Позднее Фрейд предложил такую структуру психики:
Эго («Я»)
Суперэго («Сверх-Я»)
Ид («Оно»)
3. инстинкт бессознательного
4. эго, супер эго, оно
5. подавление инстинктов
II. получение наслаждения
1.Эпикур
2. гедонизм
этическое учение, согласно которому удовольствие является главнойдобродетелью, высшим благом и целью жизни
3. какую роль чувства меры отводит автор?
Чувство меры играет важную роль в получении наслаждения(выпил вина –хорошо, выпил много вина-плохо; встретил друга на полчаса –хорошо, приехал друг на неделю-плохо)
4. Разновидности гедонизма – эвдемонизм, стоицизм, киники…
5. современная молодежь – прагматики - это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.
Билет
1. 1) Сенсуализм (эмпиризм) – направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.
Рационализм – течение философии, сторонники которого полагали, что истинное знание может быть выведено только из разума и не заввисит от чувственного опыта.
2) представители – сенсуализм (Ф.Бэкон), рационализм (Декарт)
3) Какие направления гносеологии еще существуют?
· Иррационализм – (Ницше, Шопенгауэр) - особое направление, сторонники которого считали, что мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно никогда не будет познан разумом.
· Гностицизм (материалисты) – философское течение, сторонники которого считают, что мир познаваем и возможности познания не ограничены.
· Агностицизм – (Кант и др.) – направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными способностями человеческого разума.
|
4) Вопросы познавательной деятельности рассматриваются Марксом и Энгельсом в неразрывной связи с предметно-практической деятельностью людей. Она, по мнению Маркса, является подлинной сущностью общественного человека. Исходя из формулы "бытие определяет сознание" Маркс уверен, что субъект познания есть производное от субъекта практики, что познание не исходное и не единственное отношение человека к миру. Марксистская теория познания исходит из того, что знание есть не какой-то самостоятельный предмет, вклинивающийся между субъектом и объектом, а форма кристаллизации осуществившейся познавательной деятельности и форма возможного ее будущего протекания.
5) что преобладает во врачебной деятельности чувства, разум или интуиция?
2. Атомы движутся в пустоте бесконечное время. Атомы это субстанции, рассеянные в пустоте они умудряются наскакивать друг на друга и потом происходит ….. водою, огнем… человеком.
1) Что это такое? Атомистический материализм.
2) Представитель стихийного материализма Демокрит.
3) Основные понятия в его концепции – пустота, атомы, пространство, время.
4) в какой период времени теория атома была господствующей? Теория атома была господствующей до конца 19 века, вплоть до того, как удалось доказать, что атом делится.
5) чем отличаются современные представления об атомах от взглядов Демокрита?
Демокрит считал, что атом – мельчайшая, неделимая частица. В конце 19 века доказали, что атом делится. Хотя слово атом в первоначальном значении обозначало частицу, которая не делится на меньшие части, согласно научным представлениям он состоит из более мелких частиц, называемых субатомными частицами. Атом состоит из электронов, протонов, нейтронов.
|
Билет.
1. Абсолютный дух, который является высшей субстанцией всякого бытия. Это дух, опускающийся, чтобы принять образ непосредственного контакта с природой, познается как решающий (Гегель)
1) направление – объективный идеализм
2) Выписать термины (абсолютный дух, свободно отчуждающий себя, инволюция, возвращение к первичному состоянию)
3) Что собой представляет природа, т.е. непосредственно бытие, по мнению этого автора?
Природа выступает Абсолютным духом, который Бог создал для того, чтобы из нее возникли человек и человеческий дух.
4)Что собой представляет концепция развития автора?
у Г. Гегеля Триада (Т) становится основным диалектическим принципом развития. По Гегелю, у которого Т. выступает также и как способ построения философской системы, всякий процесс развития проходит три ступени: тезис, антитезис, синтез. Антитезис отрицает тезис, синтез, в свою очередь, отрицает антитезис, соединяя, однако, в себе особенности предыдущих ступеней развития.
2. а) почитай отца и мать, не прелюбодействуй, не укради….. (Библия)
Б) «Что хорошо? – Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Слабые и неудачники должны погибнуть… и им должно ещё помочь в этом. Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – Христианство». (Фридрих Ницше «Антихрист. Проклятие христианству»)
|
1)Кто сказал? А) Библия Б) Фридрих Ницше
2) какой …. Выражает …(там вроде про Ницше). Центральная проблема Ницше – воля. Н. видел средство спасения жизни в воле к власти. Воля к власти – основа права сильного. Ее подрывают доминирование интеллекта; мораль, проповедующая любовь к ближнему; социализм, декларирующий равенство между людьми. Н. стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской. Относительно христианской религии Н.говорил, что она исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни.
3) в чем их противоречие?
Библия преподает человеколюбие, альтруизм, гуманизм. Нигилизм же все сводит к биологическим законам. «Выживает сильнейший», слабый должен умереть, тем самым общество станет сильнее.
4) в каких движениях 20 века отразилось второе высказывание? (Гитлер, Сталин – уничтожение христианства)
5) правильно ли автор оценивает социальную роль христианст в а? (это свое мнение)
Билет.
1.«человек от животного мира», «преступность поведения лиц», «про муравейник»
1) биологическое и социальное в человеке (психофизиологические особенности).
2)концепции существования человека? Марксистская(Материализм — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя)
, религиозная(объективный идеализм — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух))
3)современная наука о происхождении человека? Пока еще придерживается теории дарвина или принцип антропогенеза - Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид,человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
4)концепция антропосоциогенеза. проблемы отчуждения.
Концепция антропосоциогенеза состоит в том, что происхождение человека заключается в появлении человека от природы (т.е. от обезьян), а потом произошло отчуждение от природы и человек стал существом биосоциальным..
5)этология – о сходстве поведения человека и животного
Преобразование соц связей в мире животных
2.«все состоит в природе тела и пространства»
1)Лукреций Карп, во времена античности (так же считали Эпикур, Маркс, Демокрит)
2)античный материализм
3)Основные понятия - тело, пространство, атомы, природа, первоначало
4) Как менялись взгляды на природу. Поначалу Аристотель создал биологию как науку, придерживался взглядов самопроизвольного происхождения, в Античности природу ставили на первое место, потом в средние века уже начали все изучать с научной точки зрения…
5)современные теории происхождения человека - т.супер струн, т.большого взрыва, т.реликтового излучения
Билет 16.
1 часть, наука - раковая клетка на теле человека.
1. Антисциентизм — философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и её роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука».
2. сциентизм — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.
3. Свое мнение. При всей противоположности позиции сциентизма и антисциентизма заключают в себе и нечто общее. Сциентизму свойственно слепое преклонение перед наукой; враждебность антисциентизма по отношению к науке также замешена на слепом, безотчетном страхе перед ней. Чего не хватает обеим этим позициям и что так необходимо сегодня не только ученому, но и каждому человеку, со всех сторон окруженному порождениями научно-технического прогресса, — это прежде всего рационального отношения к науке и научному мышлению.
4. Наука – этосфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
5. НТР влияние.
Бурный, беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-технический прогресс является одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени. Наука колоссально повышает производительность общественного труда, расширяет масштабы производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития, так что страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах общественной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.
Вместе с тем наука выдвигает перед человечеством немало новых проблем и альтернатив. Еще в недавнем прошлом было принято безудержно восхвалять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества.
Научно-технический прогресс, как таковой, подобно любому историческому развитию, необратим, и всякие заклинания по этому поводу не в состоянии его остановить. Единственное, что они могут породить, — это накопление и закрепление отсталости, слаборазвитости в обществе, где такие заклинания приобретают вес. Но это никоим образом не значит, что людям остается лишь безропотно подчиняться развитию науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям. Конкретные направления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы и ныне живущих, и будущих поколений, — вот что требует широкого, гласного, демократического и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать либо отвергать своим волеизъявлением.