Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека, его происхождение, его основные отношения, основные характеристики его бытия, знать основные аспекты взаимоотношения человека и природы.
Требования к умениям студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как мотив, творчество, смерть, вера, счастье.
Тема 7. Основные проблемы философской антропологии
Идеи человека. Разум - свойство сущности человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Наука и религия о сущности человека. Проблема духовного. Незавершенность и открытость человека. Человек и культура. Индивидуальное и социальное. Гуманизм и его кризис. Проблема отчуждения. Смысл жизни. Проблема смерти в духовном опыте человека. Космопланетарный подход к человеку. Человек как творец и творение культуры. Творчество. Труд, познание, игра. Человек и цивилизационный процесс управления телесными актами и духовными переживаниями. Психотерапия.
Тема 8. Жизненный мир человека
Практическая философия и искусство жизни. Жизненный мир как основа культура. Повседневные нормы и ценности, навыки и умения. Коммуникационные формы жизни. Прагматизм и инструментальное мышление. Экзистенциальная философия как форма протеста против массовой коммуникации и стандартизации человеческой жизни. Фундаментальные человеческие ценности. Добро и зло, свобода и ответственность, мужество и выбор. Познание и любовь. Любовь к высшим ценностям. Любовь как подъем к Богу. Вера и любовь. Счастье и мудрость Проблема зла. Этика ненасилия. Морализм и деятельная любовь к людям. Философия о смысле жизни. Разум и бессмертие. Конечность человеческого существования. Религия, мораль, философия как формы сопротивления страху смерти. Труд и свобода. Право и справедливость. Формы реализации человека в культуре.
Тема 9. Человек и природа
Природа. Космос. Универсум. Место человека в мире Идеи покорения природы. Техническое освоение мира. Восток и Запад, «внутренняя» и «внешняя» культура, пассивное и активное отношение к природе. Сопротивление природы. Технические катастрофы. Психические расстройства. Алкоголь и наркотики. Принуждение и самопринуждение. О роли «благородных сословий» в истории цивилизации. Культура чувств. Репрессия телесности. Страх, стыд, вина.
Дух и природа. Экспансия разума Искусственная природа. Современная наука. Физика и биология. Экологическое сознание. Проблема выживаемости.
РАЗДЕЛ IV. Социальная жизнь
Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России; знать, что такое массовая культура, внутренняя и внешняя культура, контркультура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.
Требования к умениям: студент должен уметь критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать место и роль отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что значит быть культурным человекам, осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.
Тема 10. Философия и история
Философские концепции исторического развития: концепция однолинейного прогрессивного развития (В. Гегель, К. Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».
Тема 11. Философия и культура
Теория происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
Тема 12. Философия и глобальные проблемы современности
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.