Классификация задач и методов их решения при измерении




Лекция 2. Понятийный аппарат психологических и педагогических измерений. Определения понятий: педагогический тест, тестирование, тестологические характеристики теста, предтестовые и тестовые задания, фасет, дистрактор и др.

ИЗМЕРЕНИЕ — операция для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, которая берётся за единицу. Получившееся значение будет численным значением измеряемой величины. Наука, предметом изучения которой являются все аспекты измерений, называется МЕТРОЛОГИЕЙ.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ - процесс установления соответствия между оцениваемыми характеристиками обучаемых и точками эмпирической шкалы, в которой отношения между различными оценками характеристик выражены свойствами числового ряда.

ТЕСТИРОВАНИЕ - метод педагогической диагностики, с помощью которого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результаты учебного процесса, должна максимально отвечать принципам сопоставимости, объективности, надежности и валидности измерений, должна пройти обработку и интерпретацию и быть готовой к использованию в педагогической практике.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ определяется как система заданий специфической формы и возрастающей трудности, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых.

Предтестовое задание называется ТЕСТОВЫМ, если апостериорные количественные оценки его характеристик удовлетворяют определенным критериям, нацеленным на проверку качества содержания, формы и на выявление системообразующих свойств заданий теста.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ - это составная единица теста, отвечающая требованиям к заданиям в тестовой форме и, кроме того, статистическим требованиям:

1) известной трудности;
2) дифференцирующей способности (достаточной вариации тестовых баллов);
3) положительной корреляции баллов задания с баллами по всему тесту, а также другим математико-статистическим требованиям.

Классификация задач и методов их решения при измерении

Задачи Условия Методы
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака а) 2 выборки испытуемых Q – критерий Розенбаума; U – критерий Манна-Уитни; ф* – критерий (угловое преобразование Фишера)
6) 3 и более выборок испытуемых S – критерий тенденций Джонкира; Н – критерий Крускала-Уоллиса
2. Оценка сдвига значений исследуемого признака а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых Т – критерий Вилкоксона; G – критерий знаков; ф* – критерий (угловое преобразование Фишера)
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых Xr 2 – критерий Фридмана; L – критерий тенденций Пейджа
3. Выявление различий в распределении признака а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим x2 – критерий Пирсона; l – критерий Колмогорова-Смирнова; m – биномиальный критерий
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений x2 – критерий Пирсона; l – критерий Колмогорова-Смирнова; ф* – критерий (угловое преобразование Фишера)
4. Выявление степени согласованности изменений а) двух признаков rs – коэффициент ранговой корреляции Спирмена
б) двух иерархий или профилей rs – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий а) под влиянием одного фактора S – критерий тенденций Джонкира; L – критерий тенденций Пейджа; однофакторный дисперсионный анализ Фишера
б) под влиянием двух факторов одновременно Двухфакторный дисперсионный анализ Фишера

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
  Измерение процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале
  Измерительные шкалы метрические системы, моделирующие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов некоторыми признаками, наличие или степень выраженности которых представлена и оценивается испытуемыми в виде числовых значений, графического изображения (фигуры, вертикальные или горизонтальные линии) или в вербальной форме (например, в виде суждений о степени выраженности признака)
  Шкалирование метод моделирования явлений с помощью числовых систем
  Числовые системы множество элементов с реализованными в нем отношениями, существующими между элементами (или свойствами) реальных объектов
  Психометрия (психометрика) область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений; математизированная технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик
  Дифференциальная психометрия (дифференциальная психометрика) область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике
  Математическая теория измерений раздел математической психологии, интенсивно развивающийся параллельно и в тесном взаимодействии с развитием процедур психологического измерения (психометрией)
  Нольмерное шкалирование построение психологической шкалы, имеющей единственное значение и нулевую размерность
  Шкала форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему
  Признаки и переменные измеряемые психологические явления
  Порядковая шкала шкала, классифицирующая признаки по принципу "больше – меньше"
  Принудительное ранжирование ранжирование, при котором количество рангов соответствует количеству ранжируемых субъектов или объектов (ценностей, качеств и т.п.)
  Интервальная шкала шкала, классифицирующая по принципу "больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц"
  Шкала равных отношений шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства
  Метод ранжирования процедура измерения, когда все объекты представляются испытуемому одновременно, и он должен их упорядочить по величине измеряемого признака
  Метод парных сравнений процедура измерения, когда объекты предъявляются испытуемому попарно (число предъявлений равно числу сочетаний) и он оценивает сходства – различия между членами пар
  Метод абсолютной оценки процедура измерения, когда стимулы предъявляются испытуемому по одному объекту, и он дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы
  Метод выбора процедура измерения, когда испытуемому предлагается несколько объектов (стимулов, высказываний и тд), из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию
  Шкала графическая форма фиксации данных по измерительным шкалам при помощи наглядного отображения развития признака в виде непрерывной линии или определенной фигуры
  Числовая шкала форма фиксации данных в измерительных шкалах посредством их числовых значений
  Вербальная шкала форма фиксации данных в измерительной шкале, опирающаяся на набор суждений о наличии или степени выраженности изучаемого признака
  Чувствительность способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений
  Органы чувств телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации
  Нижний абсолютный порог чувствительности минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение
  Верхний абсолютный порог чувствительности максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение
  Порог различения (разностный порог) минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений
  Оперативный порог различимости сигналов величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума
  Закон Бугера-Вебера психофизический закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя, породившего едва заметное изменение силы ощущения к его исходной величине
  Основной психофизический закон положение, гласящее о том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя (величины стимула)
  Пороговая зона такой диапазон интенсивности раздражителя, на границах которого испытуемый практически всегда начинает или перестает ощущать воздействие стимула
  Латентный анализ (от лат latentis – скрытый, невидимый) совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними
  Фактор конструкт, операционально определяемый его факторными нагрузками
  Факторный анализ комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые (латентные) признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи
  Дисперсионный анализ анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых переменных факторов
  Регрессионный анализ (от лат regressio – движение назад) область статистического анализа, изучающая зависимость изменений значений переменных от одной или нескольких переменных (факторов)
  Линия регрессии линия, соединяющая точки средних значений сгруппированных признаков-факторов (те тех признаков, влияние которых на переменную изучается)
  Достоверность различия (сходства) аналитико-статистическая процедура установления уровня значимости различий или сходства между выборками по изучаемым показателям (переменным)
  Инструкция руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование
  Адаптация теста комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения
  Точность (надежность) измерения качество, отражающее близость результата измерения к истинному значению измеряемой величины
  Правильность измерения качество, отражающее близость к нулю систематических погрешностей результатов измерения
  Сходность измерения качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполненных в одинаковых условиях
  Воспроизводимость измерения качество, отражающее близость друг к другу результатов измерений, выполненных в разных условиях
  Критерий валидизации признак, независимый от валидизируемого теста, хорошо (достаточно надежно, полно) отражающий меру изучаемого качества (свойства, процесса)
  Распределение закономерность встречаемости признака и разных его значений
  Нормальное распределение вид распределения переменных, характеризуемое тем, что крайние значения признака в нем ссылаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине – достаточно часто
  Параметры распределения числовые характеристики распределения, указывающие, где в "среднем" располагаются значения признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное появление определенных значений признака
  Меры изменчивости статистические показатели вариации (разброса) признака (переменной) относительно среднего значения, степени индивидуальных отклонений от центральной тенденции распределения
  Стандартизация (от англ standard – типовой, нормальный) унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста
  Оценки первичные ("сырые" баллы) оценки, полученные испытуемым на начальном этапе обработки результатов тестовой методики
  Профильные оценки способ представления количественных результатов психодиагностической методики, при котором оценки по отдельным группам заданий, субтестам с помощью специальных приемов приводятся к соизмеримым единицам (единой шкале оценок) и отображаются на графике
  Шкальные оценки способ оценки результатов теста конкретным испытуемым путем установления его места на специальной шкале

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: