет индивидуальность в социальной общности. XX век представляет человека как активное, деятельное существо, как объект общения и познания, как субъект исторического развития. Раскройте современные концепции сущности человека.
Восьмой вариант
1. Философия о происхождении и сущности сознания.
2. Познание, его возможности и структура.
Вопрос 1. Сознание является объектом внимания многих наук как естественных, так и гуманитарных. Помните, что проблема сознания является одной из главных для философии, что именно в духовности крупнейшие мыслители видели специфику человека, основание его неповторимости и творчества. На протяжении тысяч лет философия ставила и решала проблему сознания на основе знаний своего времени. Эти вопросы были неразрывно связаны с проблемой существования мира, с проблемой познания человеком мира и себя. В вопросе о происхождении сознания и его сущности можете рассмотреть, как решался данный вопрос в таких теоретических направлениях, как гилозоизм, теория энтелехии, бихевиоризм, вульгарный материализм и религиозных направлениях.
Обратите внимание, что, начиная с античной философии, выделились две линии в исследовании сознания. Одна восходит к Сократу, с точки зрения которого сознание нетождественно материальному бытию вещей, и оно может дать противоречивые представления об изучаемых вещах.
Платон же считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, и в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим воздействует на жизнь человека.
Обратите внимание, что уже античность поставила вопрос: принадлежит ли сознание конкретному человеку, являясь его достоянием, или же сознание является частью мирового разума. Раскройте взгляды на эту проблему в истории философии. Раскройте также иррационалистическую традицию в исследовании проблем сознания, которая в XX веке получила свое развитие в философии экзистенциализма. Определите основные
функции сознания, которые выделяют современные философские тенденции. Раскройте роль трудовой деятельности, речи как главных стимулов в формировании человеческого мозга.
Помните, что проблема возникновения сознания является на сегодня сложнейшей проблемой. В ответе на вопрос упомяните те теории, которые видят причину возникновения сознания в результате перестройки генетического кода, причиной которого были космические катаклизмы, вызвавшие изменения в клетках мозга и рост самого мозга.
Вопрос 2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм. Раскройте сущность этих теорий, назовите основных представителей этих теорий.
Проблемы, связанные с познанием мира человеком, - центральные в любом философском учении. Наиболее актуальными из них является проблема возможностей познания мира человеком, анализ сущности его познавательной деятельности, проблемы истинности знаний и проверки их достоверности, соотношение знания и ценностей. Философы также уделяют большое внимание методам познания, логике познавательной деятельности.
Рассматривая вопрос о познании, покажите решение этого вопроса у Платона, Гегеля и других философов. В Новое время в философии на первый план ставятся вопросы гносеологии (теория познания). В понимании познания в этот период можно выделить два основных направления -рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и эмпиризм (Бэкон, Локк). Осмыслите их содержание, отметьте их достоинства и ограниченность. При ответе на данный вопрос теорию познания необходимо рассмотреть как теорию отражения. Однако помните, что познание гораздо сложнее, чем простое отражение. Все вопросы необходимо рассматривать во взаимосвязи деятельности объекта и субъекта в познании. Необходимо также определить чувственное и рациональное познание и раскрыть их содержание.
Девятый вариант
1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
2. Русская философия конца XIX начала XX века.
Вопрос 1. Мировоззрение - это система взглядов и место человека в нем. Раскрывая данный опрос, необходимо помнить, что каждый человек имеет определенные взгляды на окружающий мир, и эти взгляды в течение времени меняются. Мировоззрение, как и философия, есть результат отражения мира, но глубина отражения может быть различны.
В данном вопросе необходимо назвать основные компоненты мировоззрения, а также основные уровни мировоззрения. В ответе на вопрос необходимо показать, какую роль в формировании мировоззрения играет философия. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Раскройте основные черты мифологического и религиозного мировоззрения, чем оно отличается от философского.
Вопрос 2. Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность состоит в том, что она развивалась автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии и не находилась под влиянием философских направлений Запада. Русскую философию отличает глубина, всесторонность, специфический круг исследуемых проблем, порой не понятных Западу.
Стройные философские системы возникают в конце XIX- начале XX века. До этого времени шли поиски русской философской мысли. В XIV - XVII] веках эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Назовите эти направления, раскройте их сущность. Раскрывая данный вопрос, помните, что на становление и развитие русской философии оказала влияние византийская культура и западноевропейская философия. Однако существует и своеобразие русской философии. Раскройте, в чем оно состоит.
Помните, что одной из важнейших черт русской философии является обращение к практическим проблемам переустройства мира и человека, а также ее литературно-художественная образность. Необходимо назвать основных мыслителей этого времени и раскрыть их взгляды. (Н.Ф. Федоров, Вл. С. Соловьев, Б.Н. Лосский, Н.А. Бердяев). Особым интересом пользовались взгляды Владимира Соловьева: совершенствование мира, преодоление эгоизма, осуществление христианских идеалов любви к ближнему, достижение абсолютных ценностей, идея о воссоединении восточной и западной церквей.
Оригинальным явлением был русский космизм, в котором ставятся проблемы о космизме и человеке, разрабатывается учение о спасении, где главная действующая сила - творческий акт человека.
Русская философия - это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее трудно говорить о духовном возрождении России.
Десятый вариант
1.Философские концепции исторического развития.
2.Индивид, индивидуальность, личность.
Вопрос 1. Отвечая на данный вопрос, необходимо раскрыть концепции однолинейного прогрессивного развития. (Г. Гегель, К. Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер) и концепции циклического развития (О. Шпенглер, А Тойнби, П. Сорокин).
В ответе на данный вопрос необходимо помнить, что философия истории - относительно самостоятельная область философского знания, посвященная осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Начало философии истории положил Августин Аврелий (IV в. н.э.) своим трудом «О граде божьем».
Отвечая на данный вопрос, постарайтесь дать исторический ракурс концепции исторического процесса. Помните, что философия истории как светская наука формируется в XVIII - XIX вв.
Вопрос 2. В данном вопросе необходимо обратить внимание на знание содержания ряда терминов, тесно связанных между собой, но не тождественных. Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является индивид. Термины индивид и человек синонимичны и обозначают единичного представителя человеческого рода. В этом смысле понятие «индивид» и «личность» являются противоположными как по объему, так и по содержанию.
С понятием индивидуальность связываются неповторимость, непохожесть на других людей, его самобытность и оригинальность. Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Подумайте, что делает человека личностью. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково его место в мире и истории. Рассматривая данный вопрос, необходимо упомянуть о двух группах концепции человека (объективистские и субъективистские).