Конституционные основы изменения субъектного состава Российской федерации




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

Кафедра конституционного и международного права

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО СУБЪЕКТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выполнил_______________

(Ф.И.О., факультет, № группы)

________________________

Научный руководитель

________________________

(уч. степень, уч. звание,

________________________

должность, фамилия, имя, отчество)

 

К защите_____________________________________

(допущена, не допущена)

Научный руководитель ________________________

 

Дата защиты:____________Оценка_______________

 

 

БАРНАУЛ 2017

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

1. Конституционные основы изменения субъектного состава Российской федерации 6

2. Образование субъектов Российской Федерации в результате объединения, присоединения, разделения, выделения субъектов Российской Федерации. 10

3. Изменение границ между субъектами Российской Федерации. 21

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

 

 

Введение

 

 

Актуальность данной темы курсовой работы определена тем, что изменение государственно-территориального состава является приоритетным направлением государственной политики, направленная на повышение социального, экономического и историко-культурного уровня в субъектах Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации предусматривает два способа преобразования территориального строя государства — образование нового субъекта Российской Федерации путем объединения двух или нескольких регионов России и принятие в состав Российской Федерации иностранного государства или его части.

Российская Федерации имеет значительный опыт объединительных процессов и образование в ее составе новых регионов (Пермский край, Красноярский край, Камчатский край, Забайкальский край и Иркутская область) и единственный практический пример — принятие в состав России части иностранного государства (Автономная Республика Крым и город с особым статусом Севастополь).

Федеральным законодателем учитываются и сохранятся территориальные, географические, национально-культурные свойства регионов при укрупнении субъектов Российской Федерации.[1]

Настоящая проблема интересует автора, прежде всего, тем, что на протяжении последних семнадцати лет развитие законодательства в сфере территориального устройства Российской Федерации четко и последовательно осуществляется на основе норм Конституции Российской Федерации. В то же время, здесь сохраняется целый ряд правовых проблем, которые требуют эффективного решения.

Закрепленные в законодательстве способы изменения субъектного состава Федерации (принятие в Российскую Федерацию иностранного государства либо его части, образование на ее территории нового субъекта Федерации в результате объединения граничащих субъектов Российской Федерации) отвечают задачам территориального развития России.

В современных исследованиях ведутся научные дискуссии о путях и способах регулирования порядка изменения статуса, границ и других компонентов состава субъектов Российской Федерации. Изменение состава субъектов РФ – это новая и сложная проблема в современном конституционном праве России.

В России теоретические положения о порядке образования нового субъекта РФ нашли свое отражение в трудах М.В. Баглая, О.Е. Кутафина, Д.А. Кружикова, С.И. Носова и многих других выдающихся русских юристов и государственных деятелей. Некоторые из них использованы автором при написании данной работы.

Целью данного исследования является изучение порядка образования нового субъекта в РФ.

Для достижения цели исследования автор ставит следующие задачи:

- рассмотреть конституционные основы изменения субъектного состава Российской федерации;

- рассмотреть порядок образования субъектов Российской Федерации в результате объединения, присоединения, разделения, выделения субъектов Российской Федерации;

- рассмотреть порядок правового регулирования изменения границ между субъектами Российской Федерации.

Объект исследования: территориальная организация Российской Федерации.

Предмет исследования: порядок образования нового субъекта в РФ.

Курсовая работа содержит введение, где определены актуальность темы исследования представлена цель и задачи курсовой работы. В первой главе курсовой работы проведены исследования конституционных основ изменения субъектного состава Российской федерации. Во второй главе курсовой работы рассмотрены порядок образования субъектов Российской Федерации в результате объединения, присоединения, разделения, выделения субъектов Российской Федерации. В третьей главе курсовой работы рассмотрен порядок правового регулирования изменения границ между субъектами Российской Федерации.

Информационной базой послужили научные и учебные работы различных авторов правоведов, а так же иная справочная и нормативная литература.

 

 

Конституционные основы изменения субъектного состава Российской федерации

 

Процедура объединения субъектов Российской Федерации определяет ряд правовых вопросов, которые подлежат разрешению. Одним из ключевых вопросов является формирование органов государственной власти нового субъекта и упразднение органов субъектов — правопредшественников. По мнению О.Е. Кутафина, единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Единство системы государственной власти в России выражается в наличии единой системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

Конституция Российской Федерации предусматривает принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ч.2 ст. 65).[2]

Правовая детализация конституционной нормы, устанавливающая порядок принятия в состав России иностранного государства и образование в ее составе нового субъекта, находит свое отражение в федеральном законодательстве, — Федеральном законе «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», в соответствующем федеральном конституционном законе и международном договоре.[3]

Принятие в состав Российской Федерации иностранного государства или его части в качестве нового субъекта Федерации процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. Законодатель определил термин «образование в составе Российской Федерации нового субъекта» как процедуру, предусматривающую изменение состава субъектов Российской Федерации, в соответствии с Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ от 17.12.2001 года, и не связанную с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.[4]

Стоит отметить, что научным сообществом определяется третий способ изменения субъектного состава российского государства, который не получил законодательного регулирования — изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Данный способ заключается в преобразовании субъекта Российской Федерации из одного вида в другой (например, из республики в край). По мнению А. Н. Кокотова: «…меняется не общий количественный состав субъектов РФ, а количественный состав субъектов РФ отдельных видов».

Закон устанавливает общие правовые положения, на основании которых реализуются принятие в состав Российской Федерации иностранного государства и образование в ее составе нового субъекта. Правовая основа принятия в состав России иностранного государства в качестве нового субъекта страны включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, а также международный (межгосударственный) договор между заинтересованными в принятии в состав Российской Федерации государствами.

Федеральным законодателем устанавливаются принципы, согласно которым осуществляются принятие в состав Российской Федерации и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации:

1) Принцип добровольного волеизъявления. Никто не может принудить войти в состав Российской Федерации, как никто не может обязать Россию присоединить себе территорию. Принятие в состав Российской Федерации иностранного государства осуществляется на добровольной основе. Обоюдное согласие (Российской Федерации и иностранного государства (иностранных государств) — неотъемлемое условие для вхождения в состав Российской Федерации;

2) При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.

Законодательством Российской Федерации, устанавливаются условия для принятия в состав Российской Федерации иностранного государства и образование в ее составе нового субъекта. Для обеих процедур преобразования федеративного устройства России, законом определяются различный порядок принятия и образования.[5]

Условиями образования в составе Российской Федерации нового субъекта являются:

1) Образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в результате объединения двух или нескольких граничащих между собой регионов России.

Определяется территориальный аспект образования в составе российского государства нового субъекта. Таким образом, независимо от иных критерий объединения нескольких субъектов Российской Федерации, которые по объективным причинам, в результате укрупнения могли урегулировать экономические, социальные, культурные отношения двух или нескольких регионов, не сопредельные между собой, не подлежат объединению.

2) Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования регионов, территории которых подлежат объединению. Диспозитивность указанного положения, позволяет определенным регионам сохранить свой правовой статус и наименование.

Исходя из практического опыта объединения субъектов Российской Федерации, за последние пятнадцать лет указанная модель складывалась при объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также при объединении Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа.

Другая модель, подразумевающая прекращения существование субъектов, складывалась при образовании Пермского, Камчатского и Забайкальского краев. Поскольку, их правопредшественники прекратили существование, в установленном законе порядке.

3) Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта.[6]

Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при ее переиздании.

Потенциальным способом изменения субъектного состава Российской Федерации, не связанным с преобразованием территории, является изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ. Даже без изменения территории субъекта РФ изменение его статуса приведет к обновлению субъектного состава Российской Федерации. Так, если области будет предоставлен статус края или республики, то в составе Российской Федерации станет на одну область меньше и на один край или одну республику больше.[7]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: