Информационные технологии и мировое хозяйство




Введение. Ввод определений.

Ведем некоторые понятия, которые мы будем использовать.

Под компьютерными услугами, мы понимаем компьютерные технологии, которые используются в экономике.
В английских источниках слово technology употребляется весьма широко. В одних случаях оно относится к состоянию уровня развития техники на каком-то этапе развития общества, в других – к способу производства продукции, а также к отрасли, эту продукцию изготавливающей, и даже к самой продукции без четкого разграничения трех последних вариантов.

Компьютерные технологии — совокупность теоретических и практических знаний, которые используют в своей работе специалисты в области вычислительной техники, программирования, информационных систем и технологий. В данной работе понятия компьютерных и информационных технологий (ИТ) будем считать синонимичными. Строго говоря, понятие информационных технологий гораздо шире, но в последнее время все чаще под ИТ понимают именно компьютерные технологии.

Информационная система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работников информацией для реализации ими функций управления.

Между ИТ и ИС существует тесная взаимосвязь. Для того чтобы управлять информацией нужно, во-первых, разбить ее на части. Затем необходимо подумать о способах сбора, хранения, обработки и распространения информации. Все, что вы будете делать с информацией, и сама информация как таковая, и есть ваша информационная система. Информационная технология реализуется в рамках информационной системы.

 

Информационные технологии и мировое хозяйство

Информация стала рассматриваться как фактор производства в результате совершенствования компьютерных технологий и создания всемирной информационной системы - Интернета. Доступ к информационным базам данных, быстрое общение с партнёрами на другом конце мира, компактное хранение и доступ к текущим цифрам и фактам - всё это помогает ведению бизнеса. Таким образом информация стала ценным ресурсом для успешного процветания экономики страны. А человек, в свою очередь, обладает недюжинным талантом продавать всё, что представляет собой ценность в той или иной мере. В связи с этим, появляется понятие информации как товара. В большин­стве своем производство информационных товаров и услуг предназначено для продажи их на рынке. Чтобы это произошло, информационные продукты должны обладать свойствами товара. Это означает, что они должны обладать потребительной стоимостью и ценой. Потребительная стоимость информационных продуктов определяется их способностью удовлетворить потребности человека, осуществлять определённые функции. Информационные товары так же получили своё место на всемирном рынке -рынок информационных услуг (совокупность экономических, правовых и организацион­ных отношений, возникающих в процессе производства, обмена, потребления и защиты информации в товарной форме).

Информация выходит на первое место среди традиционных факторов производства. Рост значения информации настолько стремителен, что к началу 1995 г. в американской экономике «при помощи» информации производилось около трех четвертей добавленной стоимости, создаваемой в промышленности.

Информация становится приоритетным фактором производства, увеличивается потребность в ней, она перестает быть бесплатным товаром. Однако большая часть циркулирующей в обществе информации потребляется как общественное благо, затраты на подготовку и распространение которого государство берет на себя. Это означает, что эта часть информации отвечает двум характерным свойствам общественного блага, а именно:

  • несоперничество: увеличение числа потребителей не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;
  • неисключаемость: ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Глобализационные процессы, существенно влияющие на развитие экономики, во многом основываются на распространении информационных технологий, в частности на компьютеризации почти всех сфер деятельности человека. В рыночных условиях, когда фактор времени приобретает решающее значение, особенно важно использование информации на современных носителях в режиме реального времени.

Глобальная экономическая система является одновременно высокодинамичной, высокоизбирательной и высоконестабильной, приводящей к росту экономического неравенства и неустойчивости субъектов глобальной экономики. В качестве факторов, способствующих выравниванию уровней развития, ученые выделяют технологические инновации, зависящие в высокой степени от глобальных тенденций.

Ядром информационных технологий и базой их развития стала интернет-экономика, которая оказала качественное влияние на способ хозяйствования и привнесла новые методы и технологии в производство и распределение продукта. Издержки интернет-компаний ниже, а эффективность выше, чем у их традиционных собратьев. Чем выше проникновение интернета, тем больше вклад интернет-компаний в рост производительности в стране. На сами добывающие отрасли интернет вряд ли может оказать сильное влияние, оно ограничивается скорее вещами, связанными со сбором информации, статистики, каким-то учетом и контролем. Тем не менее, в современных технологиях нефтедобычи онлайн-мониторинг дебета на каждой скважине и состояния месторождения — неотъемлемая часть производственного процесса. В таких отраслях, как машиностроение, где есть серьезная зависимость от поставщиков, интернет может сыграть серьезную роль. Именно он позволил японским компаниям при сборке автомобилей скоординировать поставки настолько, чтобы держать на своих складах комплектующие всего по четыре-шесть часов. Ещё один пример — электронные торги. Участие в них дешевле для компаний, поэтому участников больше, и их организатор в среднем получает после электронных торгов лучшее предложение, чем в результате обычного тендера. Согласно данным исследования РБК, средний размер экономии при совершении закупок через интернет компании оценивали в диапазоне от 15 до 30%.

Интернет изменил также привычки потребителей, существенно изменив схему розничной торговли, туризма. По оценкам BCG, покупая товары в сети, потребители сэкономили в 2009 году $0,5 млрд, или около 7% всей стоимости купленных товаров, включая стоимость доставки. Ассортимент онлайн-магазины намного шире, а постоянный мониторинг цен на ключевые товары в интернете и в рознице позволяет сохранять их на конкурентоспособном уровне. Маркетинговые издержки в интернете существенно ниже, чем в реальной торговле: для того чтобы человек пришел в магазин, нужно больше денег, чем для того, чтобы убедить его зайти на какой-либо сайт. Да и пропускная способность у интернет-магазина больше. Ресурсы интернета успешно применяются для продажи не только товаров, но и, например, авиа- и железнодорожных билетов и услуг по бронированию гостиниц. Клиентов привлекает возможность просмотреть несколько вариантов, включая совместные рейсы нескольких авиакомпаний, легко отыскать нужный рейс, нужную гостиницу.

Отмечу так же, что в российском ВВП, согласно опубликованному докладу Boston Consulting Group (BCG), на интернет пока приходится всего 1,6% ($19,3 млрд на 2009 год), и даже к 2015 году этот показатель вырастет только до 2,6%, в то время как в развитых странах он уже на порядок выше: в Швеции — 6,6% ВВП, а в Великобритании — 7,2%

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: