Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека, его происхождение, его основные отношения, основные характеристики его бытия, знать основные аспекты взаимоотношения человека и природы.
Требования к умениям студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как мотив, творчество, смерть, вера, счастье.
Тема 7. Основные проблемы философской антропологии
Идеи человека. Разум - свойство сущности человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Наука и религия о сущности человека. Проблема духовного. Незавершенность и открытость человека. Человек и культура. Индивидуальное и социальное. Гуманизм и его кризис. Проблема отчуждения. Смысл жизни. Проблема смерти в духовном опыте человека. Космопланетарный подход к человеку. Человек как творец и творение культуры. Творчество. Труд, познание, игра. Человек и цивилизационный процесс управления телесными актами и духовными переживаниями. Психотерапия.
Тема 8. Жизненный мир человека
Практическая философия и искусство жизни. Жизненный мир как основа культура. Повседневные нормы и ценности, навыки и умения. Коммуникационные формы жизни. Прагматизм и инструментальное мышление. Экзистенциальная философия как форма протеста против массовой коммуникации и стандартизации человеческой жизни. Фундаментальные человеческие ценности. Добро и зло, свобода и ответственность, мужество и выбор. Познание и любовь. Любовь к высшим ценностям. Любовь как подъем к Богу. Вера и любовь. Счастье и мудрость Проблема зла. Этика ненасилия. Морализм и деятельная любовь к людям. Философия о смысле жизни. Разум и бессмертие. Конечность человеческого существования. Религия, мораль, философия как формы сопротивления страху смерти. Труд и свобода. Право и справедливость. Формы реализации человека в культуре.
Тема 9. Человек и природа
Природа. Космос. Универсум. Место человека в мире Идеи покорения природы. Техническое освоение мира. Восток и Запад, «внутренняя» и «внешняя» культура, пассивное и активное отношение к природе. Сопротивление природы. Технические катастрофы. Психические расстройства. Алкоголь и наркотики. Принуждение и самопринуждение. О роли «благородных сословий» в истории цивилизации. Культура чувств. Репрессия телесности. Страх, стыд, вина.
Дух и природа. Экспансия разума Искусственная природа. Современная наука. Физика и биология. Экологическое сознание. Проблема выживаемости.
РАЗДЕЛ IV. Социальная жизнь
Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России; знать, что такое массовая культура, внутренняя и внешняя культура, контркультура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.
Требования к умениям: студент должен уметь критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать место и роль отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что значит быть культурным человекам, осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.
Тема 10. Философия и история
Философские концепции исторического развития: концепция однолинейного прогрессивного развития ( В. Гегель, К. Маркс), концепции многолинейного развития ( К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».
Тема 11. Философия и культура
Теория происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
Тема 12. Философия и глобальные проблемы современности
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.