На основе нижеприведенного текста составить графическую схему классификации инноваций




ОСНОВЫТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИННОВАТИКИ

1. Дайте определение основных элементов, определяющих инноватику как область
научного знания:

о предмет исследования;

о объект исследования;

о цели и задачи исследования.

Для ответа используйте дидактические единицы:

перспективы социально-экономического развития страны, региона,
организации;

технологические уклады;

факторы влияния на динамику производства в различных фазах деловых
циклов;

подъем деловой активности;

деловые циклы;

жизненные циклы продукта (технологии);

инновационный процесс;

закономерности долгосрочного технико-экономического развития;

методы повышения инновационной активности;

 

принципы управления инновационной деятельностью;

управление процессом коммерциализации (внедрения) новшеств.

Элементы инноватики как области научного знания

Элемент Определения
Предмет исследования  
Объект исследования  
Цели и задачи исследования  

2. Какие из перечисленных фраз о научном вкладе в формирование и развитие
инноватики как науки относятся к исследованиям Н. Д. Кондратьева, а какие -
Й. Шумпетера:

разработал теорию длинных волн, или больших циклов конъюнктуры;

создал теорию циклов деловой активности;

выделил синхронность фаз длинных, средних и коротких волн экономического
развития;

выделил закономерность социально-экономических явлений в течение очередного

этапа развития общества;

обратил внимание на роль научно-технических открытий и изобретений в

технико-экономическом развитии;

ввел в научное употребление категорию инновация и определил ее сущность;

определил роль антрепренерства в экономическом развитии общества;

разделил роль монополии на разных этапах общественно-экономического

развития (эффективная и неэффективная монополия).

Научный вклад Н. Д. Кондратьева и Й. Шумпетера в формирование и развитие инноватики

 

Н. Д. Кондратьев Й. Шумпетер
   
   
   
   

4. Назовите представленные на рисунке основные стадии волны экономического
развития.

Рис. 1. Основные стадии волны экономического развития

4.Какие технологические уклады характеризуют современный этап развития экономики России?

Отличительные признаки:

1. Период доминирования;

2. Ядро технологического уклада;

о Ведущая промышленность;

о Прогрессивное направление развития промышленности;

о Прогрессивные черты машиностроения;

о Развитие транспорта;

о Прогресс в конструкционных материалах;

о Первичный энергоноситель;

3. Ключевой фактор;

4. Формирующееся ядро нового уклада;

5. Основные экономические институты;

5Организация инновационной активности в странах-лидерах.
Характеристика технологических укладов современного этапа развития экономики России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики уклада Технологические уклады
III IV V
1. Период доми­нирования 1880-1930 1930-1980 1980-2040
2. Ядро техноло­гического уклада Ведущая промышленность
     
Прогрессивное направление развития промышленности
     
Прогрессивные черты машиностроения
     
Развитие транспорта
     
Прогресс в конструкционных материалах
     
Первичный энергоноситель
     
3. Ключевой фактор      
4. Формирую­щееся ядро но­вого уклада      
5. Основные экономические институты      
6. Организация инновационной активности в странах-лидерах      

 

Для ответа используйте следующие дидактические единицы:

Авиация. Трубопроводы

Автомобиле- и тракторостроение

Автомобилестроение. Органическая химия. Цветная металлургия. Добыча и перегонка нефти

Автомобильный транспорт

Биотехнология. Космическая техника. Тонкие химические технологии

Горизонтальная интеграция НИОКР. Вычислительные сети и совместные исследования. Государственная поддержка новых технологий и университетско-промышленное сотрудничество. Новые формы собственности для программного продукта и биотехнологий

Двигатель внутреннего сгорания. Нефтехимия

Конструкционные материалы

Международная интеграция мелких и средних фирм на основе информационных технологий. Интеграция производства и сбыта

Микроэлектронные компоненты. Атомная энергетика

Научно-исследовательские отделы на предприятиях. Государственное субсидирование военных НИОКР. Вовлечение государства в гражданские НИОКР. Развитие высшего и профессионального образования. Передача технологии посредством лицензий и инвестиций

Нефть

Обрабатывающие центры, гибкие производственные системы

Оптоволоконная техника. Телекоммуникации

Пластмассы. Цветные металлы

Природный газ

Радары. Строительство трубопроводов. Авиапромышленность. Добыча и переработка газа

Слияние фирм. Концентрация производства в картелях и трестах. Господство монополий и олигополий. Концентрация финансового капитала

Создание внутрифирменных научно-исследовательских отделов. Использование ученых и инженеров с университетским образованием в производстве. Национальные институты и лаборатории. Всеобщее начальное образование

Специализированное машиностроение

Сталь

Тепло- и электровозы

Транснациональные корпорации, олигополии на мировом рынке. Вертикальная интеграция

Уголь

Универсальное машиностроение и металлообработка

Химизация производства. Цветная металлургия

Электрификация производства. Прокат стали

Электродвигатель. Сталь

Электронная промышленность, роботостроение

Электротехническое и тяжелое машиностроение

2. НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Дайте определение следующим понятиям инноватики:

о диффузия инноваций;

о трансфер инноваций;

о инвариантность инноваций.

Для ответа используйте следующие дидактические единицы:

доминирующее положение нового технологического уклада в общественном
производстве и структурная перестройка экономики;

именная ценность инноваций, интеллектуальный вклад авторов;

передача права использования инноваций как носителей новых ценностей
(стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности;

процесс передачи права владения именными ценными бумагами;

 

равновесное распространение новшеств и нововведений в деловых циклах
научно-технической, производственной и организационно-экономической
деятельности;

сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения
инновационной среды;

технологические цепи производства продукции и оказания услуг;

ускоренный приток капиталов в новый технологический уклад.

2. Дайте определения базовых понятий инноватики:

о Новшество, новация;

о Нововведение, инновация;

о Инновационный процесс;

о Инновационная деятельность;

о Инновационная активность;

о Инновационный проект;

о Инновационная программа.

Для ответа используйте следующие дидактические единицы:

инновационный процесс по эволюционному
преобразованию научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг;

комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических
мероприятий;

 

маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских
свойств, конкурентной среды;

нововведение как результат практического (или научно-технического)
освоения новшества;

новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый метод
(принцип), изобретение, коммерциализацию нововведений (включая маркетинг);

основные стадии эволюции научного знания;

результаты инновационной деятельности;

 

цикл работ "исследования -разработки — производство ";

этапы организации инновационного процесса.

3. Составьте классификационное описание для следующих инноваций, используя классификатор (табл. 1):

1. вывод на рынок одноразовых мобильных телефонов;

2. использование новых светоотверждаемых клеев для крепежа
конструкционных элементов взамен сварки;

3. освоение нового месторождения руды с высоким содержанием
редкоземельных металлов;

4. создание центра стратегических исследований в нефтегазодобывающей
компании;

5. разработка программы развития экспорта строительных материалов из
древесины в страны Западной Европы и США.

Таблица 1. Классификатор новаций, инновационных процессов, нововведений

 

Базовые признаки объектов классификации Группировка типологических понятий по базовым признакам          
Новации (новшества) - научно-технические, - технологические, - экономические, - организационные, - управленческие          
Степень новизны идеи - абсолютная, - относительная, - условная, - частная          
Инновационный потенциал - радикальный, -комбинированный, -модифицированный.          
Инновационные процессы - основные цели, - время проведения, - стоимость, - инвестиции, - риски (экономические, коммерческие).          
Особенности организации инновационных процессов внутриорганизационные, межорганизационные - проектно-программные, - конкурсные.          
Нововведения (инновации) - простой продукт, - сложный инновационный продукт, - модификации продуктов, - технологические процессы, - услуги.          
Уровень разработки и распространения нововведений - государственный, - регионально-республиканский, - отраслевой, - корпоративный, - фирменный.          
Распространения нововведений - промышленная, - научно-педагогическая, - правовая.          

4. В чем состоят различия инновационного и стабильного процессов? Сравните их
по следующим параметрам:

о конечная цель;

о пути достижения цели;

о риск при достижении цели;

о тип процесса;

о управляемость, возможности планирования;

о планы;

о развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс;

о взаимодействие интересов участников финансирования процесса;

о степень совпадения интересов участников процесса;

о распределение сфер ответственности;

о формы организации.

5. Схематически изобразите возможные модификации жизненного цикла продукта
и технологии:

о бум;

о провал;

о пиковый (увлечение, фетиш);

о продолжительное увлечение;

о повторный цикл (возобновление, ностальгия);

о гребешковый (сезонность или мода);

о "Плодотворная" технология;

о "Изменчивая" технология.

На основе нижеприведенного текста составить графическую схему классификации инноваций

 

Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло». Существует несколько подходов к классификации инноваций. Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны

Ø В зависимости от вида объекта инновации делятся на:

предметные инновации - это новые материальные ресурсы,
сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты. Инновация в виде
нового продукта является определяющей и носит название продуктовой
инновации.
Такая инновация направлена на удовлетворение новых
потребностей или существующих потребностей, но по-другому;

процессные инновации — это новые услуги, производственные
процессы, методы организации производства, организационные
структуры, системы управления. В этом классе инноваций
определяющей является инновация в области производственных
процессов, ее также называют - технологическая инновация. Такая
инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение
производительности труда и увеличение объемов производства.

Ø По месту в системе предприятия инновации делятся на:

• инновации на входе предприятия - новые материальные ресурсы,
сырье, информация;

• инновации внутри системы предприятия - это новые
полуфабрикаты, технологические процессы, информационные
технологии, организационная структура. Экономический эффект такой
инновации остается на предприятии;

• инновации на выходе предприятия это — новые продукты, услуги,
технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау).
Экономический эффект такой инновации получает потребитель.

 

 

Ø В зависимости от степени новизны выделяют инновации:

радикальные (базовые) - например, новый продукт на основе
изобретения-пионера;

улучшающие — например, новый продукт на основе изобретения,
улучшающего изобретение-пионер;

модификационные (частные) - например, новый продукт на
основе рацпредложения.

Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями "техническое" решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы.

Изобретение-пионер - выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия.

Открытие - установление не известных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний.

Рациональное предложение - "техническое" решение, обладающее относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для данного рынка или для данной организации.

Наиболее эффективными являются радикальные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, — предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций - одна-две в промежуток времени 40 — 50 лет в данной области науки и техники.

Примером радикальной инновации является двигатель внутреннего сгорания, заменивший паровой двигатель. Повышение К.П.Д. двигателя внутреннего сгорания — улучшающая инновация.

Один из важнейших видов продуктовой инновации — новая техника, то есть средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия - новым технологиям.

В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация. Она рассматривается как новый вид ресурса.

Информационная инновация обладает двумя важнейшими свойствами:

• она является первичной по отношению к другим инновациям, так
как в основе всего лежит информация;

• она является неисчерпаемой, в то время как другие ресурсы
ограничены.

Ø Классификация с учетом сфер деятельности организации

С учетом сфер деятельности инновации подразделяют на:

производственные — новые технологии, инструменты, оборудование;

торговые — новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара. Продажа товаров в кредит - пример радикальной торговой инновации.

 

социальные - новый способ разрешения социальных конфликтов,вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;

управленческие - новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования.

Ø Классификация инноваций в зависимости от характера использования

Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких-либо личных потребностей — потребительские инновации. Потребителям в этом случае являются, как правило, частные лица, семьи. Назначение потребительской инновации - увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара. Примеры потребительских инновацийновые виды одежды, пищи, бытовые приборы, услуги, лекарства и т.д. Такие инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности.

Другой вид инноваций носит название производственные (инвестиционные) инновации. Потребителями производственной инновации могут быть производственное предприятие, научная организация, индивидуальный предприниматель. Назначение производственных инноваций - увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию. Примеры производственных инновацийновые виды комплектующих, инструмента, оборудования, в том числе и научного, новые технологии и т.д.

Ø Классификация инноваций по иерархическим уровням организации

Организацию можно анализировать по трем уровням, каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента:

• на первом уровне организация рассматривается как единое целое
— корпорация. Этому уровню соответствует стратегический
менеджмент;

• на втором, нижележащем уровне организация рассматривается
как совокупность различных подразделений, обладающих связями и
отношениями друг с другом. Этому уровню соответствует
внутрифирменный (производственный) менеджмент;

• на третьем уровне организация рассматривается как система
людей, личностей. Этому уровню соответствует персональный
менеджмент.

Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций:

• для стратегического уровня - инновации в миссии, стратегиях,
инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных
процессах;

• для внутрифирменного уровня — инновации в производственных
процессах, структуре организации, системе контроля;

• для персонального уровня — это инновации в технике личного
труда, методах развития творческого потенциала личности, методах
построения деловой карьеры, в системах обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: