ОСНОВЫТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИННОВАТИКИ
1. Дайте определение основных элементов, определяющих инноватику как область
научного знания:
о предмет исследования;
о объект исследования;
о цели и задачи исследования.
Для ответа используйте дидактические единицы:
• перспективы социально-экономического развития страны, региона,
организации;
• технологические уклады;
• факторы влияния на динамику производства в различных фазах деловых
циклов;
• подъем деловой активности;
• деловые циклы;
• жизненные циклы продукта (технологии);
• инновационный процесс;
• закономерности долгосрочного технико-экономического развития;
• методы повышения инновационной активности;
• принципы управления инновационной деятельностью;
• управление процессом коммерциализации (внедрения) новшеств.
Элементы инноватики как области научного знания
•
Элемент | Определения |
Предмет исследования | |
Объект исследования | |
Цели и задачи исследования |
2. Какие из перечисленных фраз о научном вкладе в формирование и развитие
инноватики как науки относятся к исследованиям Н. Д. Кондратьева, а какие -
Й. Шумпетера:
• разработал теорию длинных волн, или больших циклов конъюнктуры;
• создал теорию циклов деловой активности;
• выделил синхронность фаз длинных, средних и коротких волн экономического
развития;
• выделил закономерность социально-экономических явлений в течение очередного
этапа развития общества;
• обратил внимание на роль научно-технических открытий и изобретений в
технико-экономическом развитии;
• ввел в научное употребление категорию инновация и определил ее сущность;
|
• определил роль антрепренерства в экономическом развитии общества;
• разделил роль монополии на разных этапах общественно-экономического
развития (эффективная и неэффективная монополия).
Научный вклад Н. Д. Кондратьева и Й. Шумпетера в формирование и развитие инноватики
Н. Д. Кондратьев | Й. Шумпетер |
4. Назовите представленные на рисунке основные стадии волны экономического
развития.
Рис. 1. Основные стадии волны экономического развития
4.Какие технологические уклады характеризуют современный этап развития экономики России?
Отличительные признаки:
1. Период доминирования;
2. Ядро технологического уклада;
о Ведущая промышленность;
о Прогрессивное направление развития промышленности;
о Прогрессивные черты машиностроения;
о Развитие транспорта;
о Прогресс в конструкционных материалах;
о Первичный энергоноситель;
3. Ключевой фактор;
4. Формирующееся ядро нового уклада;
5. Основные экономические институты;
5Организация инновационной активности в странах-лидерах.
Характеристика технологических укладов современного этапа развития экономики России
Характеристики уклада | Технологические уклады | ||
III | IV | V | |
1. Период доминирования | 1880-1930 | 1930-1980 | 1980-2040 |
2. Ядро технологического уклада | Ведущая промышленность | ||
Прогрессивное направление развития промышленности | |||
Прогрессивные черты машиностроения | |||
Развитие транспорта | |||
|
Для ответа используйте следующие дидактические единицы:
Авиация. Трубопроводы
Автомобиле- и тракторостроение
Автомобилестроение. Органическая химия. Цветная металлургия. Добыча и перегонка нефти
Автомобильный транспорт
Биотехнология. Космическая техника. Тонкие химические технологии
Горизонтальная интеграция НИОКР. Вычислительные сети и совместные исследования. Государственная поддержка новых технологий и университетско-промышленное сотрудничество. Новые формы собственности для программного продукта и биотехнологий
Двигатель внутреннего сгорания. Нефтехимия
Конструкционные материалы
Международная интеграция мелких и средних фирм на основе информационных технологий. Интеграция производства и сбыта
Микроэлектронные компоненты. Атомная энергетика
Научно-исследовательские отделы на предприятиях. Государственное субсидирование военных НИОКР. Вовлечение государства в гражданские НИОКР. Развитие высшего и профессионального образования. Передача технологии посредством лицензий и инвестиций
Нефть
Обрабатывающие центры, гибкие производственные системы
Оптоволоконная техника. Телекоммуникации
Пластмассы. Цветные металлы
Природный газ
Радары. Строительство трубопроводов. Авиапромышленность. Добыча и переработка газа
|
Слияние фирм. Концентрация производства в картелях и трестах. Господство монополий и олигополий. Концентрация финансового капитала
Создание внутрифирменных научно-исследовательских отделов. Использование ученых и инженеров с университетским образованием в производстве. Национальные институты и лаборатории. Всеобщее начальное образование
Специализированное машиностроение
Сталь
Тепло- и электровозы
Транснациональные корпорации, олигополии на мировом рынке. Вертикальная интеграция
Уголь
Универсальное машиностроение и металлообработка
Химизация производства. Цветная металлургия
Электрификация производства. Прокат стали
Электродвигатель. Сталь
Электронная промышленность, роботостроение
Электротехническое и тяжелое машиностроение
2. НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Дайте определение следующим понятиям инноватики:
о диффузия инноваций;
о трансфер инноваций;
о инвариантность инноваций.
Для ответа используйте следующие дидактические единицы:
• доминирующее положение нового технологического уклада в общественном
производстве и структурная перестройка экономики;
• именная ценность инноваций, интеллектуальный вклад авторов;
• передача права использования инноваций как носителей новых ценностей
(стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности;
• процесс передачи права владения именными ценными бумагами;
• равновесное распространение новшеств и нововведений в деловых циклах
научно-технической, производственной и организационно-экономической
деятельности;
• сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения
инновационной среды;
• технологические цепи производства продукции и оказания услуг;
• ускоренный приток капиталов в новый технологический уклад.
2. Дайте определения базовых понятий инноватики:
о Новшество, новация;
о Нововведение, инновация;
о Инновационный процесс;
о Инновационная деятельность;
о Инновационная активность;
о Инновационный проект;
о Инновационная программа.
Для ответа используйте следующие дидактические единицы:
• инновационный процесс по эволюционному
преобразованию научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг;
• комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических
мероприятий;
• маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских
свойств, конкурентной среды;
• нововведение как результат практического (или научно-технического)
освоения новшества;
• новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый метод
(принцип), изобретение, коммерциализацию нововведений (включая маркетинг);
• основные стадии эволюции научного знания;
• результаты инновационной деятельности;
• цикл работ "исследования -разработки — производство ";
• этапы организации инновационного процесса.
3. Составьте классификационное описание для следующих инноваций, используя классификатор (табл. 1):
1. вывод на рынок одноразовых мобильных телефонов;
2. использование новых светоотверждаемых клеев для крепежа
конструкционных элементов взамен сварки;
3. освоение нового месторождения руды с высоким содержанием
редкоземельных металлов;
4. создание центра стратегических исследований в нефтегазодобывающей
компании;
5. разработка программы развития экспорта строительных материалов из
древесины в страны Западной Европы и США.
Таблица 1. Классификатор новаций, инновационных процессов, нововведений
Базовые признаки объектов классификации | Группировка типологических понятий по базовым признакам | |||||
Новации (новшества) | - научно-технические, - технологические, - экономические, - организационные, - управленческие | |||||
Степень новизны идеи | - абсолютная, - относительная, - условная, - частная | |||||
Инновационный потенциал | - радикальный, -комбинированный, -модифицированный. | |||||
Инновационные процессы | - основные цели, - время проведения, - стоимость, - инвестиции, - риски (экономические, коммерческие). | |||||
Особенности организации инновационных процессов | внутриорганизационные, межорганизационные - проектно-программные, - конкурсные. | |||||
Нововведения (инновации) | - простой продукт, - сложный инновационный продукт, - модификации продуктов, - технологические процессы, - услуги. | |||||
Уровень разработки и распространения нововведений | - государственный, - регионально-республиканский, - отраслевой, - корпоративный, - фирменный. | |||||
Распространения нововведений | - промышленная, - научно-педагогическая, - правовая. |
4. В чем состоят различия инновационного и стабильного процессов? Сравните их
по следующим параметрам:
о конечная цель;
о пути достижения цели;
о риск при достижении цели;
о тип процесса;
о управляемость, возможности планирования;
о планы;
о развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс;
о взаимодействие интересов участников финансирования процесса;
о степень совпадения интересов участников процесса;
о распределение сфер ответственности;
о формы организации.
5. Схематически изобразите возможные модификации жизненного цикла продукта
и технологии:
о бум;
о провал;
о пиковый (увлечение, фетиш);
о продолжительное увлечение;
о повторный цикл (возобновление, ностальгия);
о гребешковый (сезонность или мода);
о "Плодотворная" технология;
о "Изменчивая" технология.
На основе нижеприведенного текста составить графическую схему классификации инноваций
Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло». Существует несколько подходов к классификации инноваций. Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны
Ø В зависимости от вида объекта инновации делятся на:
• предметные инновации - это новые материальные ресурсы,
сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты. Инновация в виде
нового продукта является определяющей и носит название продуктовой
инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых
потребностей или существующих потребностей, но по-другому;
• процессные инновации — это новые услуги, производственные
процессы, методы организации производства, организационные
структуры, системы управления. В этом классе инноваций
определяющей является инновация в области производственных
процессов, ее также называют - технологическая инновация. Такая
инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение
производительности труда и увеличение объемов производства.
Ø По месту в системе предприятия инновации делятся на:
• инновации на входе предприятия - новые материальные ресурсы,
сырье, информация;
• инновации внутри системы предприятия - это новые
полуфабрикаты, технологические процессы, информационные
технологии, организационная структура. Экономический эффект такой
инновации остается на предприятии;
• инновации на выходе предприятия это — новые продукты, услуги,
технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау).
Экономический эффект такой инновации получает потребитель.
Ø В зависимости от степени новизны выделяют инновации:
• радикальные (базовые) - например, новый продукт на основе
изобретения-пионера;
• улучшающие — например, новый продукт на основе изобретения,
улучшающего изобретение-пионер;
• модификационные (частные) - например, новый продукт на
основе рацпредложения.
Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями "техническое" решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы.
Изобретение-пионер - выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия.
Открытие - установление не известных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний.
Рациональное предложение - "техническое" решение, обладающее относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для данного рынка или для данной организации.
Наиболее эффективными являются радикальные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, — предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций - одна-две в промежуток времени 40 — 50 лет в данной области науки и техники.
Примером радикальной инновации является двигатель внутреннего сгорания, заменивший паровой двигатель. Повышение К.П.Д. двигателя внутреннего сгорания — улучшающая инновация.
Один из важнейших видов продуктовой инновации — новая техника, то есть средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия - новым технологиям.
В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация. Она рассматривается как новый вид ресурса.
Информационная инновация обладает двумя важнейшими свойствами:
• она является первичной по отношению к другим инновациям, так
как в основе всего лежит информация;
• она является неисчерпаемой, в то время как другие ресурсы
ограничены.
Ø Классификация с учетом сфер деятельности организации
С учетом сфер деятельности инновации подразделяют на:
• производственные — новые технологии, инструменты, оборудование;
• торговые — новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара. Продажа товаров в кредит - пример радикальной торговой инновации.
• социальные - новый способ разрешения социальных конфликтов,вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;
• управленческие - новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.
Ø Классификация инноваций в зависимости от характера использования
Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких-либо личных потребностей — потребительские инновации. Потребителям в этом случае являются, как правило, частные лица, семьи. Назначение потребительской инновации - увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара. Примеры потребительских инноваций — новые виды одежды, пищи, бытовые приборы, услуги, лекарства и т.д. Такие инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности.
Другой вид инноваций носит название производственные (инвестиционные) инновации. Потребителями производственной инновации могут быть производственное предприятие, научная организация, индивидуальный предприниматель. Назначение производственных инноваций - увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию. Примеры производственных инноваций — новые виды комплектующих, инструмента, оборудования, в том числе и научного, новые технологии и т.д.
Ø Классификация инноваций по иерархическим уровням организации
Организацию можно анализировать по трем уровням, каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента:
• на первом уровне организация рассматривается как единое целое
— корпорация. Этому уровню соответствует стратегический
менеджмент;
• на втором, нижележащем уровне организация рассматривается
как совокупность различных подразделений, обладающих связями и
отношениями друг с другом. Этому уровню соответствует
внутрифирменный (производственный) менеджмент;
• на третьем уровне организация рассматривается как система
людей, личностей. Этому уровню соответствует персональный
менеджмент.
Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций:
• для стратегического уровня - инновации в миссии, стратегиях,
инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных
процессах;
• для внутрифирменного уровня — инновации в производственных
процессах, структуре организации, системе контроля;
• для персонального уровня — это инновации в технике личного
труда, методах развития творческого потенциала личности, методах
построения деловой карьеры, в системах обучения.