Работа по 5 главе романа и частично по 1 (характеристики Берлиоза и Бездомного)




Роман «Мастер и Маргарита».

1. Замысел и название романа. Три мира романа.

Роман «Мастер и Маргарита» — одно из загадочнейших явлений литературы XX века. Роман соткался из московского воздуха, из знойного марева, плывущего над бульварами, из закатных бликов в окнах многочисленных гро­мад. Он вобрал в себя напряженную тишину старых арбатских переулков, грохот трамваев у Никитских ворот. Все пронес через небытие и воскресил этот роман — фокусник и чародей, сам себя заклявший формулой «рукописи не горят» — М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» имеет множество вариантов прочтения.

Рассмотрим историю создания произведения.

Первоначально основной темой произведе­ния являлась тема дьявола, таким образом, писатель отреаги­ровал на феномен 20-х годов: крушение в России религии как целого пласта культурной, духовной, нравственной жизни.

Во всех редакциях М. Булгаков действие относил к опре­деленномувремени. В последней редакции, по мнению иссле­дователей, события относятся к 1929 году. Только в 1929 году страстная неделя (последняя неделя перед Пасхой) выпадала на май. Наверное, выбор года не случаен.1929 год — год «великого перелома»: всеобщей кол­лективизации и индустриализации, время завершения НЭПа, год жестоких репрессий.

В произведении переплетаются три сюжета, три мира. Какие?

Ершалаимский, московский, сюжет о Воланде.

Какие персонажи представляют эти миры?

Москва 1920-х: Михаил Берлиоз, Иван Бездомный, Римский, Лиходеев, Варенуха, Босой, Латунский и др.

Мир Вечности: Воланд и свита (Азазелло, Коровьев, Гелла, кот Бегемот).

Ершалаимский мир: Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Левий Матвей, Иуда, Каифа и др.

Какое место занимают мастер и Маргарита? (Они связаны со всеми мирами.)

Кто еще так же всеведущ, как мастер? (Повествователь)

Как три мира соотносятся во времени? (Московские гла­вы — 1929 год, ершалаимские — 29 год нашей эры. Ершалаимские главы вкраплены в основное повествование: это главы 2, 16,25,26,32 и.т.д).

В какой момент время смыкается? (5 мая, в праздник Пас­хи: действие переносится в вечность.)

С какой целью писатель обращается к временным пере­кличкам? (Задача писателя — показать, что люди не меняют­ся: праведник распят и в 29, и в 1929 году.)

 

2. Москва 1930-х годов.

Работа по 5 главе романа и частично по 1 (характеристики Берлиоза и Бездомного)

Задание.

1. Письменно на основе материала лекции и текста подготовить характеристику московского мира в романе:

1)быт,

2)нравы (характеры),

3)духовная атмосфера,

4)явные и неявные черты времени.

2. Письменно доказать или опровергнуть тезис: «Жизнь москвичей подчинена только удовлетворению эгоистических чувств и желаний».

Мы выяснили, что роман «Мастер и Мар­гарита» имеет несколько временных планов, композиция его необычна и сложна. Сегодня в центре нашего внимания мир московский. Наша задача — ответить на вопросы: что ценят люди в земной жизни? чем руководствуются в своих поступ­ках? Итак, Москва конца 1920-х годов. Какова она?

Проверка задания. Устная характеристика московского мира в романе: быт, нравы, духовная атмосфера, явные и неявные черты времени.

Итак, люди стремятся к власти и деньгам, которые открывают для них возможности наслаждаться жиз­нью. Любые препятствия в погоне за жизненными благами встречаются гражданами с озлоблением. Обращаясь к портре­там своих современников, Булгаков избегает прямых автор­ских характеристик.

Рассмотрим сцену пляски в Грибоедове (гл. 5.): «И ровно в полночь в первом из них что-то грохнуло, зазвенело, посыпа­лось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!!»...».

Как проявляется авторское отношение, какие приемы ис­пользует Булгаков?

(Булгаков использует кинематографиче­ские приемы в изображении персонажей: невозможно увидеть конкретные лица — то борода с луком, то фиолетовое пятно, то оскаленные зубы. Увидеть можно только внешнюю обо­лочку. Это не жизнь, а ад.)

Как отреагировали на известие о смерти Берлиоза завсегда­таи Грибоедова?

(«Да, погиб, погиб... Но мы-то ведь живы!... не пропадать же куриным котлетам де-воляй?» Смерть Берлио­за всех оставила равнодушными, не вызвала переживаний. Этот факт подтверждает бессердечие и эгоизм писательской среды.)

Как изображен литературный мир на страницах романа? (Литературный мир — это и МАССОЛИТ, и писательский ресторан.)

Выборочное чтение гл.1 (характеристика Берлиоза и Без­домного), гл.5 (характеристика МАССОЛИТа и ресторана).

Можно ли утверждать, что МАССОЛИТ — своеобразная модель общества? (МАССОЛИТ — своеобразная модель об­щества: творческий процесс в МАССОЛИТе развивается по «плану», как в народном хозяйстве; чем выше (не талант) ад­министративный пост, тем быстрее и удачнее решаются все проблемы. В МАССОЛИТе 3111 писателей, но ни один не за­нят литературой: одни — завсегдатаи грибоедовского ресто­рана, другие — распределяют в своем сознании писательские дачи в литературном поселке Перелыгино. Дележка матери­альных благ и привилегий, а также «здоровая и вкусная пища» по доступным ценам — вот и все, чем заняты умы и сердца «инженеров человеческих душ».)

 

Домашнее задание (отправить на почту к следующему занятию):

1. Письменное сообщение о судьбе мастера и его романа.

2. Письменное сообщение «История превращения Ивана Бездомного в Ивана Николаевича Понырева».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: