ПОИСК ИНОСТРАННОГО ПАРТНЕРА
Цель проведения занятий - изучить классификацию участников ВЭД, разнообразные виды иностранных фирм, действующих на мировых рынках; привить практические навыки составления досье на фирму, деловых коммерческих писем; уметь осуществлять поиск, сравнительный анализ и выбор коммерческого партнера; выбрать наиболее эффективный рынок за рубежом.
Вопросы для обсуждения
1. Классификация участников внешнеэкономической деятельности.
2. Поиск и выбор иностранного торгового партнера.
3. Организация работы по сбору информации и изучению контрагентов.
4. Показатели деятельности иностранных фирм.
5. Правила ведения деловой переписки.
Темы для реферативных выступлений
1. Основные способы представления продукции и поиск контрагентов.
2. Основные критерии классификации фирм.
3. Комплексное исследование рынков сбыта.
4. Основные показатели деятельности иностранных фирм.
5. Источники информации об иностранных фирмах.
Задачи
Задача 1.1.
Таблица 1.1.
Исходные данные к задаче 1.1.
№ п/п | Оценочные критерии | Страны-партнеры | ||
А | В | С | ||
Торгово-политические отношения со страной контрагента | Торговые связи минимальные | Хороший торговый контакт | Устойчивые торговые связи | |
Конкуренция по данному товару | Полное отсутствие конкуренции | Низкая рекламная активность | Ценовая война | |
Коммерческий риск, связанный с реализацией контракта | Минимальный | Риск, связанный с вывозом прибыли | Риск с доставками | |
Предполагаемая рентабельность коммерческой сделки | 20% | 10% | 7% | |
Финансовое состояние фирмы контрагента | Стабильное | На грани банкротства | Стабильное | |
Деловая репутация фирмы контрагента | Добросовестно выполняет обязательства | Нет сведений | Имели место несвоевременные платежи |
|
Выбрать контрагента из стран-партнеров для осуществления экспортной сделки.
Таблица 1.2.
Показатели определения контрагента экспортной сделки
№ п/п | Оценочные критерии | Коэффициент значимости показателя | Страны-партнеры | ||
А | В | С | |||
Торгово-политические отношения со страной контрагента | |||||
Конкуренция по данному товару | |||||
Коммерческий риск, связанный с реализацией контракта | |||||
Предполагаемая прибыль от коммерческой сделки | |||||
Финансовое состояние фирмы контрагента | |||||
Деловая репутация фирмы контрагента | |||||
Сумма баллов |
Задача 1.2.
По данным информационной службы БЕРИ, информации советников торговых представительств, данным справочников (отраслевых, общефирменных, тематических, адресных), а также по анкетным опросам составлена табл. 1.3.
Таблица 1.3.
Исходные данные к задаче 1.2.
Оценочные критерии страны-импортера | Страна А | Страна В | Страна С |
Политическая стабильность в стране | Стабильное положение | Возможны государственные перевороты | Стабильное положение |
Инфляция, % в год | 2-3 | 25-30 | 5-8 |
Конвертируемость валюты | Свободно конвертируемая валюта | Неконвертируемая валюта | Частично конвертируемая валюта |
Торгово-экономические связи с предприятиями страны — экспортера | Устойчивые связи с рядом предприятий в течение длительного времени | Торговые отношения незначительные | Эпизодические связи |
Вид конкуренции по данной группе товаров | Ценовая война | Полное отсутствие конкуренции | Рынок монополизирован транснациональными Компаниями |
Пользуясь показателями данной таблицы, балльным методом оценки, определить, какой стране необходимо отдать предпочтение при экспорте товаров (офисной мебели).
|
Таблица 1.4.
Показатели определения контрагента экспортной сделки
№ п/п | Оценочные критерии | Коэффициент значимости показателя | Страны-партнеры | ||
А | В | С | |||
Политическая стабильность в стране | |||||
Инфляция, % в год | |||||
Конвертируемость валюты | |||||
Торгово-экономические связи с предприятиями страны — экспортера | |||||
Вид конкуренции по данной группе товаров | |||||
Сумма баллов |
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ
Цель проведения занятий - изучить структуру и содержание различных договоров; выработать практические навыки и умение разработки, оформления и исполнения внешнеторгового контракта купли-продажи с иностранными партнерами с учетом специфики торговли различными товарами, услугами, работами; уметь выбрать способ обеспечения исполнения обязательств во внешнеторговых сделках.
Вопросы для обсуждения
1. Правовые аспекты внешнеторгового договора купли-продажи.
2. Содержание основных положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.
|
3. Структура контракта международной купли-продажи товаров.
4. Содержание разделов внешнеторгового контракта.
5. Организация платежно-расчетных отношений: валютно-финансовые условия контракта, формы международных расчетов.
6. Виды контрактов (договоров) международной купли-продажи.
7. Особенности содержания контрактов купли-продажи различных групп товаров (сырьевых, продовольственных, непродовольственных товаров, готовых изделий, машин и оборудования).
Темы для реферативных выступлений
1. Порядок заключения международных контрактов купли-продажи.
2. Использование типовых контрактов в международной торговле.
3. Факторы, влияющие на содержание внешнеторгового контракта и детальную характеристику его условий.
4. Условия платежа в контракте.
5. Содержание основных разделов внешнеторгового контракта.
Задачи
Задача 2.1.
Исходные данные:
Тракторный завод экспортирует в Польшу запасные части (шесть наименований) к трактору. Цена контракта - 20 000 евро.
Разработать: спецификацию к контракту (ведущая шестерня, маховик, передняя ступица, тормозные колодки, поршни, цилиндры).
Необходимые данные (цену и количество) выбрать самостоятельно.
Указать:
- Как называется способ разрешения имущественных споров с помощью третейских судей в порядке, установленном законом?
- Как называется документ-претензия, предъявляемый покупателем к продавцу в связи с несоответствием количества или качества поставляемого товара условиям контракта?
Задача 2.2.
Исходные данные:
Фирма RUR (Германия) экспортирует в нашу страну подсолнечное масло (трех наименований).
Разработать проект контракта по отдельным разделам:
- Обозначение сторон.
- Предмет контракта (со спецификацией).
- Цена и сумма контракта.
- Базисные условия поставки.
- Качество товара.
Необходимые данные выбрать самостоятельно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехнович А. В. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: практикум для студентов вузов / А. В. Алехнович. – 2-е изд. – Минск: Дикта, 2008. – 252 с.
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов/ Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Сгровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 823 с.
3. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.: ил. – (Серия «Вне серии»).
4. Журнал «Мировая экономика и международные отношения»
5. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 105 с.
6. Ноздрева Р.Б. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 10. - М.: «ИНФРА-М», 1999. – 432 с.
7. Основы внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие / Л.А. Воловик; – КГУ: Калининград, 1998. – 80 с.
8. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 206. – 448 с.
9. Просветов Г.И. Финансовый менеджмент: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2005. – 376 с.
10. Стуканова И.П., Стуканова С.С. Основы внешнеэкономической деятельности: Практикум, 2-е изд., стереотип. – М.: МГИУ, 2008. – 218 с.