Специфика научного познания. Отличие научного познания от обыденного




Философия науки

Круг вопросов дисциплины: сущность науки, наука как форма знания и вид деятельности, специфика научного познания, роль науки в контексте социума и культуры, природа научного метода, структуры научного знания.

Философия науки как особая дисциплина возникает на рубеже 19-20 вв.

Наука как социокультурный феномен

Исторический контекст возникновения и развития науки. Два основных ответа на вопрос, когда возникает наука – в античной Греции на рубеже 7-6 вв; в Западной Европе в раннее новое время (16-17 вв.).

Традиционная и техногенная (западная) цивилизации - два типа цивилизационного развития. Наука возникает в контексте техногенной цивилизации и сама становится важнейшим фактором её развития. Исток техногенной цивилизации – античность, собственно начало – 17 век.

 

Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих открытия — демократию и теоретическую науку, образцом которой была евклидова геометрия.

 

Основные параметры различий двух типов цивилизаций: темпы социальных изменений, отношение к инновационной деятельности, различные системы ценностей.

 

Мировоззренческие доминанты техногенной цивилизации: гуманизм и антропоцентризм, установка на активное преобразование окружающей природной и социальной среды, линейная модель времени, плюрализм, преобразование мира и подчинение человеком природы. Активность новоевропейского субъекта направлена г.о. вовне. Активистская мировоззренческая установка. Деятельностный идеал отношения человека к природе. Главное предназначение человека – преобразующая активность.

 

Связь между новоевропейской наукой и техногенной цивилизацией. Научное познание мира – условие его преобразования в расширяющихся масштабах. Если в культуре отсутствует установка на активное преобразование природы, то нет необходимости и в науке, которая является инструментом такого преобразования. Если человек не отделяет себя от природы, то у него не может возникнуть и самой установки на предметное и «объективное» познание природы

Мировоззренческая предпосылка новоевропейской науки - понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо способно осуществлять свою власть.

Определения науки

Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Наука - одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании.

Наука - сфера познавательной деятельности людей, базирующаяся на допущении существования реального, не зависящего от субъекта познания мира, все процессы и явления которой подчинены закономерностям, доступным познанию с помощью чувств и мышления.

Наука - сфера деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется объективное знание о действительности.

 

Специфика научного познания. Отличие научного познания от обыденного

 

5 основных критериев отличия:

- по предмету

Обыденное познание имеет дело с объектами, непосредственно вовлечёнными в практическую деятельность

Наука же имеет дело с объектами, которые могут быть ещё не вовлечены в практику настоящего

 

- по методу

В процессе обыденного познания нет необходимости прибегать к специальным методам познания. Здесь нет и не может быть методологии. Общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование) на уровне обыденного познания применяется по большей части неосознанно

Научное же познание немыслимо без методологии. Для научного познания характерна рефлексия по поводу используемых методов

 

- по языку

Язык обыденного познания нечёткий и многозначный, значение слов естественного языка часто определяется контекстом

Наука тяготеет к выработке искусственных, формализованных языков. Отличие искусственных языков от языков естественных

 

-по субъекту

Субъект обыденного познания не требует особой подготовке. Точнее, эта подготовка осуществляется непосредственно в процессе жизнедеятельности субъекта

Субъект научного познания требует особой подготовки. Эта подготовка осуществляется в процессе обучения

 

- по характеру вырабатываемого знания

Обыденное знание представляет собой конгломерат разрозненных и разноречивых сведений, оценок, предписаний, рецептур и т.п.

Научное познание – это системно организованное знание.

 

Литература:

 

Кун Т. Структура научных революций; пер. с англ. М.: ACT, 2003. 605 с.

Поппер К.Р. Предположения и опровержения. Рост научного знания. М.: ACT, 2008. 640 с.

Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Мiръ, 2009. С. 249-295.

Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.

Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии; пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 715 с.

Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией; пер. с англ. Н.В. Воробьева М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. 544 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: