При работе с органическими соединениями необходимо соблюдать технику безопасности более тщательно, чем при работе с неорганическими веществами. Потому что они более взрывоопасны, и почти все легко воспламеняемы. |
1. Вредными и опасными последствиями при проведении лабораторных и практических работ могут быть: - химические ожоги при работе с химическими реактивами; -термические ожоги при работе с нагревательными приборами; |
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой; |
2. Вход в кабинет химии только по приглашению учителя, без верхней одежды и в сменной обуви. 3. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения занятий возможен только по разрешению учителя. |
4. Проходы между столами не должны загромождаться портфелями, сумками. |
5. В лаборатории нельзя работать при плохом самочувствии. |
6. При получении травмы (порезы, ожоги и т. п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю, лаборанту. |
7. Нельзя вносить в кабинет и выносить из него какие-либо вещества (реактивы) без ведома учителя. |
Что же изучает органическая химия? Органическая химия изучает соединения, в состав которых обязательно входит элемент углерод. Органическая химия - это химия соединений углерода. Она изучает их структуру, свойства и применение органических соединений. |
Органические вещества были известны давно. Люди использовали такие органические соединения как эфирные масла, жиры, сахар, крахмал, смолы и т.д. Еще в древности брожением сладких растительных соков добывали спирты, а при скисании вина добывали уксусную кислоту. |
Тысячи лет назад до нашей эры народы Индии, Египта и Греции получали и применяли природные красители, например, пурпур, индиго и другие. |
Из растительных веществ мастера получали скипидар, пахучие эфирные масла и бальзамы, которые использовались при производстве пахучих и дезинфицирующих средств. |
На начальном этапе развития химии существовало разделение веществ на неорганические и органические. А в конце XVII столетия вещества стали подразделять на три группы: растительные, животные и минеральные. |
В дальнейшем начался этап изучения органических соединений. |
Из растений были выделены и изучены такие важнейшие кислоты, как щавелевая, лимонная, яблочная и молочная кислоты. |
Исследуя продукты животного происхождения, были выделены и изучены мочевина и мочевая кислота. Потом выяснили, что оказывается, между веществами растительного и животного происхождения существенной разницы нет. Например, при окислении растительного вещества - сахара получают муравьиную кислоту- вещество животного происхождения. |
Жиры содержатся и в растительных, и в животных организмах. |
Накопленные факты заставили пересмотреть представления о веществах растительного и животного происхождения и ввести общее понятие "органические вещества". Химия, занимающаяся изучением этих веществ, была названа органической. Такое предложение было сделано известным шведским учёным- химиком йёнсом Якобом Берцелиусом. |
Дальнейшее развитие органической химии доказало ошибочное мнение этих взглядов. |
Когда в 1828 году учёный Фридрих Вёлер ученик Берцелиуса синтезировал мочевину (продукт жизнедеятельности животного организма) из неорганического вещества, термин «органическая химия» начал означать химию соединений углерода как продукта природного, так и синтетического происхождения. |
И позже в лабораторных условиях были синтезированы миллионы других соединений без участия живой материи. Они разрушили стену между органическими и неорганическими веществами. Тем не менее, органическая химия как наука сохранилась и по настоящее время, сохранилось также исторически сложившееся название этой науки, хотя смысл его коренным образом изменился. |
Чем же отличаются органические и неорганические вещества? И что у них общего? Различия состоят в том, что в органической химии углерод имеет постоянную валентность; почти все органические соединения являются ковалентными, многие из них легкоплавкие и имеют сильный запах. |
Общие признаки Образование и реакции органических соединений происходят по тем же законам, что и неорганических соединений. Среди органических соединений есть и растворимые, и нерастворимые в воде, электролиты (соли органических кислот) и неэлектролиты, есть термостойкие соединения. Органические и неорганические вещества объединяет и то, что они могут преобразовываться друг в друга. |
Чтобы оценить значение органических соединений, которые нас окружают, представим себе, что они вдруг исчезли. Нет деревянных предметов, книг и тетрадей, нет сумок для книг и шариковых ручек. Исчезли пластмассовые корпуса компьютеров, телевизоров и других бытовых приборов, нет телефонов и калькуляторов. Без бензина и дизельного топлива встал транспорт, нет большинства лекарств и просто нечего есть. Нет моющих средств, одежды, да и нас с вами. |