Самарский академический театр драмы им. М. Горького




 

 

Театр Драмы существует с 1851 года и знаменит не только известными постановками, но и интересным архитектурным сооружением. В 1854 году после большого пожара, когда деревянное здание театра сгорело, городская власть собрала 3 тыс. рублей, купила хлебный амбар на берегу реки Самара и установила его на Хлебной площади. К 1888 году общими усилиями думы и городского главы Петра Алабина по проекту московского архитектора Михаила Чичагова возвели каменное здание театра на Театральной площади (сейчас пл. Чапаева, на которой стоит памятник легендарному командиру Красной Армии). Театр Драмы, построенный в "псевдорусском стиле". Фасад решён средствами живописной кирпичной декорации с деталями московской архитектуры 17-го века. Первый спектакль, который был поставлен на сцене театра - комедия «Ревизор» Гоголь.

Особняк Клодта

Особняк Клодта - этот теремок заказал для своей семьи богатый самарский купец Иван Клодт. Дом с флюгерами, башнями и балконами затмил все особняки старой Самары. Надо отметить, что городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. За что же И.А. Клодт получил такое право? Он вместе со своим братом Карлом создал электрическую компанию, обеспечивавшую горожан Эдисоновскими лампочками, динамомашинами, проводами и другими приборами. Кроме того, братья снабжали Самару водопроводными трубами и сантехнической утварью. Сейчас в особняке расположилась детская картинная галерея.

 

Римско-католическая церковь латинского обряда "Святого сердца Иисуса".

 

5 марта 1901 года строительным отделением Самарского губернского правления был рассмотрен проект постройки католического храма по Саратовской улице, на усадебном месте, принадлежащем римско-католической церкви, где стоял деревянный католический молитвенный дом. 23 июня 1902 г. было освящено место закладки здания католической церкви. Храм возводился по проекту московского зодчего Фомы Осиповича Богдановича. Строительство велось под руководством самарского архитектора Александра Александровича Щербачева.

Церковь, ставшая украшением города, была освящена 12 февраля 1906 года. В старом деревянном здании (бывшем молитвенном доме) разместились приходская гостиница, приют и школа. В советское время Самарский костел разделил судьбу всех церквей России. В 1922 году все церкви России подверглись изъятию церковного имущества на нужды борьбы с голодом. В списке церквей, из которых были взяты ценности, есть и самарский костел. 5 января 1930 года самарский костел закрыли.

В годы Советской власти в здании католической церкви размещались детский театр, кинотеатр и театральный техникум, клуб строителей. К счастью, за это время здание церкви практически не пострадало, разве, что лишилось крестов на башнях и утратило внутреннее убранство, исчез орган. В 1938 году, в соответствии с духом времени, в помещении католической церкви разместился антирелигиозный музей, а в 1941 году его место занял Областной музей краеведения, остававшийся в католической церкви до 1993 года.

Возрождение католического храма началось с 1991 года. Многие годы на шпилях храма отсутствовали кресты, которые вновь устремились к небу 31 мая 2000 года. Готические, 47-метровые шпили хорошо видны в силуэте города. Кирпичное кружево фасада дает ощущение легкости, воздушности. Готика - гимн вертикали.

Лютеранская кирха.

На пересечении улиц Дворянской (ныне ул. Куйбышева) и Предтеченской (Некрасовской) высится строгий силуэт кирхи – лютеранской церкви, старейшей из всех сохранившихся в Поволжье (подобные были построены в Саратове и Симбирске (ныне г.Ульяновск).

В общем, архитектурно-пространственном восприятии улицы здание кирхи довольно заметно выделяется примечательной композицией, гармоничностью пропорций архитектурных форм, особенно колокольни, и хорошо прорисованными деталями, раскрывающими характер общего художественного образа сооружения. Фасады кирхи выдержаны в готическом стиле, восходящем к немецким средневековым базиликам.

Церковный совет лютеранской общины решил приобрести это здание. Но, не располагая необходимыми средствами, обратился за помощью к немецкой общественности и вспомогательной кассе лютеранских приходов России с просьбой оказать содействие. По поручению совета руководил процессом сбора средств и продолжением строительства храма П.Ф.Цельмер – делопроизводитель совета и известный в Самаре купец-торговец мебелью. Прошло совсем немного времени и 26 сентября 1865 года дивизионный проповедник Пундани из Казани и пастор Фридрих Мейер, приглашённый из Симбирска, освятили основное здание кирхи. Трудно сегодня установить, кому принадлежала мысль освятить кирху в честь Святого Георга. Вполне вероятно, что этот образ воина-освободителя был актуален в среде российских немцев во второй половине прошлого века, когда Россия вела много войн, в которые были вовлечены и немецкие поселенцы. В немецкой традиции Георгий покровительствовал ремесленникам и путешественникам. А это как раз и было традиционное занятие немецких переселенцев. Единство объемных форм специфического здания по назначению создано в три срока: кирха в 1865 году, два флигеля на десять лет позже – в 1875 году, а в начале 80-х годов стоявшая между флигелями и кирхой металлическая ограда была заменена одноэтажной застройкой, связавшей композиционно все сооружения в архитектурное единство, облик которого без изменения сохраняется до настоящего времени. Кроме представителей немецкого населения, кирху посещали до пятидесяти живших в городе эстов и латышей. Единые помыслы и действия общины позволили ей преодолеть бедствие, случившееся 27 июля 1877 года, когда кирха стала жертвой опустошившего город пожара. Но церковные здания были застрахованы. Это обстоятельство и добровольные пожертвования дали возможность восстановить храм к 1883 году в ещё большем великолепии. Городской голова П.В.Алабин в своем юбилейном очерке “Двадцатипятилетие Самары как губернского города” посвятил целую главу лютеранской кирхе и её общине. Он отметил изящество и прекрасную отделку храма, образцовые порядки в общине. Два пристроя практичные немцы сдавали в найм. Здесь в разные годы находился магазин Перетца с товарами для новобрачных, часовая лавка братьев Поппе. Позже часть помещений занимал пастор. При кирхе работало общество поощрения просвещения, заботившееся о сохранении родного языка, национальной культуры. Оно содействовало оказанию материальной помощи ученикам и учителям в пределах имевшихся от пожертвований средств, способствовало учреждению учебных заведений с преподаванием немецкого языка. В 1913 году при кирхе Св. Георга была создана школа, которую посещало 37 учеников, также был открыт детский сад для немецких семей. 5 января 1930 года президиум Самарского горсовета принял решение об окончательном закрытии кирхи.

В конце июня 1998 года в одном из помещений самарской евангелическо-лютеранской кирхи справил новоселье Немецкий национально-культурный центр, существующий уже несколько лет. Здесь можно познакомиться с историей немцев Поволжья, обширно представленной в документах и фотографиях. А в библиотеке и видеозале – почитать книги, посмотреть фильмы на немецком языке. В открытии центра принял участие консул генерального консульства Германии в Саратове господин Эрдманнсдорфер.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: