Проблемный метод на уроках иностранного языка как средство реализации ГОС
В основу данной концепции положена идея о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащая
выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому. Способ достижения
цели выбран через формирование у детей установок на самообразование,
самовоспитание, саморегуляцию по Г.К. Селевко, также используются идеи
деятельностно и личностно ориентированного обучения по Е.С. Полат и
Е.И. Пассову.
Новизна данной концепции состоит в использовании активных методов
обучения с применением инновационных технологий: проектной методики и информационных технологий, в создании доброжелательной атмосферы на
уроках, чтобы:
-учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;
-создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством вовлечения их в дискуссию по мере их способностей, навыков и умений по предмету;
-построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать
собственные открытия,
-выполнять мини исследования, проводить необходимый анализ изученного;
-научить ученика соотносить теоретические знания с жизненными
ситуациями;
-развивать у школьников способности использовать иностранный язык как
инструмент общения в диалоге культур современного мира;
-видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе
сотрудничества и взаимопомощи.
В современном мире усиливается роль иностранных языков в
воспитании всесторонне развитой личности. Данная технология проблемного обучения соответствует международным требованиям обучения.
Цель концепции:
- воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним
-создание условий для самореализации личности
Цели и задачи концепции:
Обучающие:
-формирование учебных навыков работы
-формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в
учебнотрудовой, социальнобытовой и социокультурных сферах
-знакомство с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей
Развивающие:
-развитие способности самостоятельно находить и использовать
необходимую информацию
-развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля
-развитие этикетных норм (речевой такт и
поведение)
Воспитательные:
-совершенствование нравственных качеств личности
(гуманность, патриотизм, взаимопомощь, толерантность, сотрудничество)
-выработка языковой, этнической и расовой терпимости, уважения к другим
культурам
-ознакомление с культурой стран изучаемого языка и их связями с мировой
культурой.
Сущность проблемного обучения на уроках английского языка
Основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных
методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия,
обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого
мышления и познавательных интересов личности.
Проблемное обучение -это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется мною как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.
Итак, сущность проблемного обучения:
-совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов,
образующих целостный непрерывный процесс формирования и развития
личности учащихся и побуждения их к самоусовершенствованию.
Категории проблемного обучения
-проблемная ситуация
-проблема
-проблемная задача
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для
преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или
приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть
объективными (ситуация задается учителем) и субъективными
(психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении
поставленной задачи).
Можно выделить 4 взаимосвязанные функции проблемной ситуации:
а)обучающая;
b)организующая;
с)контролирующая;
d)стимулирующая.
Опыт показывает, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формулируемых речевых навыков и умений.
Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению,
перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий
решения представляет собой проблемную задачу.
Проблема- это осознание учащимися невозможности разрешить трудности и
противоречия, встретившиеся ему на занятии в данной ситуации, с помощью
имеющихся у него знаний и опыта.
Проблемная задача
-это учебная проблема с заданными условиями, и в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся.
Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана
обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение
учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.
Любая проблема берет начало в проблемной ситуации: осознав возникшее
затруднение как неразрешимое при данном уровне знаний, ученик
проникается желанием найти выход из создавшейся ситуации посредством
мышления, т.е. принимать проблему к решению. С этого момента проблема
превращается для него в задачу, требующую мыслительной активности.
Уровни проблемных ситуаций:
1.Роль учителя -направлять учащихся на самостоятельный поиск путей
решения проблемы;
2.Совместный анализ ситуации учителя с учащимися. Ученики самостоятельно формулируют задачу и решают ее.
3.Самостоятельная работа учащихся по выявлению проблемы и выбора
оптимального решения.
Поскольку общее развитие школьников находится в стадии становления, а
результаты их творчества чаще характеризуются новизной субъективной
и проявляются как оригинальность в решении известных задач, то проблемное обучение можно рассматривать как творчество учебное. Вместе с тем принципы обучения творчеству разработаны еще недостаточно.
Известно, что творческая деятельность возникает при наличии познавательной или практической задачи
. Поэтому основой педагогического руководства проблемным обучением учащихся является постановка перед ними последовательного ряда постепенно усложняющихся мыслительных задач и обучение способам их решения.
1-й уровень. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляя
проблему,формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный
поиск путей решения.
2-й уровень. Отличие состоит в том,что учитель вместе с учениками
анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно
формулируют задачу и решают ее.
3-й уровень (самый высокий) Учитель доводит до учащихся содержание
проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку и
выбор решения обучаемые осуществляют самостоятельно.
Создание условий для формирования творческой активности и
познавательных интересов личности
Педагогические условия успеха проблемного обучения
-создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным
способностям учащихся;
-обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному
содержанию проблемной ситуации
-соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа
доступной трудности (сильным учащимся - более трудные задания);
-соответствие возрастным интересам учащихся;
-формирование у школьников операционных умений решения проблемных
задач;
Последнее условие особенно важно, одним из путей для его реализации
необходимо решение проблемных задач в присутствии учащихся:
1.анализ ситуации
2.выявление проблемы
3.формулировка проблемы
4.Осуществление поиска ее оптимального решения
Преодоление психологических трудностей:
-умение сформулировать проблему
-умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на
занятии
-умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает
информации
Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций:
-ситуации должны составляться на реальном жизненном материале
-направлены на стимулирование мышления
-соответствовать теоретическим знаниям учащихся
-строиться на знакомом учебном материале
-опираться на имеющийся у учащихся определенныйпрактический опыт
Активные методы проблемного обучения
-Учебная тематическая дискуссия
(завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов)
-Метод «круглого стола» (проблема для обсуждения, приглашение гостей,
обмен мнениями, подведение итогов)
-Деловая игра. Этапы игры (подготовка, проведение, подведение итогов)
Виды игры (ролевая игра, викторины, конкурсы, имитационные
игры: дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и др.)
-Интелектуальный штурм (формирование проблемы, тренировочная
разминка,мозговая атака-штурм поставленной проблемы, оценка и отбор
наилучших идей, сообщение результатов мозговой атаки)
-Анализ конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуация-оценка,
ситуация упражнение)
Результат использования проблемного обучения на уроках английского языка
-изменение характера взаимоотношений между учителем и учащимися,
основанных на сотрудничестве, взаимопомощи, которые учат жить в социуме;
-использование информационных технологий и ресурсов сети Интернет;
-способствование интегрированных к созданию целостного восприятия
окружающего мира;
-приближение проблемных вопросов к условиям реального общения;
-использование проектных форм работы;
-стимулирование творческой активности и познавательных интересов;
-развитие умения добывать знания самостоятельно.
Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что
ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно
мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения
проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в
самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как
плод его собственного труда. А мы, как учителя, помогаем своим ученикам в
поиске как умелой формулировкой и постановкой проблемы, так и показом
логики их решения, но не в форме подсказки выводов-ответов.
Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка
дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение
школьников.
В заключении следует отметить, что проблемное обучение стимулирует
личностную активность учащихся. А это обеспечивает активное отношение
к знаниям, настойчивость учащихся и, конечно положительный результат в
обучении и воспитании.