ФИЛОСОФИЯ
Преподаватель – Митина Ирина Викторовна
Философия возникла 2,5 тыс. лет назад в Древней Греции (философия в переводе означает любовь к мудрости). Пифагор первым употребил термин «философия». В качестве систематического знания представил Платон. Первоначально термин «философия» был синонимом зарождающегося эстетического знания. Философия отличается от науки субъект – объектными отношениями в познании действительности. Философское знание всегда имеет личностный характер, им объясняется и существование национальных школ в философии. Философское знание всегда выражено в понятийной категориальной форме. Философское знание должно быть выражено в систематической обоснованной форме, философия всегда есть рефлексия по поводу взаимоотношений мира и человека в их различных аспектах. При этом мир берется не в качестве какого-то одного своего аспекта, а берется как целое, т.е. это предельно общий взгляд и самая высокая степень абстракции.
Существуя первоначально в качестве не расчлененного знания, философия впоследствии была разделена на отдельные отрасли и до сей поры возникают новые разделы философского знания.
Структура философского знания:
1) Метафизика – наука о перворезультатах и первоначалах бытия.
2) Онтология – учение о бытие и как субъективная и объективная реальность.
3) Гносеология – знание.
4) Этимология – учение о методах познания действительности.
5) Этика – учение о благе, о способах его достижения.
6) Эстетика – учение о прекрасном.
7) История философии – история философского учения.
8) Философия истории – философское осмысление исторического процесса.
9) Философия культуры – осмысление культурного процесса.
|
|
10) Социальная философия – осмысление проблем общества.
11) Философская антропология – учение о человеке.
12) Философия политики – осмысление проблем политической жизни
13) Философия глобальных проблем.
Функции философии.
1. Мировоззренческая – философия всегда является ядром мировоззрения личности поскольку дает теоретическое обоснование взглядам человека на мир и его место в нем. Существуют разные этапы формирования мировоззрения: 1) мироощущение, 2) мировосприятие, 3) миропонимание, 4) мировоззрение. Само мировоззрение может существовать в форме обыденного мировоззрения.
2. Разработка общезначимых методов познания
3. Рефлексия на культурное основание бытия.
Изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды, более строго обосновать свои убеждения, выявить ошибочность позиций.
Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Философия вырабатывает общую методологию познания, методы познания структуры научного знания, возникновение и развитие нового знания, эмпирические и теоретические методы исследования взаимоотношения интуитивных, эвристических и логических методов в процессе выдвижения гипотез и разработки научных теорий.
Реальные философские интересы и принципы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Философский способ мышления критически рефлексивный, он направлен на осмысление сложившихся форм культуры, уяснения тенденций становления новых форм опыта.
|
|
Философия имеет свои предметы: 1) исследование первопричин или высших начал; 2) познание бытия как такового; 3) исследование субстанции; 4) постижение божественной сверхчувственной субстанции.
Но при всех переменах неизменным оставался интерес философов:
1) к природе, ее многообразию и взаимосвязанности, возникновению и строению;
2) к общественной жизни людей, политическому и правовому устройству общества.
Философия – универсальное теоретическое познание; задача философского познания – синтез разнообразных человеческих знаний и предание всем другим наукам систематического единства (Кант И., 1724 – 1804 гг.).
Метод теоретического мышления:
1) теоретическая классификация и систематизация;
2) логический вывод и доказательство;
3) обобщение, сопоставление, поиск скрытых объединяющих явлений, связей и т.д.
Основной вопрос философии.
Это вопрос об отношении мышления к бытию. Он был сформулирован Ф.Энгельсом (1820 – 1895 гг.) и подразделяется на 2 вопроса:
1) Что является первичным – дух или материя?
2) Познаваем ли мир?
Ответ к 1-ому вопросу:
Материалисты считают основой материю, а дух, сознание рассматривают как нечто вторичное. Идеалисты первичным считают дух, сознание, а материальный мир – порождением духовного начала. Идеализм и материализм – это логистические (?) направления, т.к. за основу мира принимают одно из начал. Дуалисты рассматривают оба начала – духовное и материальное – как равноправные.
Ответ ко 2-ому вопросу.
Представители гносеологического оптимизма считают, что нет непознаваемых вещей, хотя есть те, что еще не познаны. Представители скептицизма считают, что мир в своей сущности непознаваем. Представители агностицизма считают, что вопрос об истинности познания окружающей человека действительности не может быть решен окончательно.