Категории проблемного обучения




Проблемный метод на уроках иностранного языка как средство реализации ГОС

В основу данной концепции положена идея о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащая

выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому. Способ достижения

цели выбран через формирование у детей установок на самообразование,

самовоспитание, саморегуляцию по Г.К. Селевко, также используются идеи

деятельностно и личностно ориентированного обучения по Е.С. Полат и

Е.И. Пассову.

Новизна данной концепции состоит в использовании активных методов

обучения с применением инновационных технологий: проектной методики и информационных технологий, в создании доброжелательной атмосферы на

уроках, чтобы:

-учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;

-создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством вовлечения их в дискуссию по мере их способностей, навыков и умений по предмету;

-построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать

собственные открытия,

-выполнять мини исследования, проводить необходимый анализ изученного;

-научить ученика соотносить теоретические знания с жизненными

ситуациями;

-развивать у школьников способности использовать иностранный язык как

инструмент общения в диалоге культур современного мира;

-видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе

сотрудничества и взаимопомощи.

В современном мире усиливается роль иностранных языков в

воспитании всесторонне развитой личности. Данная технология проблемного обучения соответствует международным требованиям обучения.

Цель концепции:

- воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним

-создание условий для самореализации личности

Цели и задачи концепции:

Обучающие:

-формирование учебных навыков работы

-формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в

учебнотрудовой, социальнобытовой и социокультурных сферах

-знакомство с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей

Развивающие:

-развитие способности самостоятельно находить и использовать

необходимую информацию

-развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля

-развитие этикетных норм (речевой такт и

поведение)

Воспитательные:

-совершенствование нравственных качеств личности

(гуманность, патриотизм, взаимопомощь, толерантность, сотрудничество)

-выработка языковой, этнической и расовой терпимости, уважения к другим

культурам

-ознакомление с культурой стран изучаемого языка и их связями с мировой

культурой.

Сущность проблемного обучения на уроках английского языка

Основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных

методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия,

обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого

мышления и познавательных интересов личности.

Проблемное обучение -это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется мною как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.

Итак, сущность проблемного обучения:

-совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов,

образующих целостный непрерывный процесс формирования и развития

личности учащихся и побуждения их к самоусовершенствованию.

Категории проблемного обучения

-проблемная ситуация

-проблема

-проблемная задача

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для

преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или

приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть

объективными (ситуация задается учителем) и субъективными

(психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении

поставленной задачи).

Можно выделить 4 взаимосвязанные функции проблемной ситуации:

а)обучающая;

b)организующая;

с)контролирующая;

d)стимулирующая.

Опыт показывает, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формулируемых речевых навыков и умений.

Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению,

перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий

решения представляет собой проблемную задачу.

Проблема- это осознание учащимися невозможности разрешить трудности и

противоречия, встретившиеся ему на занятии в данной ситуации, с помощью

имеющихся у него знаний и опыта.

Проблемная задача

-это учебная проблема с заданными условиями, и в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся.

Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана

обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение

учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.

Любая проблема берет начало в проблемной ситуации: осознав возникшее

затруднение как неразрешимое при данном уровне знаний, ученик

проникается желанием найти выход из создавшейся ситуации посредством

мышления, т.е. принимать проблему к решению. С этого момента проблема

превращается для него в задачу, требующую мыслительной активности.

Уровни проблемных ситуаций:

1.Роль учителя -направлять учащихся на самостоятельный поиск путей

решения проблемы;

2.Совместный анализ ситуации учителя с учащимися. Ученики самостоятельно формулируют задачу и решают ее.

3.Самостоятельная работа учащихся по выявлению проблемы и выбора

оптимального решения.

Поскольку общее развитие школьников находится в стадии становления, а

результаты их творчества чаще характеризуются новизной субъективной

и проявляются как оригинальность в решении известных задач, то проблемное обучение можно рассматривать как творчество учебное. Вместе с тем принципы обучения творчеству разработаны еще недостаточно.

Известно, что творческая деятельность возникает при наличии познавательной или практической задачи

. Поэтому основой педагогического руководства проблемным обучением учащихся является постановка перед ними последовательного ряда постепенно усложняющихся мыслительных задач и обучение способам их решения.

1-й уровень. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляя

проблему,формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный

поиск путей решения.

2-й уровень. Отличие состоит в том,что учитель вместе с учениками

анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно

формулируют задачу и решают ее.

3-й уровень (самый высокий) Учитель доводит до учащихся содержание

проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку и

выбор решения обучаемые осуществляют самостоятельно.

Создание условий для формирования творческой активности и

познавательных интересов личности

Педагогические условия успеха проблемного обучения

-создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным

способностям учащихся;

-обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному

содержанию проблемной ситуации

-соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа

доступной трудности (сильным учащимся - более трудные задания);

-соответствие возрастным интересам учащихся;

-формирование у школьников операционных умений решения проблемных

задач;

Последнее условие особенно важно, одним из путей для его реализации

необходимо решение проблемных задач в присутствии учащихся:

1.анализ ситуации

2.выявление проблемы

3.формулировка проблемы

4.Осуществление поиска ее оптимального решения

Преодоление психологических трудностей:

-умение сформулировать проблему

-умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на

занятии

-умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает

информации

Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций:

-ситуации должны составляться на реальном жизненном материале

-направлены на стимулирование мышления

-соответствовать теоретическим знаниям учащихся

-строиться на знакомом учебном материале

-опираться на имеющийся у учащихся определенныйпрактический опыт

Активные методы проблемного обучения

-Учебная тематическая дискуссия

(завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов)

-Метод «круглого стола» (проблема для обсуждения, приглашение гостей,

обмен мнениями, подведение итогов)

-Деловая игра. Этапы игры (подготовка, проведение, подведение итогов)

Виды игры (ролевая игра, викторины, конкурсы, имитационные

игры: дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и др.)

-Интелектуальный штурм (формирование проблемы, тренировочная

разминка,мозговая атака-штурм поставленной проблемы, оценка и отбор

наилучших идей, сообщение результатов мозговой атаки)

-Анализ конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуация-оценка,

ситуация упражнение)

Результат использования проблемного обучения на уроках английского языка

-изменение характера взаимоотношений между учителем и учащимися,

основанных на сотрудничестве, взаимопомощи, которые учат жить в социуме;

-использование информационных технологий и ресурсов сети Интернет;

-способствование интегрированных к созданию целостного восприятия

окружающего мира;

-приближение проблемных вопросов к условиям реального общения;

-использование проектных форм работы;

-стимулирование творческой активности и познавательных интересов;

-развитие умения добывать знания самостоятельно.

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что

ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно

мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения

проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в

самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как

плод его собственного труда. А мы, как учителя, помогаем своим ученикам в

поиске как умелой формулировкой и постановкой проблемы, так и показом

логики их решения, но не в форме подсказки выводов-ответов.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка

дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение

школьников.

В заключении следует отметить, что проблемное обучение стимулирует

личностную активность учащихся. А это обеспечивает активное отношение

к знаниям, настойчивость учащихся и, конечно положительный результат в

обучении и воспитании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: