Роман «Мастер и Маргарита».
1. Замысел и название романа. Три мира романа.
Роман «Мастер и Маргарита» — одно из загадочнейших явлений литературы XX века. Роман соткался из московского воздуха, из знойного марева, плывущего над бульварами, из закатных бликов в окнах многочисленных громад. Он вобрал в себя напряженную тишину старых арбатских переулков, грохот трамваев у Никитских ворот. Все пронес через небытие и воскресил этот роман — фокусник и чародей, сам себя заклявший формулой «рукописи не горят» — М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» имеет множество вариантов прочтения.
Рассмотрим историю создания произведения.
Первоначально основной темой произведения являлась тема дьявола, таким образом, писатель отреагировал на феномен 20-х годов: крушение в России религии как целого пласта культурной, духовной, нравственной жизни.
Во всех редакциях М. Булгаков действие относил к определенномувремени. В последней редакции, по мнению исследователей, события относятся к 1929 году. Только в 1929 году страстная неделя (последняя неделя перед Пасхой) выпадала на май. Наверное, выбор года не случаен.1929 год — год «великого перелома»: всеобщей коллективизации и индустриализации, время завершения НЭПа, год жестоких репрессий.
В произведении переплетаются три сюжета, три мира. Какие?
Ершалаимский, московский, сюжет о Воланде.
Какие персонажи представляют эти миры?
Москва 1920-х: Михаил Берлиоз, Иван Бездомный, Римский, Лиходеев, Варенуха, Босой, Латунский и др.
Мир Вечности: Воланд и свита (Азазелло, Коровьев, Гелла, кот Бегемот).
Ершалаимский мир: Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Левий Матвей, Иуда, Каифа и др.
Какое место занимают мастер и Маргарита? (Они связаны со всеми мирами.)
|
Кто еще так же всеведущ, как мастер? (Повествователь)
Как три мира соотносятся во времени? (Московские главы — 1929 год, ершалаимские — 29 год нашей эры. Ершалаимские главы вкраплены в основное повествование: это главы 2, 16,25,26,32 и.т.д).
В какой момент время смыкается? (5 мая, в праздник Пасхи: действие переносится в вечность.)
С какой целью писатель обращается к временным перекличкам? (Задача писателя — показать, что люди не меняются: праведник распят и в 29, и в 1929 году.)
2. Москва 1930-х годов.
Работа по 5 главе романа и частично по 1 (характеристики Берлиоза и Бездомного)
Задание.
1. Письменно на основе материала лекции и текста подготовить характеристику московского мира в романе:
1)быт,
2)нравы (характеры),
3)духовная атмосфера,
4)явные и неявные черты времени.
2. Письменно доказать или опровергнуть тезис: «Жизнь москвичей подчинена только удовлетворению эгоистических чувств и желаний».
Мы выяснили, что роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько временных планов, композиция его необычна и сложна. Сегодня в центре нашего внимания мир московский. Наша задача — ответить на вопросы: что ценят люди в земной жизни? чем руководствуются в своих поступках? Итак, Москва конца 1920-х годов. Какова она?
Проверка задания. Устная характеристика московского мира в романе: быт, нравы, духовная атмосфера, явные и неявные черты времени.
Итак, люди стремятся к власти и деньгам, которые открывают для них возможности наслаждаться жизнью. Любые препятствия в погоне за жизненными благами встречаются гражданами с озлоблением. Обращаясь к портретам своих современников, Булгаков избегает прямых авторских характеристик.
|
Рассмотрим сцену пляски в Грибоедове (гл. 5.): «И ровно в полночь в первом из них что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!!»...».
Как проявляется авторское отношение, какие приемы использует Булгаков?
(Булгаков использует кинематографические приемы в изображении персонажей: невозможно увидеть конкретные лица — то борода с луком, то фиолетовое пятно, то оскаленные зубы. Увидеть можно только внешнюю оболочку. Это не жизнь, а ад.)
Как отреагировали на известие о смерти Берлиоза завсегдатаи Грибоедова?
(«Да, погиб, погиб... Но мы-то ведь живы!... не пропадать же куриным котлетам де-воляй?» Смерть Берлиоза всех оставила равнодушными, не вызвала переживаний. Этот факт подтверждает бессердечие и эгоизм писательской среды.)
Как изображен литературный мир на страницах романа? (Литературный мир — это и МАССОЛИТ, и писательский ресторан.)
Выборочное чтение гл.1 (характеристика Берлиоза и Бездомного), гл.5 (характеристика МАССОЛИТа и ресторана).
Можно ли утверждать, что МАССОЛИТ — своеобразная модель общества? (МАССОЛИТ — своеобразная модель общества: творческий процесс в МАССОЛИТе развивается по «плану», как в народном хозяйстве; чем выше (не талант) административный пост, тем быстрее и удачнее решаются все проблемы. В МАССОЛИТе 3111 писателей, но ни один не занят литературой: одни — завсегдатаи грибоедовского ресторана, другие — распределяют в своем сознании писательские дачи в литературном поселке Перелыгино. Дележка материальных благ и привилегий, а также «здоровая и вкусная пища» по доступным ценам — вот и все, чем заняты умы и сердца «инженеров человеческих душ».)
Домашнее задание (отправить на почту к следующему занятию):
1. Письменное сообщение о судьбе мастера и его романа.
2. Письменное сообщение «История превращения Ивана Бездомного в Ивана Николаевича Понырева».